| Не щадя живота своего | Минувший год вошел в историю страны как год 15-летия ВРТ в республике.Вспомогательные репродуктивные технологии, как называют их врачи и юристы, для простого человека сведены в две позиции современного вмешательства медиков в чудо рождения человека – «ребенка из пробирки» и суррогатную мать.И если о первом мы знаем, что это реально, но дорого, то суррогатное материнство по-прежнему окутано тайной и до последнего времени реально оставалось не совсем ясным с юридической точки зрения занятием. Все может измениться с принятием нового Кодекса «О браке (супружестве) и семье», где целая глава посвящена вопросам суррогатного материнства. Проект кодекса утвержден во втором чтении в мажилисе парламента РК с некоторыми поправками. По статистике, до 16 процентов брачных союзов, заключенных в Казахстане, обречены на многочис-ленные и, увы, не всегда успешные попытки зачать и выносить наследника. Около 30 процентов этих бесплодных пар (это примерно 5–6 тысяч семей в год) могут стать родителями только с помощью вспомогательных репродуктивных технологий. В прошлом году Казахстан впервые выделил из бюджета страны сумму, равную стоимости 100 программ по экстракорпоральному оплодотворению. Шаг благородный, но рискованный. Ведь зачатие и рождение ребенка могло произойти лишь у 40 пар. И это считалось бы большой удачей. Критика и недовольство ограниченным количеством «мест» сопровождали эксперимент, который решено было повторять из года в год. С увеличением числа участников. Так, в этом году на ЭКО по квоте пройдут 350 пар. – А в 2015 году, и мы уже определили эту цифру, шанс стать родителями дадут 700 парам, – отметила депутат мажилиса, председатель Социального совета при фракции НДП «Нур Отан» Айткуль Самакова. Первый ребенок, зачатый «в пробирке», появился в нашей стране через год после создания специальной лаборатории. За 15 лет таких малышей родилось более пяти тысяч. Технологии будущего помогали даже самым «безнадежным» мужчинам и женщинам. К счастью, отечественные законы, регулирующие проведение ВРТ в республике, признаны едва ли не самыми демократичными в мире. Получив благословение от верховных духовных пастырей страны и проанализировав мировой опыт лечения бесплодия новыми методами, Казахстан дал зеленый свет всем репродуктивным технологиям. Основные аспекты проведения ВРТ у нас регулируются Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения», 17-я глава которого полностью посвящена охране репродуктивных прав граждан. Но проблемы суррогатного материнства по-прежнему требуют серьезного обсуждения законотворцев и специалистов-медиков. Такая встреча прошла в Алматы в научном центре «ЭКО» Института репродуктивной медицины. Депутаты и представители министерств юстиции и здравоохранения, а также гражданского сектора сели за стол переговоров. – В нашем центре ежегодно проводится до 100 программ по суррогатному материнству, – рассказывает директор Института репродуктивной медицины Тамара Джусубалиева. – Это стало реальностью нашей жизни и единственным шансом для многих супружеских пар иметь своего ребенка. Однако, несмотря на то, что применение этого метода разрешено нашим законом, ни права суррогатной мамы, ни права заказчиков-родителей, а главное, ни права ребенка не отражены ни в одном документе. Стоит отметить, что суррогатная мать не является даже родственницей ребенка, которого носит. Ведь для «создания» малыша врачи берут генетический материал родителей-заказчиков. Однако природа иногда берет свое, и за девять месяцев тесного «сотрудничества» женщина привыкает к малышу, а, приложив его к груди, и вовсе отказывается отдавать кровным родителям «предмет договора». В соседней России, к примеру, закон в этом случае на стороне «мамы напрокат». В Казахстане считают по-другому и планируют расставить все точки над «i» в новом Кодексе «О браке (супружестве) и семье». Но самое главное, считают и врачи и юристы, отношения обеих сторон должен контролировать нотариально заверенный договор суррогатного материнства. – Изучив опыт проведения подобных программ в нашей стране и во всем мире, мы пришли к мнению, что суррогатной матерью должна быть женщина от 20 до 35 лет, здоровая физически, психически и репродуктивно, а также непременно имеющая собственных детей – одного, а лучше нескольких, – считает Айткуль Самакова. С ней согласен президент Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслав Локшин: – Гарантию успешных и безопасных родов не может дать никто. В случае осложнений во время беременности и родов суррогатная мать может сама остаться бездетной. Кроме того, рождение первого ребенка не для себя, а для чужих людей – не совсем естественно. В женщине только просыпается материнский инстинкт, и осознание того, что