| Наука служит процветанию | Вслед за новым законом «Об образовании» и недавно принятой Государственной программой развития образования этот закон открывает широкие возможности для развития отечественной науки и реализации ее результатов.Принятие таких основополагающих документов, несомненно, большое достижение Министерства образования и науки, возглавляемого ныне крупным ученым, академиком НАН РК Б. Жумагуловым. Теперь очень многое будет зависеть от качества подготовки подзаконных актов и их исполнения на практике. Главное, наше общество начинает глубже осознавать необходимость развития науки, убеждается в том, что только с ее помощью можно создать передовую индустрию и экономику. В настоящее время Казахстан вступил в активную фазу своего индустриально-инновационного развития. Она характеризуется адаптацией сферы науки к современным экономическим условиям, что должно привести к коренным изменениям в организационном, кадровом, инфраструктурном и финансовом обеспечении развития науки, регулируемым соответствующей нормативно-правовой базой. Мне хотелось бы остановиться только на тех положениях, которые, на мой взгляд, вызывают наибольший интерес у ученых. Прежде всего нужно рассмотреть вопрос финансирования науки. В США и западноевропейских странах о развитости науки в той или иной стране в первом приближении принято судить по объему финансирования науки. После «переходного» периода в нашей республике объем финансирования НИОКР растет с каждым годом, несмотря на дефицит государственного бюджета, вызванный финансовым и экономическим кризисом в мире. С 2000 года, то есть за 10 лет, объем финансирования НИОКР вырос в 5 раз и составил 0,26 процента от ВВП республики. Доля наукоемкой продукции и расходы на науку в общем объеме ВВП являются основными показателями экономики, основанной на знаниях. В большинстве стран с развитой экономикой доля внутренних затрат на исследования и разработки составляла в общем объеме ВВП около 3 процентов: в Швеции – 3,8 процента, Финляндии – 3,5 процента, Японии – 3,44 процента, Швейцарии – 2,90 процента, США – 2,84 процента, Германии – 2,54 процента, России – 1,2 процента, Новой Зеландии – 1,16 процента, Южной Африке – 0,92 процента, Белоруссии – 0,7 процента. При этом расходы США составляют около 40 процентов от мировых расходов – 400 млрд долларов. Согласно принятой в нашей республике форсированной индустриально-инновационной стратегии объем финансирования НИОКР к 2020 году должен достигнуть 2,0 процента ВВП, то есть возрастет в 8 раз. Это очень высокий темп развития. Такого не имеет ни одна страна в СНГ. Поэтому у казахстанских ученых есть хорошие перспективы. Однако в порядке финансирования науки имелись изъяны, о которых на совещании по науке, состоявшемся 4 сентября 2009 года, сказал президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев. Нурсултан Абишевич указал на обюрокраченность механизма финансирования научного проекта (идеи) ученого, который должен пройти 5 стадий рассмотрения. Глава государства предложил сократить «лестницу» до одного и создать национальный научный совет, который должен состоять из ведущих ученых страны и уполномочен решить вопрос выдачи научного гранта на условиях открытости и прозрачности экспертизы. Причем в экспертизе научных проектов поручил использовать ресурсы Национальной академии наук РК. Это нашло отражение в законе «О науке». В 8 статье один из подпунктов посвящен Национальной академии наук РК, где указаны ее функции: участие в определении приоритетных направлений отечественной науки, в экспертизе научных грантов, в Национальном научном совете, подготовка национального доклада по науке совместно с отраслевыми академиями и научными организациями. Координация за подготовкой ежегодного нацдоклада по науке закреплена за НАН РК. Появление национального доклада по науке в поле закона нужно расценивать как дальнейшее продвижение НАН РК по пути национальных академий наук Западной Европы и США. Это вполне соответствует указаниям главы государства, высказанным на юбилейной сессии общего собрания НАН РК в 2006 году. В законе «О науке» предусмотрено и то, что при определении приоритетных научных программ будет проводиться экспертиза с участием иностранных ученых из международных организаций и Национальным центром экспертизы РК с участием отечественных ученых из НАН РК, НИИ и вузов. При этом будут использоваться результаты исследования и анализа тенденций развития науки в мире и в Казахстане и предложения по развитию науки, изложенные в ежегодном национальном докладе по науке, подготовленном Национальной академией наук Республики Казахстан совместно с другими отраслевыми академиями, НИИ и вузами. Главное условие для обуздания коррупции – это прозрачность экспертизы и отторжение от науки деляг, организовывающих «откаты». Самой большой проблемой науки является даже не низкий уровень финансирования, а невостребованность науки в Казахстане. Анализ показал, что доля новой научной продукции в ВВП не превышает 1,1 процента. Такое положение связано с монопольностью почти всех основных отраслей промышленности. Однако вхождение Казахстана в Та-моженный союз и создаваемое Единое экономическое пространство в СНГ резко изменяет ситуацию, и нашим гигантам придется вступать в конкуренцию с промышленными гигантами России, Белоруссии и др. Победит тот, чья продукция качественна и имеет наименьшую себестоимость. А это уже невозможно сделать без всесторонних научных исследований. Вот так рождается востребованность науки. Известно, что около 50 крупнейших промышленных