| Олжас Сулейменов: Поэзия – это болезнь. Я надеюсь, что неизлечимая | В канун 75-летия поэта в Национальной библиотеке прошел творческий вечер Олжаса Омаровича.Собрал он полный зал. Как всегда, творческая встреча прошла в форме активного диалога поэта с читательской аудиторией. Олжас Омарович не только поэт, редкостный знаток и любитель литературы, много занимающийся просветительской деятельностью, но и блестящий рассказчик. Главной составляющей творческой встречи стала презентация издательского дома «Библиотека Олжаса». Накануне творческого вечера нам удалось взять интервью у поэта. Беседа получилась совсем не юбилейная. Однако обо всем по порядку. Проявляющий незаурядную общественно-политическую активность, Олжас Омарович успевает издаваться в самых разных жанрах. Семь книг, специально выпущенных издательством «Библиотека Олжаса» к юбилею поэта – «АЗ и Я», «Глиняная книга», «И в каждом слове улыбался Бог...», «Беседы с Олжасом», «Литература – это жизнь!», «Феномен Олжаса», «Но людям я не лгал...», – нечто вроде творческого портрета, где Олжас Омарович предстает таким, каков он сегодня, в свои 75 лет. Тут и проза (несмотря на то, что уже давно в литературном мире было объявлено о смерти большой прозы как жанра), и поэзия, и публицистика, теперь и философская система в виде афоризмов. Национальной библиотекой подготовлена еще и масштабная академическая книжно-иллюстративная выставка «И в каждом слове улыбался Бог...», где представлено свыше 200 изданий на казахском, русском и иностранных языках. Выставка состоит из шести разделов: «Туѕан ћалам – Алматым», «Арѕымаћћа мінген аћын», «Тауларды аласартпай – даланы биіктейік», «Елін ќлемге танытћан азамат», «Жер – ананы аялатћан», «Ћаламгер – халыћ перзенті». «Сотрудники Национальной библиотеки собрали все книги Олжаса Омаровича, даже есть издания из отдела редкого фонда, и вышло ни много ни мало 14 стеллажей, – сказал, открывая творческий вечер, известный общественный деятель и ученый Мурат Ауэзов. Кстати, он является одним из инициаторов юбилейной творческой встречи поэта в Национальной библиотеке. Ввиду нашего живейшего интереса не только к переизданным книгам, но и его биографии Олжас Омарович рассказал, что задание главного редактора «Казахстанской правды» Федора Боярского написать статью о полете Юрия Гагарина он, молодой журналист, выполнил, на его взгляд, блестяще. Правда, вместо репортерской статьи он написал стихотворение. С тех пор прошло 50 лет. Стихотворение, опубликованное в газете, позже переросло в поэму «Земля, поклонись человеку!». А тогда главный редактор, прочитав стихотворение, сказал: «Оригинальный репортаж, просто сбивающий с ног!». А сам поэт всегда очень внимателен к журналистам. «Ведь из вас иногда выходят писатели и поэты», – шутливым тоном сказал Олжас Омарович. Перейдя от воспоминаний к собственному творчеству, Олжас Сулейменов признался, что больше не относит себя к поэтам: – Я давно не пишу стихов, я пишу продолжение своей книги, о языке письма, о языке человечества. Я занимаюсь этим не только для удовольствия или заработка. Сейчас писатель может заработать, только если он начнет писать по пять детективов в день. Мы, писатели, отказались от нашего главного спонсора – государства, сказали, что сами обойдемся. Но, как видите, не обошлись. Сейчас писатели создают свои книги все реже и реже, у них нет денег, чтобы печататься. В Казахстане при Советском Союзе в год издавались примерно шестьсот писателей. Из них читали не более пятидесяти книг, и только пять читались действительно с увлечением. Это был один процент от напечатанного. Но если бы не было всех шестисот, то и интересных пяти книг тоже бы не было. Однако если относиться к изданию книг по принципу «Будет народ покупать – издадим, не будет – не издадим», мы никогда не сможем поднять отечественную литературу. Министерство культуры должно в обязательном порядке выделять бюджетные средства на литературу, давать гранты, поддерживать писателей. Сейчас у нас не цензурное время, в которое существует не так много вещей, которые хотелось бы прочесть. ЛИТЕР-Неделя: Олжас Омарович, сейчас едва ли не на первом месте по популярности книги гастрономические, кулинарные. Значит, пища духовная стала невостребованной? О.С.: Просто потребность в ней перестала воспитываться, не взращивается. Что насаждается, сеется, то и вырастает. О духовной жизни не заботятся. О Тургеневе, Блоке или Бунине, Абае или Ауэзове как-то даже заикнуться неудобно. Вот Гарри Поттер – это животрепещущая тема. В школах уроки литературы урезаны в два раза по сравнению с недавним прошлым. Экзамен по литературе отменен. А знать родной язык, лишь изучая грамматические правила, не получится. Надо читать, писать сочинения и изложения, рассказывать, учить наизусть стихи и лучшую прозу. Превращать правила в живую и красивую речь! ЛИТЕР-Неделя: Сейчас общество переоценило статус литературы вообще и писателя в частности. О.