Отчасти потому, что теперь здесь у Казахстана своя солидная собственность в виде нефтеперерабатывающих заводов и тысячи АЗС по всей Европе. Пресс-тур для журналистов по казахстанским активам на территории этой страны очень органично сочетался с посещением знаменитого замка Дракулы, дворца короля Румынии и лицезрением зрелищного вида Карпат. Пока еще рано вести речь об открытии прямого рейса Астана – Бухарест, тем не менее в последние 3 года визиты казахстанцев в эту страну стали регулярными. По данным посольства Румынии в Казахстане, количество выданных виз нашим гражданам стремительно растет. И такой прогресс связан прежде всего с приобретением нашей республикой собственности в этой стране. Напомним, что семь лет назад национальная компания «КазМунайГаз» стала полноправным владельцем НПЗ и АЗС в Румынии. А потому по делам бизнеса наши нефтяники, а следом за ними и журналисты стали вылетать чаще. Но пока добраться до румынской столицы Бухареста из Астаны сегодня можно через Стамбул либо Вену. Есть еще один вариант маршрута – через Москву или Киев. В среднем, чтобы долететь до Бухареста, потребуется со всеми пересадками не менее 12–17 часов. И вот когда длительный перелет позади и ты уже в точке прибытия, то пытаешься из окна встретившего тебя авто разглядеть город. Первое впечатление от столицы Румынии: она чем-то напоминает Алматы советского периода. Такие же пятиэтажки, как в микрорайонах, и такие же девятиэтажки в центре, правда, разбавленные старинными домами. Летом Бухарест – такой же утопающий в зелени город с тенистыми тротуарами, зимой здесь слякотно и в основном господствует туман. Первое, что бросается в глаза – большое скопление автомашин на дорогах, вдоль тротуаров, во дворах домов. Но от этого сегодня страдает большинство столиц мира. Вообще, ужасные пробки в Бухаресте, как и во всех крупных мегаполисах, проблема номер один. Узкие улицы многовекового города, не рассчитанные на автобум, серьезно затрудняют трафик. Но если в Астане и Алматы городские власти хоть что-то предпринимают, строя развязки, то здесь, на наш взгляд, об этом еще не задумываются. По крайней мере, наши румынские коллеги сетовали, что через год-два движение на дорогах Бухареста встанет. – Вам бы нашего акима Имангали Тасмагамбетова, он бы навел порядок с вашими дорогами, – шутили в ответ казахстанские журналисты. Как выяснится позже, одна из причин такого автобума в Румынии в том, что после вступления страны в Евросоюз продукция ведущих европейских концернов приходит сюда без таможенных и прочих накруток. Средняя цена на популярные «Фольксвагены», «Поло» или «Гольфы», «Ситроены», «Пежо» – от 11 до 16 тысяч долларов, что, конечно же, ниже наших, казахстанских. И здесь, следуя стандартам Евросоюза, практически полностью отказались от старых машин. Поменялась психология горожан, считающих, что лучше и выгоднее купить новое авто. По дорогам Бухареста в основном рассекают малогабаритные машины. Популярные в Казахстане «Тойоты-Ландкрузеры» или «Лексусы» здесь не увидишь. Из машин представительского класса – в основном BMW и «Порше». Заправки в стиле хай-тэк
Вице-президент румынской «дочки» «КазМунайГаз» – The Rompetrol Group Дмитрий Григорьев, во время интервью казахстанским журналистам напомнит, что перед ними стоит задача, которую поставил перед нацкомпанией президент страны Нурсултан Назарбаев – продавать в Европе не только сырье в виде нефти, но и продукцию более высокой стоимости, то есть нефтепродукты. А потому путем тщательного анализа и расчетов выбор пал на активы в Румынии, в которой они для себя видят хорошие перспективы. – В Румынии концентрация машин на человека 1 к 8, этот показатель почти в 7 раз ниже, чем в той же Германии. Это означает, что румынскому рынку есть к чему стремиться, значит, в этом направлении потенциал этой страны очень высок, – отметил Дмитрий Григорьев. Вообще, по словам представителя Rompetrol, машина для румын значит многое. Год от года количество автовладельцев растет здесь в геометрической прогрессии. На этом и строится весь бизнес по обслуживанию «железных коней». В Румынии большое количество АЗС. И большая конкуренция заставляет этот вид бизнеса постоянно совершенствоваться. Так, автозаправки того же Rompetrol, которые стали собственностью казахстанской нацкомпании, сегодня представляют собой органичный симбиоз мини-супермаркетов, мини-кафе, мини-автомоек. – Сегодня при такой жесткой конкуренции главный принцип