| Проливая свет | Тема сталинских репрессий в советский период была одной из самых табуированных. По печально известной статье 58 многие деятели «Алаш» были приговорены к высшей мере наказания или лишению свободы как контрреволюционеры и враги народа.Однако точное количество казахстанцев, пострадавших за годы репрессий, неизвестно до сих пор, а имена выдающихся личностей, оказавших влияние на ход истории, не возвращены полностью. В текущий год празднования 20-летия независимости Казахстана и по следам Дня памяти жертв политических репрессий мы побеседовали с журналистом, доктором юридических наук Шолпан Забих.
ЛИТЕР-Неделя: Многие годы вы посвятили тематике «Алаш», изучая творческое наследие деятелей «Алаш-Орды», а также их идеи и взгляды. Как вы думаете, завершены ли на сегодня исследования, касающиеся тематики «Алаш»? Ш.З.: Известно, что нынешний год проходит в рамках 20-летия независимости Казахстана, но, к сожалению, к этой дате приближаешься с пониманием того, что тема «Алаш» все еще остается не полностью исследованной. А это требует глубоких знаний в различных областях. Новые архивные материалы, содержащие идеи и взгляды деятелей «Алаш», должны быть подвергнуты комплексному изучению и проведению сравнительного анализа с ныне действующим законодательством Республики Казахстан, Российской Федерации. Кроме того, текстологический анализ, выявление особенностей стиля изложения и язык публикаций того времени позволяют установить авторство. К сожалению, среди участников движения «Алаш» долгие десятилетия в «тени истории» оставалась жизнь и деятельность одного из его лидеров – Жаханши Досмухамедова, внесшего весомый вклад в развитие юридической мысли в казахском крае в начале ХХ века. Его идеи и взгляды имеют прогрессивное значение и представляют интерес для современной отечественной науки, так как он одним из первых исследовал казахское обычное право, которое не знало жестких мер наказания, и указывал на положительные стороны существовавших веками степных законов, носящих демократический характер. Кроме того, он был одним из первых исследователей «Жетi Жарѕы». ЛИТЕР-Неделя: Какова роль Жаханши Досмухамедова в движении «Алаш»? Ш.З.: Жаханша Досмухамедов, выдающаяся личность в отечественной истории, один из великих сынов «Алаш». Он выпускник Уральского военного реального училища, а также с отличием окончил юридический факультет Императорского Московского университета (ныне МГУ имени М. Ломоносова). Молодого, образованного и энергичного казаха сразу заметили: его приглашали на работу в Омскую судебную палату, а после – в органы прокуратуры России. В возрасте 27 лет Досмухамедов был назначен товарищем прокурора Томского окружного суда по Каинскому уезду и имел по существу чин генерала юстиции. Будучи одним из лидеров национально-освободительного движения «Алаш», он возглавил западное отделение «Алаш-Орды» и с единомышленниками выдвигал идею образования национальной автономии. Государственно-правовые взгляды Досмухамедова были сформированы под влиянием идей российского либерального течения XIX – начала XX вв., взглядов представителей казахской интеллигенции – Валиханова, Алтынсарина, Кунанбаева. Он, являясь представителем национального либерализма, стремился объединить либеральные ценности европейской цивилизации с культурными ценностями казахского народа. Это был высокообразованный человек, который прекрасно разбирался в правовых системах зарубежных государств. Кроме того, изучив труды американских федералистов, а также республиканцев и впитав их идеи, Досмухамедов представлял идеальным общественно-политический строй США. Он был за «федеративную демократическую республику с обязательным предоставлением казахам широкой территориально-национальной автономии» и считал, что базовыми условиями образования любой государственности являются этнический фактор, язык, территориально-географическая среда, историко-культурное и духовное богатство народа. Жаханши Досмухамедову как профессиональному юристу принадлежит ведущая роль в формировании правовой концепции «Алаш». Приверженец построения правового государства, сторонник парламентаризма и демократии, он выдвигал идеи развития гражданского общества и свободы личности. В своей практической деятельности Досмухамедов добивался демократизации государственных институтов путем расширения политических прав казахов на митинги и демонстрации, создания партий и других организаций, осуществления всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании, привлечения к участию в политической жизни женщин, молодежи, предоставления свободы вероисповедания, создания высших учебных заведений. Особенно он указывал на необходимость выведения женского вопроса из-под влияния казахских обычаев и суда биев, выступая за отмену калыма и предоставление казахским женщинам права распоряжаться своей судьбой. Его идеи были реализованы в форме создания новых органов управления и суда, трансформации самоуправления через земство как начало представительной демократии, пробуждения общественной инициативы; расширения избирательного корпуса путем введения всеобщего избирательного права и отмены социальных, национальных и языковых цензов. Также