С.: Статус литературы, если иметь в виду степень ее влияния на общество, изменился. Более того, с развитием высоких технологий изменилось понятие чтения как такового. Никакое массовое издание не может сегодня соперничать с миллионами зрителей, слушателей и пользователей Интернета. Осталось понять, кто же впоследствии будет аудиторией писательского творчества? Кому оно будет нужно и почему? Избитым стал пример, что после изобретения кино отомрет театр. Сегодня хорошие театры переполнены, но переполнены даже тогда, когда показывают увлекательную халтуру. Театр неповторим присутствием живого человека на сцене, сочинительство остается уникальным даром, писатель предлагает вам сотни вариантов жизней, опыта, эмоций, судеб. Можно ли чем-то заменить наслаждение остаться наедине с книгой? Если родители приучили ребенка любить чтение, то книга спасет его в несчастье, в одиночестве. Есть в литературе магия, которая не сводится ни к ее поучительной роли, ни к познавательной. Когда человек в разном возрасте читает «Анну Каренину», «Три мушкетера», «Слова назидания» Абая, «Кровь и пот», «Кыз Жибек», ему кажется, что он читал раньше совершенно другую книгу. ЛИТЕР-Неделя: Сегодня, чтобы привлечь внимание к литературному событию, из него надо сделать событие светское. Самые известные писатели – это модные писатели. Но модный ведь не всегда настоящий... О.С.: Но и не значит «плохой». Модными были фильмы «Крестный отец» Копполы, «Последнее танго в Париже» Бертолуччи или «Чапаев» и «Покровские ворота», или «Волчья яма», «Наш милый доктор». При этом они отличались высоким художественным качеством. Есть произведения, которые оказались на пике общественного интереса и при этом по-настоящему талантливы. Тогда они одновременно воздействуют и на массовое сознание, и на интеллектуальное. Авторы сериала «Бригада», безусловно, уловили потребность общества в «отце родном», или крестном отце. И все же сериал, сделанный одаренными людьми, вторичен. Теперь о писателях. Сегодня в моде Пелевин, Акунин, Сорокин, Пауло Коэльо… Разве мода мешает им быть значительными писателями? Вообще, дискуссия, должна ли быть литература массовой или чтение должно быть трудным, должна ли поэзия быть философской, эстрадной или писаться шепотом, – мне кажется чистой схоластикой. Важно только одно – качество искусства. Влияет на симпатии публики еще и то, чем общество не насыщено в данный момент. Если запретят желтую прессу, любая информация, освещающая предмет с другой точки зрения, станет переходить «из рук в руки». Всякий запрет достигает прямо противоположного результата. Когда при Сталине было запрещено изображать и писать о любви, то цикл «С тобой и без тебя» Константина Симонова расходился миллионными экземплярами. Симонов был очень одаренный человек, но повальное помешательство исчезло, как только первый спрос на любовную лирику был удовлетворен. Столь ненавидимое мной понятие «рейтинг» учитывает эти приливы и отливы. Потребность в мыльных операх, американских фильмах, изображении на сцене и экране насилия, подавления одной группы людей другой, всевозможных стихийных катаклизмов, аварий и прочее – эта потребность тоже скоро сойдет на нет. Уверен, человек не может существовать всю жизнь в одном духовном измерении. Любой человек всегда испытывает потребность к духовным вещам. ЛИТЕР-Неделя: А говорят, что сегодня человечество научилось контролировать свои страсти и чувства – ему так выгоднее... О.С.: И что Шекспир кончился... Не согласен. Просто агрессии, нетерпимости сегодня больше, чем человеколюбия, но ненависть – это ведь тоже страсть... Подобных страстей – навалом, но нынче в литературе мода на иронию, мистификацию, выворачивание наизнанку привычных ситуаций и чувств, которые называют положительными. Модно эпатировать общество, но и это пройдет… ЛИТЕР-Неделя: Профессия писателя уже не обладает прежней привлекательностью ни в смысле материального вознаграждения, ни в смысле социального престижа. И тем не менее есть молодые люди, которые стремятся в литературу – профессию жесткую, требующую само-отверженности и даже самопожертвования. Чем они руководствуются, как вы думаете? О.С.: Абсолютно нормальным пониманием того, что престиж и статус писателя определяются двумя вещами: признанием в профессиональной среде и признанием читателей. Писатели – это существа особого вида, особого склада, особой, если хотите, трагедии. Это люди, которые, с одной стороны, находятся под постоянным гнетом ответственности перед своим даром, а с другой – сидят, как рыбаки, – клюнет, не клюнет. Очень трудно так жить. А настоящая поэзия не стихосложение, которым многие сейчас стали заниматься, вообще это болезнь. Я надеюсь, что высокая и неизлечимая. ЛИТЕР-Неделя: Как вы относитесь к возрасту? О.С.: Наверное, не без основания считается, что поэзия – дело молодое. С годами многие перестают писать. Но есть поэты, которые неповторимы в зрелости: Лонгфелло, Роберт Фрост, Стэнли Кьюниц, Пушкин, Тютчев, Вознесенский, Евтушенко, Рождественский... Годы что-то отнимают, зато дают опыт. Когда я учился в Литературном институте, мне рассказали о Твардовском, которого долгое время не печатали. Он отдал в газету «Правда» свои стихи, а утром – в надежде, что увидит газету с ними на стенде, – побрился, надел чистую рубашку, новые брюки и пошел к стенду. Но ничего на газетных страницах не обнаружил. И огорченный, воскликнул: «Зачем же я новые брюки надел?!». «Если с великим Твардовским так поступают, что же мне жаловаться?», – подумал я и с тех пор эту фразу Твардовского я всегда вспоминаю, она меня смешит и поднимает дух, если что-то не так. Сегодня утром я встал и подумал, что надо надеть новую спортивную форму и пойти на открытие традиционного турнира по волейболу. Каждой весной мы устраиваем ветеранский турнир по волейболу. В нем участвуют все, кому за 55 лет. Вот сегодня до встречи со студентами и в Национальной библиотеке я играл два матча, наша команда выиграла. Зачем я новую спортивную форму надевал? Чтобы выиграть! Помните слова Святослава Рериха, который говорил, что надо утром мысленно выходить на высокое место, видеть мир, соразмеряя его с тем, кто ты, что ты и зачем ты... Надо жить и радоваться наступлению каждого дня.
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|