предприятий Казахстана управлялись непосредственно из Москвы. После распада СССР почти все проектно-конструкторские институты и опытные цеха этих предприятий, где проводились испытания и доводки внедряемых в производство новых разработок ученых, практически исчезли при их приватизации и передаче иностранным инвесторам. Теперь новые хозяева не желают пропускать казахстанских ученых к своим предприятиям, ссылаясь на заключенные с казахстанской властью контракты и договоры на заре независимости республики. Действительно, международные договоры без согласия одной из сторон нельзя изменять, так как это может негативно повлиять на авторитет государства. Но все-таки есть выход. Ни один из этих инвесторов не сможет не признавать международные конвенции о защите экологии и безопасности труда рабочих. Поэтому научные разработки ученых Казахстана, в результате внедрения которых произойдет уменьшение вредных выбросов в атмосферу, а также жидких и твердых отходов, улучшение условий труда рабочих, они обязаны внедрять в свои технологии производства и без пересмотра заключенных договоров. Новый закон закрыл дорогу любителям приобретать ученые степени окольными путями. Подготовка научных кадров через аспирантуру, имеющую заочную форму, и особенно через соискательство, отсутствие самостоятельной ВАК (высшей аттестационной комиссии) при правительстве РК, практическое отсутствие ротации состава специализированных советов по защите диссертации, привели к развитию плагиата и протекции. Теперь принята трехступенчатая система подготовки кадров «бакалавр – магистр – доктор философии (PhD)». Ученые звания доцента и профессора будут присваиваться за научные достижения, то есть доцент идентичен прежнему кандидату наук – доценту, а профессор – доктору наук – профессору. А главное, их получат только те, которые работают в сфере науки и высшего образования. Теперь нужно обращать внимание на публикации в престижных международных научных журналах и на патентование изобретений ученых и рационализаторов. Необходимо поднять зарплату в научных организациях и вузах для притока молодых талантливых специалистов в науку. Новая система подготовки научных кадров приведет к закрытию многих научных журналов, появившихся как грибы после дождя. Они способствовали плагиату, публикуя статьи без всякой экспертизы. Будут созданы исследовательские университеты, которые должны иметь в своем составе научно-исследовательские институты и крупные лаборатории. Для этого необходимо, во исполнение послания президента Республики Казахстан народу Казахстана (2007 г.), объединить бывшие академические институты с ведущими вузами с сохранением их юридической самостоятельности. Они должны быть головными организациями по приоритетным направлениям науки. Фонд науки и академические институты необходимо вывести из составов сомнительных организаций, не связанных ни с производством, ни с вузами. Фонд науки должен быть самостоятельной и прозрачной организацией в составе МОН РК. Необходимо создавать при исследовательских университетах проектно-конструкторские бюро и опытно-производственные внедренческие предприятия и выстроить эффективную систему «наука – вуз – производство». Пример такой интеграции уже имеется. Два крупных института республики, имеющие мировую известность, объединились с Казахстанско-Британским техническим университетом, и от этого выиграли все стороны. При этом академические институты сохранили самостоятельность как АО со стопроцентной государственной акцией. Открылись широкие возможности для привлечения к научным работам студентов, магистров и докторантов, а лучшие из них остаются в лаборатории. Именно эти талантливые молодые люди, приняв эстафету от маститых ученых, поведут институты к новым успехам. А КБТУ, в свою очередь, получил возможность усиления преподавательского состава, развития научных связей с производственными предприятиями. Кстати, по рейтингу вузов КБТУ занял в 2010 году первое место среди технических университетов республики. Эту оправдавшую себя практику надо продолжать, так как это соответствует указаниям главы государства. В целом принятие нового текста закона РК «О науке» – большой успех всех ученых республики. Особо хочется подчеркнуть вклад нового министра образования и науки РК, академика Б.Т. Жумагулова, который сам лично написал корректировку некоторых статей закона, примиряя противоборствующие стороны. Очень много сделано правительством, которое дважды рассматривало закон на своих заседаниях под председательством премьер-министра К. К. Масимова. В течение почти четырехлетнего рассмотрения закона был кульминационный момент, когда самые коренные и главные изменения, открывающие широкие возможности для демократизации управления наукой, сделал сам глава государства Н. А. Назарбаев во время специального совещания с учеными 4 сентября 2009 года. Благодаря личной поддержке главы государства казахстанский закон «О науке» отличается от подобных законов постсоветских республик современной свежестью, демократичностью и открывает большую перспективу для создания наукоемких производств и дальнейшего развития экономики страны. И такой продвинутый и, по своей сути, креативный закон пришелся в пору, когда наша республика под мудрым руководством своего первого президента, Лидера нации – Елбасы вступила в активную фазу индустриально-инновационного развития по пути строительства нового, процветающего Казахстана.
Мурат ЖУРИНОВ, президент Национальной академии наук РК, академик, лауреат Государственной премии РК в области науки и образования | |
|