путем создания национальной партии «Алаш» и национальной демократической газеты «Ћазаћ», которая сплотила передовую интеллигенцию. Как заместитель председателя Всероссийского мусульманского совета (ВМС) проблемы казахского края он поднимал через мусульманские съезды, мусульманскую фракцию в Государственной думе и мусульманскую печать. Также внес весомый вклад в развитие военного дела на территории Казахстана, на западе Казахского края им были образованы юнкерские школы (в Уиле и Джамбейты), сформирована казахская армия. Выдвигал идею образования контрактной армии путем привлечения русских офицеров по договору для подготовки будущего казахского офицерского состава и передачи опыта военного дела. Молодой юрист стоял у истоков прокуратуры Казахстана, используя опыт работы в российской прокуратуре. Всесторонние и глубокие исследования проведены в отношении Халела Досмухамедова, земляка, друга и соратника Жаханши Досмухамедова. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что существует ошибочное мнение о том, что Халел Досмухамедов и Жаханша Досмухамедов являются родственниками. На самом деле они однофамильцы. Жаханша действительно был блестящим политиком, обладающим высокими организаторскими и ораторскими способностями, поэтому царское правительство с особой осторожностью относилось к его персоне. В качестве свидетельства можно привести его позицию в ВМС, где он для представителя от мусульманских народов отстаивал должность министра земледелия, так как аграрный вопрос в то время стоял особенно остро. И на переговоры с руководством СНК и Наркомнаца по вопросу образования казахской автономии и признанию «Алаш-Орды» были направлены Жаханша и Халел Досмухамедовы как депутаты Учредительного собрания. Сам Жаханша Досмухамедов писал: «После довольно длительных переговоров моих с Совнаркомом РСФСР решили признать «Алаш-Орду» как временную автономную власть в Казахском крае и самим Иосифом Виссарионовичем была написана в «Известиях» статья». Известный писатель Сакен Сейфуллин характеризует Жаханшу Досмухамедова как талантливого политика. По его словам, среди алашординцев только двое могли силой слова повести за собой народ: один из них Миржакып Дулатов, другой – Жаханша Досмухамедов. По мнению писателя, если Миржакып – мастер пера, то Жаханша – мастер ораторского искусства. ЛИТЕР-Неделя: Были ли использованы идеи Жаханши Досмухамедова в советский период и насколько они актуальны сегодня? Ш.З.: Конечно, при образовании Казахской автономной социалистической республики были взяты на вооружение многие идеи Досмухамедова. Хотя он был противником Советской власти и не воспринимал ее, но сам факт объявления автономии воспринял с радостью, так как это, по его мнению, «научит казахов самоуправлению» и даст возможность самостоятельно решать свои проблемы. Отличительной чертой Досмухамедова было то, что он умел разрабатывать стратегию и принимать правильные решения. К примеру, на II Всеказахском съезде в отличие от Алихана Букейханова, предлагавшего вначале войти в Сибирь, а после рассмотреть вопрос о создании национальной автономии, он отстаивал свою идею немедленного объявления казахской автономии, с созданием национальной милиции для укрепления обороноспособности страны. Сохранение национальной самобытности народа и воспитание национальных чувств были началом его политических идей. Осознавая полинациональность народов Средней Азии и Казахстана, политик видел реальные перспективы консолидации родственных народов – узбеков, киргизов, туркмен, башкир и других. Жаханша Досмухамедов был репрессирован 3 августа 1938 года, но прежде отбыл 5-летнюю ссылку. Он захоронен в братской могиле в Бутово. ЛИТЕР-Неделя: Какие новые архивные материалы были обнаружены вами и введены в научный оборот? Ш.З.: Большая часть материалов была собрана по крупицам в архивах Казахстана, Российской Федерации и Республики Узбекистан, а некоторые материалы любезно предоставлены внучатым племянником Досмухамедова Владимиром Рыскуловым, который в настоящее время проживает в Москве. Кстати, судьба сделала родственниками двух крупных общественно-политических деятелей – Жаханшу Досмухамедова и Турара Рыскулова, которые были женаты на сестрах, русских девушках. Обнаружена полная версия статей под общим названием «Несколько слов о киргизском обычном праве и народном суде» и ряд других его выступлений. Сохранился протокол допроса и дело по обвинению Жаханши Досмухамедова по 58-й статье. В архивах Ташкента хранятся материалы о нем и казахской интеллигенции после установления на территории Казахстана Советской власти. В 1924 году Досмухамедовым был переведен Уголовный кодекс РСФСР на казахский язык как «РСФСР-дыѓ жауыздыћ низамнамасы». В 1926 году под его руководством были изданы переводы Уголовного кодекса РСФСР с изменениями и дополнениями – «РСФСР-дыѓ Ћылмыс заѓы» и «РСФСР-дыѓ Ћылмыс тексеру заѓы», многие статьи которых соответствуют нормам ныне действующего Уголовного кодекса Республики Казахстан. Именно Досмухамедов перевел на русский язык произведение Сабита Муканова «Загадочное знамя», что характеризует его как литературоведа и хорошего переводчика.
Беседовала Инна Нигмадзянова, Алматы | |
|