13-05-2011
|
| Языковой барьер | Пока государство разрабатывает многочисленные программы по изучению казахского языка, закупает оборудование для создания и оснащения лингафонных кабинетов, в регионах государственный язык продолжают преподавать по старинке.На деле только единицы педагогов используют на уроках компьютеры и интерактивные доски. У большинства учителей области нет собственных методических разработок. Преподаватели казахского языка практически никогда не участвуют в научной деятельности области, что объясняет слабую подготовку учителей. К такому выводу пришли участники заседания коллегии управления образования Восточно-Казахстанской области (ВКО). Коллегия рассматривала в этом году самые наболевшие вопросы, решение которых требуется в ближайшем будущем. Один из них – реализация закона РК «О языках в Республике Казахстан». Чтобы реализовать эту программу, необходимо уже сейчас внедрять в процесс обучения казахскому языку самые передовые методики и педагогические инновации. Однако пока школам ВКО нечем гордиться в этом направлении. Директор Восточно-Казахстанского института повышения квалификации педагогов Сауле Байхонова буквально накануне заседания коллегии изучала создание условий для развития языков в сельских школах Бескарагайского района. – Первое, что бросается в глаза, – это слабая материально-техническая база в оснащении кабинетов казахского языка, – огласила выводы своего исследования Сауле Байхонова. – Хотя в последние три года в нашей области нарастают темпы поступления оборудования для предметных лингафонных кабинетов. На деле же компьютеры и интерактивные доски используются на уроках единицами педагогов. Причем даже собственных методических разработок и педагогических копилок у большинства учителей мы так и не увидели. Наверное, именно поэтому в Бескарагайском районе всего один учитель казахского языка имеет высшую категорию. Кроме того, Сауле Байхонова упрекнула начальника отдела образования Бескарагайского района Бауржана Баталова в том, что педагоги в его ведомстве практически никогда не участвуют в научной деятельности области. Отсюда и слабая методическая подготовка учителей. – Побывав во всех уголках Восточного Казахстана, я вынуждена признать справедливость критики счетной комиссии Министерства образования и науки РК. Оборудование для школ на сумму 55 млн тенге либо вообще пылится в шкафах, либо используется не по назначению. Спрашивается, зачем нам нужны учителя, которые не работают над собой, не совершенствуют свое педагогическое мастерство. Из-за их нерадивости мы можем потерять ценное оборудование, поскольку в министерстве подумывают перераспределить наши кабинеты в другие области, – сделала неутешительные выводы начальник управления образования ВКО Назигуль Сейсембина. Александр Кузнецов, начальник отдела образования Усть-Каменогорска, поднял проблему трудового воспитания школьников. В Усть-Каменогорске были попытки вовлечения учащихся в трудовую деятельность. В 2009 году отдел земельных отношений областного центра выделил участок земли для занятий овощеводством школьников города. Но благое начинание было пресечено на корню. Многочисленные проверяющие службы категорически запретили использовать детский труд. В прошлом году прорабатывали вопрос о формировании строительных отрядов из юношей и девушек. Но и тут оказалось, что трудовое законодательство Казахстана не допускает даже присутствия несовершеннолетних на строительных площадках, не говоря уже об их работе в качестве помощников. Здесь возникает вопрос: как же ребята будут выбирать рабочие и технические специальности, в которых так остро нуждается страна, если они не имеют ни малейшего представления о физическом труде? Говорили представители системы образования области и о перенасыщенности рынка грамотными безработными из числа выпускников лицеев, курсов, колледжей и вузов. По специальности устраиваются на работу лишь единицы выпускников. Остальные либо переучиваются, либо ищут себя в другой сфере. По итогам заседания было принято решение о проведении тщательного анализа по эффективности подготовки кадров по конкретным специальностям. В результате те специальности, где идет перенасыщение кадров, не будут финансироваться из бюджета и станут исключительно коммерческими для учащихся.
Екатерина ГУЛЯЕВА, Семей | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |