| Железные нервы | Международный слет любителей скорости и им сочувствующих давно уже стал ежегодной традицией. Балхашский байкфест отметил свой первый юбилей – в этом году байкеры собрались уже в пятый раз. Помимо отечественных любителей железных коней, на фестиваль прибыли их единомышленники из России, Кыргызстана, Узбекистана, Украины и даже США. Балшахское побережье для своих мероприятий казахстанские байкеры во главе с «гуру» Дмитрием Петрухиным выбрали изначально, категорически отвергая любые географические альтернативы. Хотя версии о причинах такой приверженности именно Балхашу различаются. Однако в качестве основной называется крайне депрессивное состояние всего Прибалхашского региона. Собственно, из года в год девиз байкфеста «Сохраним Балхаш», как и основная цель мероприятия вообще, – привлечь внимание и правительства, и общественности к проблемам региона, – остаются неизменными. Стоит заметить, что в рамках ежегодных посещений данного мероприятия все больше крепнет убеждение, что кроме самих байкеров спасать уникальное озеро и развивать туризм на его берегах никому не интересно и не нужно. Стоит сказать, что в процессе обмена мнениями, особенно сразу после дороги и лицезрения окрестностей, такая безалаберность отечественных властей вызвала единодушное, мягко говоря, удивление. В качестве противоположного примера можно вспомнить озеро Балатон в Венгрии площадью около 600 квадратных километров. Практичные венгры сумели сделать из такого скромного водоема, что называется, «конфетку» – один из крупнейших курортов мирового класса. Аналогичная картина наблюдается вокруг разумного использования швейцарских озер. А тем временем уникальный, мощный Балхаш площадью в более чем 16 тысяч квадратных километ-ров, по-прежнему является, по сути, центром целой зоны отчуждения. Взять хотя бы единственную трассу, по которой можно добраться до Балхаша из южной столицы. Дорога Алматы – Астана давно уже стала притчей во языцех как самая настоящая страшилка, прославленная рекордами по количеству ДТП. Узкая двухполоска с весьма сомнительным качеством покрытия является жутким местом даже летом, когда навстречу друг другу в очень ограниченном асфальтовом пространстве на большой скорости несутся большегрузные фуры и пассажирские автобусы. Что называется, метр вправо, метр влево – и гарантировано трагическое лобовое столкновение. За несколько часов автобусного пути при солнечном свете нашей журналистской братии довелось лицезреть сразу две ужасные аварии. Надо полагать, в ночной темноте могло оказаться еще несколько. А тем временем трасса располагается в степи, расширить ее и нормально обустроить особых проблем не представляет. Однако по каким-то неведомым причинам никто этим заниматься не хочет. Не говоря уже о развитии мало-мальски приличной инфраструктуры вдоль трассы. Кстати, сотовая связь также отсутствует на очень обширных и, как правило, опасных участках. Так что в случае инцидента вызвать помощь весьма проблематично. Так о каком развитии туризма в этом регионе можно говорить при подобном подходе?
В этом году фестиваль проходил на базе отдыха «Тулпар», в 20 минутах езды от города Балхаш. И если сам город произвел достаточно позитивное впечатление своей чистотой и относительной добротностью (все ожидали худшего), то населенные пункты, расположенные чуть дальше, вполне подходят для съемок фильмов в стиле «Безнадеги» Стивена Кинга, ремикса «Сталкера» Тарковского либо военных драм. Плотно прилегающий к «Тулпару» поселок напоминает украинские или белорусские села, освобожденные советскими войсками в 1942–1943 годах. Поверьте, картина абсолютно идентична военной хронике тех лет: среди большинства откровенных развалин – редкие, чудом уцелевшие дома и жители. Основную же часть территории как будто долго утюжили танки и обрабатывали бомбардировщики. Поэтому лозунг байкерского фестиваля спасать Балхаш звучит как нельзя более актуально. Что касается самого мероприятия, то в этом году он собрал порядка 3,5 тысяч гостей. Только в традиционном параде в Балхаше участвовало более 500 мотоциклистов. Собственно, шумный въезд весьма колоритной толпы в Балхаш и является ключевым моментом самого фестиваля, и жители всегда ждут байкерский парад с нетерпением. Как известно, градообразующим предприятием здесь является горно-металлургический комбинат, а сроки проведения байкфеста совпадают с празднованием Дня металлурга. Таким образом, байкерский парад является знаковым вдвойне. Как обычно, байкеры с готовностью общались и фотографировались с местными жителями, и желающих было предостаточно, а самые отчаянные и искусные показывали всевозможные трюки. Кроме того, для самих балхашцев, которые хотели приобщиться к празднику, были предоставлены специальные автобусы на базу отдыха «Тулпар» для посещения фестивального рок-концерта. Программа фестиваля, помимо моря пива и роковых ритмов, включала в себя немало озорных пунктов. В частности, самодеятельный стриптиз, по итогам которого возжелавшие продемонстрировать себя прелестницы в качестве вознаграждения получали… несколько бутылок пива. Кроме того, дамы (надо полагать, попрофессиональнее и ощутимо мясистее), прикрывшись лишь тонкими стрингами, эротично мыли байки к восторгу мужской части участников и к придирчивому любопытству женской. К слову, стоимость такой услуги составила 15 тысяч тенге за каждый помытый байк. Но, бесспорно, самым экшн-пунктом мероприятия из года в год остается мотокросс. Соревновались отчаянные парни в трех классах: любители – объем двигателя 85 кубических сантиметров, профессионалы – 500 кубических сантимет-ров, и эндуро. Лидерами во всех видах стали ребята из Алматы. Ознаменовался нынешний фе-стиваль и своеобразной свадьбой. Молодая парочка появилась в Балхаше в оригинальном подобии свадебных нарядов и сразу приковала к себе внимание. Позже Александ-ра Африканова и Инессу Бойкову повенчал Дмитрий Петрухин. И хотя настоящая свадьба у молодых людей запланирована через несколько месяцев и кольца, которыми они обменялись на берегу Балхаша, были фиктивными, поцелуями под крики «горько» молодожены обменялись самыми настоящими. К сожалению, как любое массовое мероприятие, без происшествий не обошлось. За день до официального открытия прямо на базе отдыха умер молодой парень. Его бездыханное тело друзья обнаружили в машине. Предположительно смерть несчастного произошла из-за того, что он не успел вовремя ввести себе инсулин. По другой версии, он скончался из-за остановки сердца, вызванной передозировкой наркотиков или спиртного. Кстати, умерший никакого отношения к байкерам не имел и просто отдыхал с друзьями на базе. Также в фестивальную ночь произошло несколько краж, однако с официальным заявлением в полицию никто не обращался. Вопиющий случай имел место в субботу вечером, сразу после возвращения байкеров из Балхаша. Некий пьяный гражданин на своем автомобиле прямо у ворот базы отдыха категорически возмутился тем, что ему пришлось пропускать на территорию «Тулпара» ребят на мотоциклах.
К слову, байкеры шли колонной. Автолюбитель решительно двинулся прямо на колонну, сбив троих байкеров. К счастью, никто из ребят не пострадал, а сам бузотер был задержан полицейскими. В общем же, справедливости ради казахстанских байкеров стоит по- хвалить. Несмотря на обилие выпитого спиртного, ребята вели себя на удивление прилично. Дмитрий Петрухин в итоговой пресс-конференции отметил, что именно казахстанские байкеры все увереннее задают культуру поведения на всей территории СНГ.
Альбина АХМЕТОВА, Фото Камиллы АХМЕТОВОЙ, Алматы | |
|