Но для начала их руководство уже в конце июня этого года обещает представить широкой публике макет поезда с атомной силовой установкой. Об этом объявил вице-президент РЖД Валентин Гапанович. По его словам, в состав нового поезда войдут 11 вагонов, которые будут представлять собой научно-выставочный комплекс. Вот, пожалуй, и все, что известно о новом транспортном средстве. Полная «атомизация» всей планеты
На заре атомной эры перспективы мирного использования атомной энергии в больших и малых проектах, порой экзотических, казались необычайно многообещающими. Фантазия инженеров не знала границ. Каждому ранчо – по маленькой АЭС. Американская корпорация Ford представила концепцию автомобиля на атомной тяге, хотя ни одной рабочей модели так и не создала. Другая компания подумывала о создании в помощь домохозяйкам атомного пылесоса. Ее основатель Алекс Левит полагал, что такое устройство может появиться в массовой продаже уже в середине 60-х годов прошлого века. Проектировались атомные мотоциклы, корабли, самолеты. Казалось, еще немного – и применение атома перевернет весь мир. Это был период атомной эйфории, когда казалось, что энергия ядра полностью подвластна человеку, а побочные отрицательные эффекты при ее использовании могут быть нейтрализованы или взяты под гарантированный контроль. В реальности же атомные силовые установки прижились только на энергетических станциях, атомных кораблях и особенно на подводных лодках. Советский Союз тоже стремился тогда ни в чем не уступать США. Но только не в сфере быта, какие там атомные пылесосы, если наши хозяйки вполне справляются при уборке строящихся повсеместно «хрущевок» с помощью половой тряпки. Нам что-нибудь покрупней подавай, помасштабней. В то время американцы по периметру границ обложили СССР своими базами. На симметричный ответ наша моща тогда не тянула, по «летающим крепостям» мы уступали вероятному противнику как в качестве, так и в количестве. А раз так, догнать и перегнать – любимый девиз Никиты Хрущева. Соперничавшим конструкторским бюро Туполева и Мясищева было поручено создать серию тяжелых бомбардировщиков с ядерными силовыми установками, которые могли долететь в случае необходимости до пределов «оплота мирового империализма» и вернуться без дозаправки обратно. На базе самолета Ту-95 (военный вариант самолета Ту-114, на котором наш генсек, он же предсовмина летал в США) был создан экспериментальный самолет Ту-119 ЛАЛ с атомным реактором на борту. Но сначала его нужно было испытать. Чтобы не подвергать радиационной опасности территорию туполевской фирмы, натурный стенд отправили на Семипалатинский полигон. Боже мой, чего только у нас тогда не испытывали! Спустя некоторое время «маловысотная стратегическая система с атомной силовой установкой» совершила в московском небе несколько десятков полетов, которые проводились как с холодным реактором, так и с работающим. И хотя летчики и экспериментаторы находились в герметичной кабине с датчиками, фиксирующими уровень радиации, они испытали немалый стресс. Попробуйте надежно держать в руках штурвал, когда тебе в затылок «дышит» атомный реактор. Потом программа по созданию атомной авиации была свернута из-за технических и экологических сложностей, а также в связи с появлением ракеты Королева, способной доставлять ядерный заряд на большое расстояние. А еще потому, что США потеряли интерес к создаваемому у себя аналогичному летающему монстру с атомной силовой установкой.
Мирные ядерные взрывы
После подписания Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 год) наступил период мирного применения подземных ядерных взрывов. Притом результатами потенциальных благ, которые несомненно появятся при этом, ядерные страны должны были делиться с теми участниками договора, которые таким оружием не обладают. С этого момента говорить о благах мирного применения ядерных взрывов стало своеобразным признаком хорошего тона в речах лидеров ведущих стран и в выступлениях авторитетных ученых. Aмериканцы с помощью подземных ядерных взрывов собирались прорыть через Панамский перешеек новый канал. С этой идеей носился не кто иной, как сам «отец» американской водородной бомбы Эдвард Теллер. С нашей стороны тоже «отец», но уже советской термоядерной бомбы, академик Сахаров предлагал фантастическую идею – использовать сверхмощные ядерные взрывы (порядка ста мегатонн) для предотвращения возможных катастрофических землетрясений путем снятия в земной коре опасных критических напряжений. Правда, американцы после серьезной аварии на своей атомной станции «Тримайл-Айленд» к своей мирной программе «Плаушер» («Плуг») поостыли. Мы же по традиции опять оказались «впереди планеты всей». За период 1965–1988 годов в Советском Союзе было осуществлено 124 ядерных взрыва в мирных целях. Первый был произведен в русле реки Чаган на восточной границе Семипалатинского полигона в середине января 1965 года. Потом с помощью мирного атома мы искали полезные ископаемые, способы предотвращения внезапных выбросов метана в шахтах Донбасса, дробили апатитовую руду на Кольском полуострове, пытались получить различные изотопы (площадка Галит на западе Казахстана), стимулировали добычу нефти на иссякающих месторождениях. С помощью ядерного взрыва в 1966 году в урочище Урта-Булак в 80 километрах от Бухары был потушен мощный газовый факел, бушевавший три года. За это время сгорело 10 млрд килограммов «голубого топлива». В 1988 году в связи с объявлением Советским Союзом моратория на любые ядерные взрывы программа «Ядерные взрывы для народного хозяйства» была приостановлена. Остались невыполненными девять, пожалуй, самых интересных проектов – подземное выщелачивание металлов, подземный крекинг, захоронение радиоактивных и высокотоксичных химических отходов и др. Не удалось провести также демонстрационный эксперимент на Большой земле по уничтожению большого количества химического оружия и высокоактивных отходов атомной энергетики. Специалисты отмечают, что причины малой эффективности программы мирных ядерных взрывов в СССР были связаны не только с радиофобией и консервативностью общества. Определенную роль здесь сыграла и концептуальная несостоятельность ряда проектов, их недостаточная конкурентоспособность в сравнении с аналогичными методами аналогичного характера.