малыша придется отдать, – огромный стресс для нее. По этой же причине мы считаем, что у женщины, решившей стать суррогатной матерью, должен быть свой здоровый ребенок. Кроме этого, суррогатной маме необходимо будет предоставить заказчикам письменное разрешение супруга (при его наличии) на то, что его жена на некоторое время послужит «сейфом» для хранения чужого счастья. Заказчики также не должны рассчитывать быть в роли «распорядителей бала». В целях безопасности ребенка им тоже придется пройти медицинское, генетическое и социальное обследование. На них же – полное финансирование всех медицинских исследований и манипуляций, связанных с программой СМ, оплата родов и лечения женщины в течение 56 дней после обычных родов и 70 – после осложненных. В кодексе будет оговорено все – вплоть до внезапного или запланированного прерывания беременности, рождения ребенка с пороками развития. В случае отказа от ребенка заказчики должны будут выплатить суррогатной маме компенсацию, установленную договором, и не вправе требовать от нее возмещения средств, ранее вложенных в «живот». При этом ребенок останется наследником своих генетических родителей. Суррогатная мама же обязуется отдать ребенка заказчикам, что исключает возможности шантажа. В случае развода заказчиков ответственность за ребенка будут нести оба родителя, а в случае их смерти – близкие родственники. Впрочем, сурмама тоже может претендовать на опеку над ребенком. Если откажется и она – дитя перейдет на попечение государства. Бурную дискуссию вызвал и вопрос, можно ли привлекать к решению семейных проблем суррогатную маму не только парам, но и одиноким мужчинам и женщинам. И если в пользу женщин высказались единогласно все, то вопрос о праве одиноких, состоятельных, но не желающих иметь в качестве бонуса к ребенку жену, мужчин воспользоваться услугами «мамы напрокат» решили пока оставить открытым. Ведь мужчина, по единодушному мнению врачей, может зачать ребенка в любом возрасте. Словом, мужчинам предложили не лениться, а жениться и рожать детей в семье. Отдельный момент – регистрация малыша. Сейчас ребенка оформляют на сурмаму, которая потом пишет на него отказную. Процедура занимает много времени и требует хождения по инстанциям. В новом кодексе матерью ребенка в медицинской справке о рождении записывается генетическая мать (заказчица), что позволит супругам (заказчикам) выписываться из роддома с собственным ребенком, оформленным на их имя. – Мой супруг сейчас находится в длительной командировке в Турции, и он не может приехать сюда для долгого оформления документов. Мне сказали, что по новому кодексу ребенка сразу же запишут на меня, – рассказывает Ирина – ее ребенка сейчас вынашивает другая женщина. И хотя с суррогатной мамой Татьяной у родителей пока разногласий не возникало, гарантий им хотелось бы иметь побольше. – Татьяна живет со своей семьей. Я не могу контролировать ее поведение и состояние 24 часа в сутки. Полагаюсь на ее ответственность. Татьяне тоже нужны гарантии. У нее двое своих детей и опыт суррогатного материнства у нее первый. И хотя говорит она о высокой цели помочь другой женщине испытать счастье материнства, вопрос материального вознаграждения наверняка для этой семьи не последний по важности. Однако, как и перед кем придется отвечать тем, кто не соблюдает условия договора по программе СМ, пока не ясно. Единственный вопрос, который пока остался нерешенным – мера ответственности за несоблюдение норм кодекса. – Я вспоминаю случай из своей практики. В 1997 году в нашем законе «О браке и семье» еще не было ни одной статьи, посвященной суррогатному материнству, и мне пришлось отказать в помощи супругам, пришедшим ко мне, – рассказывает Тамара Муфтаховна. – Дело в том, что у женщины (ей на тот момент было всего 22 года) до этого были сложные роды – мертвый ребенок и операция, после которой она лишилась матки. Через год вопросы суррогатного материнства нашли частичное отражение в казахстанских законах. Эта пара привела женщину, согласную выносить и родить для них малыша. И родилась двойня. Действительно, суррогатное материнство – единственный шанс стать матерью для женщин с заболеваниями, при которых противопоказана беременность, или тех, которые потеряли матку. На 15-летие первого центра ЭКО в нашей стране помимо всех остальных родителей и детей, ставших нам уже родными, приехала и семья из Аягуза. Бездетные муж (60 лет) и жена (45 лет) не могли иметь детей в связи с состоянием здоровья супруги. Единственный способ стать родителями для них – суррогатное материнство. С помощью такой женщины у них появились на свет трое малышей. И взрослый мужчина, успешный врач, лишь увидев своих новорожденных детей, сказал: «Теперь у меня появился смысл жизни».
Юлия ЗЕНГ, Алматы | |
|