нашей работы в том, что каждый клиент – это наш долгожданный гость, чье желание готовы выполнить быстро и качественно, – рассказал казахстанским журналистам вице-президент по развитию бизнеса The Rompetrol Гавит Куркимов. Да, было бы неплохо, если бы такой же принцип действовал на всех казахстанских АЗС и у нас в стране. И хотя в Астане в последние два года стали появляться аналогичные АЗС, все же в Румынии казахстанские менеджеры ушли намного вперед. Сегодня The Rompetrol открыл вдоль хай-веев (главные, хорошо асфальтированные трассы междугородного значения. – Прим. авт.) АЗС нового поколения, которые назвали Litro. Их отличие в том, что к кафе, супермаркету и автомоечной здесь добавились такие услуги, как Интернет, причем с использованием wi-fi, постоянно крутящаяся реклама на мониторе, установленном прямо на самом заправочном автомате. – Кроме этого, здесь установлена система, с помощью которой можно расплачиваться за бензин через сам автомат. Это когда на отверстие бензобака каждой машины надевается специальное кольцо, которое несет в себе всю информацию о машине, о том, какой бензин нужен и, самое главное, банковский счет. Всю эту информацию заправочный «пистолет» считывает, – пояснил Гавит Куркимов. По его словам, такая форма расчета очень удобна для компаний, которые отправляют в дорогу дальнобойщиков. Нет необходимости выдавать водителю наличную валюту, кроме этого, есть строгий учет того, сколько именно горючего было использовано за все время пути. Кстати, в разговоре нефтяников с журналистами была высказана идея, что подобного рода АЗС должны появиться и в Казахстане, в частности вдоль строящейся сегодня дороги международного значения Западная Европа – Западный Китай. – Ведь это и новые рабочие места, и должный сервис на территории Казахстана, когда начнут туда и обратно двигаться большегрузы с товарами, активизируется, и в целом автодвижение, – отметил Куркимов.
Открытие страны Дракулы
Признаюсь, мои познания о Румынии были весьма скудны. Я слышала легенду и видела немало фильмов о злом князе Дракуле, который стал своеобразным символом этой страны и чей образ запечатлен на различных сувенирах, продаваемых здесь повсеместно. И еще я знала румынскую гимнастку Нелли Команечи, которая своими победами принесла своей родине мировую славу и которая открыла эру новой школы в этом виде спорта. Однако каково же было мое удивление, когда выяснилось, что познания румын о Казахстане оказались еще скуднее. Как признался во время встречи наш румынский коллега, многие его соотечественники считали и считают до сих пор, «что все, что расположено восточнее Румынии – это Россия». Сегодня с приобретением «КазМунайГазом» румынской компании о Казахстане в этой стране стали знать больше. По крайней мере, относились к нам с большим уважением. Как выяснилось, еще одной причиной для подобного отношения стали победы наших боксеров. Как известно, в борьбе за призовые места на многих престижных соревнованиях наши ребята дрались на ринге с румынскими спортсменами, которые считаются сильнейшими в Европе. Народ здесь очень гостеприимный и, следует признать, красивый. Римская империя, затем австрийское присутствие, потом турецкое нашествие: смешение кровей, которое происходило на этой территории постоянно на протяжении многих веков, дало отличный результат. Здесь можно встретить чисто северный типаж, белокожих девушек с голубыми глазами, и кареглазых смуглянок, либо вообще интересную комбинацию: белая кожа, жгучие черные волосы и серые глаза. Влияние различных культур нашло отражение и в румынском языке. Здесь много итальянских слов, русских, турецких. Так, наваристый бульон здесь называется «чорба» (есть созвучие с нашим словом «сорпа»), а мыло – «сапун» (по-казахски будет «сабын»). Румыния – это еще и красивые курорты на берегу Черного моря, и лучшие в Европе грязевые источники. Во время посещения города Констанцы, где расположен главный объект Rompetrol – нефтеперерабатывающий завод «Петромидия», казахстанским журналистам удалось побывать и на знаменитом курорте Мамайя. И прав был румынский посол в Казахстане Эмил Рапча, когда перед поездкой говорил нам, что в Румынии самый лучший в Европе морской песок – он мягкий, как рассыпчатая пудра. Это действительно так! И, возможно, со временем это смогут проверить и другие мои земляки, решившие приехать на отдых в эту малоизвестную нам пока страну.
Кульпаш КОНЫРОВА, фото автора,Астана – Бухарест – Астана
| |