Давно забытое старое
Остается только гадать, будет ли конкурентоспособным будущее детище РЖД и «Росатома». Может быть, новаторы решили реанимировать уже забытый проект по созданию атомовоза на рельсах, разработка которого велась в Советском Союзе в 50-х годах? Он должен был перевозить не только большие объемы грузов, но и, работая в стационарном режиме, производить электроэнергию для удаленных районов Крайнего Севера. В недалеком будущем эту задачу будут решать плавучие атомные электростанции, создаваемые в сегодняшней России. Первая из таких ПАТЭС, «Михаил Ломоносов», строится сейчас на верфях Адмиралтейского завода в Санкт-Петербурге. Ходили слухи, что подобная станция рассматривалась, как вариант замены ушедшего на заслуженную «пенсию» реактора на быстрых нейтронах БН-350 в Актау. Предполагалось, что советский атомный поезд будет ходить по сверхширокой колее, которая была в три раза больше стандарта 1520 мм. Такие требования были обусловлены габаритами и массой существовавших на тот момент атомных реакторов, которые в случае установки на поезд пришлось бы дополнительно экранировать свинцовыми пластинами, которые увеличивали бы и без того большую массу головного, тяглового вагона. Идея советского атомовоза не была реализована в первую очередь по экономическим соображением. Новый вид транспорта оказался бы слишком затратным – для него бы пришлось строить новые дороги, развязки, мосты и очень специфические, связанные с радиационной безопасностью, предприятия обслуживания, той же перезагрузки топлива. В 1983 году в Советском Союзе начались разработки атомовоза в качестве тягловой силы для боевого железнодорожного ракетного комплекса – БЖРК, который работал на тепловозной тяге. Замена традиционного тепловоза атомным локомотивом давало бы нашему комплексу, по натовской терминологии «Скальпель», практически неограниченную автономность и высокую неуязвимость. Его способность в кратчайший срок выйти из депо и быстро «раствориться» на бескрайних просторах и запустить боевую ракету РТ-23 УТТХ из любой точки страны вызывала головную боль у военно-политического руководства США. По договору СНВ эти комплексы были ликвидированы в 2005 году. Конечно, сейчас атомные реакторы стали компактнее, более безопасными, без перезагрузки топлива они могут работать несколько десятков лет. И все же у будущего российского атомного поезда немало недостатков. И главный – во что обойдется его создание. В озвученной вице-президентом РЖД Гапановичем сенсации есть одна очень интересная деталь – на новом поезде планируется установить ядерный реактор на быстрых нейтронах. А реакторы такого типа дороже водо-водяных. Если мне не изменяет память, до этого единственным транспортным и одновременно боевым средством с ядерной силовой установкой, работающей на быстрых нейтронах, были знаменитые «Альфы» (по определению американцев) – советские субмарины проекта «705». Это изящное хищное 80-метровое морское чудище создавалось как истребитель американских «убийц городов» – лодок-носителей баллистических ракет и стратегических авианосцев. Их скорость – 45 узлов под водой, равнялась скорости торпедного катера на воде. К сожалению, «Альфы» были сложны в эксплуатации, они просто опережали свое время. И все же моряки-подводники, ходившие на этих субмаринах, утверждают, что распрощались с ними рано. Вот уже 30 лет прошло, а у вероятных противников не было и нет до сих пор ничего подобного. В случае, если задуманная российскими железнодорожниками и атомщиками затея воплотится в какой-то движущийся продукт, вряд ли он будет бить рекорды скорости. Скорее всего, это будет «атомный ломовик», без устали таскающий тяжеленные составы с рудой от карьера до обогатительной фабрики.
Сергей БОРИСОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
P.S. Во время подготовки этого материала к печати произошло сильнейшее землетрясение в Японии. Оно привело к серьезным авариям на нескольких атомных станциях этой страны. Можно предположить, что впредь любые ядерные проекты в любой стране мира будут рассматриваться с оглядкой на зарево этих событий. | |