| Эффект коррекции | Когда в семье появляется ребенок, требующий к себе особого внимания и безграничной любви, родители часто замыкаются в мирке, редко контактируя с внешним миром, изолируя от общества своих особенных детей.Но детям необходимы общение со сверстниками, развитие, обучение. Это их естественное стремление – стать лучше, умнее, показать родителям свою любовь и результаты их стараний. Однако учиться в обычных школах они не могут. Особенно глухие дети. И далеко не все знают, что в Семее уже 73 года успешно работает замечательный педагогический коллектив школы-интерната для глухих детей, где обучаются ребята из самых отдаленных сел и районов Восточного Казахстана. — Коррекционная работа с глухими детьми напрямую связана с возрастом ребенка, — рассказывает сурдопедагог школы-интерната для глухих детей Семея Ольга Горлова. — Самый идеальный возраст для начала комплексного обучения и развития — это 6 лет. Конечно, гораздо лучше, когда ребенок получает дошкольную подготовку в детском саду, но школьную программу неслышащие ребята способны воспринимать уже с 6 лет. И если в Семее родители глухих детей и ребятишек, страдающих глубокими формами тугоухости, знают о том, что в городе есть специализированная школа и с удовольствием отдают детей на обучение к нам, то гораздо хуже с информированностью населения обстоят дела в сельских округах и тем более в отдаленных районах ВКО. Поэтому к нам иногда поступают учиться подростки только в 10-12-летнем возрасте. Это очень большое отставание от остальных. История развития сурдопедагогики и сурдопсихологии доказала, что неслышащий ребенок отстает в психическом и интеллектуальном развитии от своих слышащих сверстников на 3-4 года. Поэтому очень важно начать обучение такого ребенка в раннем возрасте. Если же не начать коррекционную и обучающую работу в раннем возрасте, то отставание это может быть еще большим, иногда необратимым. С теми детьми, кто прибыл позже, педагоги-дефектологи стараются заниматься дополнительно. Но все равно ребенок просто физически не в силах усваивать всю необходимую информацию, положенную в его возрасте. Школа-интернат для глухих детей Семея специализируется на коррекционной работе с детьми с глубокими нарушениями слуха. Скажем больше, это старейшее учебное заведение в Казахстане подобного направления коррекционной работы. В этом году школа-интернат отметила свое 73-летие. Весь учебно-воспитательный процесс построен так, чтобы максимально эффективно проводить занятия и творческую работу с воспитанниками. Здесь ребята не только спят и отдыхают в свободные от учебы часы. Они могут поиграть в игровой комнате, есть также сенсорная комната, тренажерный зал, столы для настольного тенниса, телевизоры с программой кабельного телевидения, удобная мягкая мебель. За состоянием здоровья воспитанников тоже строгий контроль. Его осуществляют врач-педиатр и высококвалифицированная медсестра. Дважды в год все дети проходят медосмотры. Учебный корпус насчитывает 19 кабинетов, библиотеку, столярную и швейные мастерские, кабинет ритмики. Все учебные кабинеты оснащены звукоусиливающей аппаратурой, которая постоянно обновляется. Кроме того, каждый учащийся имеет индивидуальный слуховой аппарат. Компьютерный класс, оборудованный современной техникой, дает возможность детям, начиная с 5 класса, на уроках сурдоинформатики овладевать компьютерной грамотой. Одним из основных разделов работы школы является формирование звукопроизношения, развитие речи и остаточного слуха, который в разной степени есть у каждого глухого ребенка. Коррекционная работа с учащимися проводится в специализированных кабинетах индивидуальной работы и кабинете слуховой работы для фронтальных уроков. В них сурдопедагоги высшей квалификации учат детей овладевать звуками речи и с помощью специального речевого и неречевого материала развивают остаточный слух. Все кабинеты коррекционной работы компьютеризированы. Это дает возможность каждому сурдопедагогу использовать специальные логопедические программы, которые с помощью игр помогают учить ребенка думать и развиваться, формировать звукопроизношение и накапливать слуховой словарь. Учитель-дефектолог слухового кабинета с помощью аудиометра отслеживает динамику развития слухового восприятия каждого ребенка. Педагогами организуются предметные олимпиады, конкурсы чтецов, конкурсы жестовой песни, танцевальные конкурсы, тематические линейки, занятия в театральной студии, в различных кружках по интересам. Воспитанники – ежегодные участники городских, областных, республиканских и международных конкурсов по различным направлениям. Нередко они становятся их лауреатами и дипломантами. Подготовка школьников к самостоятельной жизни – еще одно важное направление, которое осуществляет коллектив школы. Уже с 5 класса ребята начинают постигать азы профессионального мастерства: мальчики в столярных мастерских, девочки – в швейных. Оканчивая школу, юноши получают специальность столяра, девочки – швеи. Кроме того, свой творческий потенциал дети могут реализовать на занятиях в кружке изобразительного искусства. Художественные работы воспитанников школы-интерната для глухих детей нередко выставлялись в музее изобразительных искусств им. семьи Невзоровых, Ф.М.Достоевского. Недавно их увидели и высоко оценили в Польше и Германии. Кроме того, благодаря многолетней совместной работе с казахским национально-культурным центром «Айша биби» в прошлом году интернат выиграл грант, на средства которого был оборудован кабинет для занятий видами рукоделия казахского народа. Под руководством мастериц Семея девочки постигают секреты войлоковаляния, вышивки, шитья, вязания, ковроткачества и многое другое. Все эти навыки, безусловно, пригодятся им во взрослой и семейной жизни. А для кого-то могут стать и источником дохода. В последние годы в Казахстане много внимания уделяется детям с ограниченными возможностями. Открываются центры, специализированные школы. На базе различных НПО работают проекты по оказанию специализированных социальных услуг. Еще одним важным направлением в этой работе становится открытие средних профессиональных учебных заведений для глухих детей. Хотя есть примеры, когда выпускники интерната успешно учатся в обычном колледже наравне со всеми учащимися. Родителям детей с нарушениями слуха нужно помнить, что чем раньше такой ребенок начнет получать высококвалифицированную помощь, тем больших успехов он достигнет, не только обучаясь в школе, но и во взрослой самостоятельной жизни. Обучение в школе необходимо начинать в 6–7 лет, чтобы потом не сожалеть о безвозвратно потерянном времени для полноценного развития ребенка.
Екатерина ГУЛЯЕВА, Семей | |
|