Указ президента Нурсултана Назарбаева «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» вновь всколыхнул общественный интерес к деятельности правоохранительных органов. Одним из ключевых, безусловно, является предложение главы государства о введении частной детективной деятельности, вокруг которой в обществе идут горячие споры. Впервые еще в 2003 году идею создания у нас частной сыскной деятельности поднимал президент Ассоциации охранных организаций Казахстана Б. Баекенов. Идею эту тогда поддержали депутаты мажилиса, и ими же был инициирован проект закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) детективной деятельности в Республике Казахстан». В ходе обсуждения законопроекта положение, касающееся охранной деятельности, было исключено, т.к. в то время в республике уже действовал закон «Об охранной деятельности», а заголовок законопроекта было предложено изменить – «О частной детективной деятельности в Республике Казахстан». Поскольку к подготовке указанного законопроекта я имел непосредственное отношение, хочу высказать свое мнение по данному вопросу. Законопроект в свое время прошел юридическую экспертизу, был рассмотрен в заинтересованных министерствах, ведомствах и в правительстве, и все дали положительные заключения. Однако затем после рассмотрения данного вопроса на внеочередном заседании Совета безопасности работа над законопроектом была приостановлена. «С частным сыском придется повременить» – под таким названием тогда была опубликована статья Виктора Пряникова в газете «Казахстанская правда» от 2 апреля 2004 года. На заседании совета были высказаны серьезные опасения, что частным детективом в процессе осуществления своей деятельности могут быть нарушены конституционные права и свободы граждан, в том числе возможность легализации под видом частных детективных организаций организованных преступных групп, организаций экстремистского толка, даже резидентур разведок иностранных государств. Одним словом, было принято решение данный вид деятельности ни в коем случае в частную сферу не передавать, а наоборот, запретить. Кстати, следует отметить, что запрещение частных охранных служб и детективной деятельности в свое время привело к тому, что в большинстве стран бывшего Союза преступные структуры стали нелегально захватывать в свои руки этот вид деятельности. Именно эти обстоятельства привели к тому, что в ряде этих стран стали создаваться охранные организации, частные сыскные службы и службы безопасности. В частности, в Российской Федерации с марта 1992 года действует закон «О частной детективной и охранной деятельности». В настоящее время только в Москве зарегистрировано более двух тысяч частных детективных и охранных структур. В Республике Молдове с 1994 года, в Латвийской Республике с июля 2001 года действует закон «О детективной деятельности». Детективная деятельность в этих странах осуществляется на основании лицензии, выданной после согласования с министерством внутренних дел. Между тем, и без всякого на то законного разрешения, частные сыщики давно и, судя по всему, небезуспешно ведут свою полуподпольную деятельность и у нас в республике. И, конечно, никто не знает даже приблизительно, сколько этих сыщиков, так как не существует никакой статистики. Но если возникнет нужда, контактный телефон детектива можно найти без особого труда в газетах и на уличных объявлениях. Только с кем вы столкнетесь – с настоящим детективом или группой мошенников – это еще вопрос. Хочу отметить, что, прежде чем приступить к разработке законопроекта, нами тогда достаточно изучались опыт и практика частной сыскной (детективной) деятельности ближнего и дальнего зарубежья. Если обратиться к опыту других стран в этой области, то можно отметить, что западный мир уже давно перестал воспринимать частных детективов как нечто особенное. Здесь частный детектив – это как личный адвокат или врач, то есть детектив – явление обыденное и повседневное. Эти страны пошли по пути не только разрешения деятельности частных детективных услуг, но и различными способами стимулируют их развитие. Так, частный сыск получил широкое распространение в США, Великобритании, Германии, Италии, Канаде, Франции, Японии и других странах. В этих странах детективы активно участвуют в расследовании преступлений, вплоть до производства отдельных следственных действий. Например, в США каждый гражданин может нанять частного детектива для расследования любого дела. При этом частный детектив может производить непроцессуальные действия, т.е. получать объяснения у пострадавших от преступления, очевидцев, а также других лиц, которые могут быть привлечены к процессу в качестве его участников; истребовать документы, собирать предметы, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств. В Германии сыскной деятельностью занимаются детективы и частные детективные агентства. В Великобритании частный детектив, как правило, работает совместно с адвокатами – солиситорами. Такая кооперация очень продуктивна и выгодна клиенту и обеим сторонам. Как видим, в зарубежных государствах частный сыск оказывает активное содействие государственным органам в борьбе с преступностью. Государство при этом поощряет деятельность частных детективных структур и детективов, законодательно ее регулирует и предоставляет им обширные права. Надо быть реалистами и признать, что наши правоохранительные органы на данном этапе не в силах решить задачу обеспечения безопасности граждан. Конечно же, мы бы только радовались, если бы государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, тогда можно было бы отказаться от услуг частной охранной и детективной деятельности. Однако жизнь убедительно свидетельствует, и сами руководители этих органов признаются, что в настоящее время правоохранительная система с ее негативными характеристиками все меньше соответствует складывающимся в обществе реальным обстоятельствам. Об этом свидетельствует проведенный самими работниками МВД опрос. Так, у 15 процентов потерпевших в полиции не приняли заявление, более половины опрошенных признались, что полицейские уговаривали их и вовсе не подавать заявление. А 18 процентов опрошенных заявили, что, став жертвой правонарушения или преступления, не обратились в полицию, так как не верят в ее помощь. Если учесть складывающуюся реальную ситуацию в правоохранительных структурах, обеспокоенность и опасения в том плане, что частными детективами могут быть нарушены конституционные права и свободы граждан, мне кажутся беспочвенными. Тем более когда сейчас во всех серьезных организациях есть служба безопасности, в компетенцию которой входит сбор информации об интересующих объектах (это уже есть своего рода частная детективная деятельность). Практика показывает, что из года в год прокурорами повсеместно выявляются сотни фактов укрытия преступлений от учета. Так, можно с уверенностью говорить, что частные детективы укрывать заявления и сообщения о преступлениях не будут, в этом они вовсе не заинтересованы, а вот выявлять и добиваться регистрации укрытых кем-то ради улучшения статистики преступлений они могут. Говорят, что тогда на совете основными противниками ведения частного сыска были именно представители правоохранительных органов. В этой связи принятие закона «О частной детективной деятельности в Республике Казахстан», безусловно, способствовало бы сокращению укрытия преступлений от учета и регистрации, расширило бы возможности граждан по защите своих прав. Нормы законопроекта «О частной детективной деятельности в Республике Казахстан», разработанные тогда по инициативе депутатов, мало отличаются от принятых аналогичных законов стран дальнего и ближнего зарубежья. Можно собирать сведения по гражданским и уголовным делам, изучать рынок, выявлять надежность и кредитоспособность организаций и компаний, устанавливать обстоятельства недобросовестной конкуренции и разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, искать пропавших без вести, утраченное имущество, выяснять личные данные граждан при заключении ими контрактов. Наряду с этим, на мой взгляд, необходимо закрепление в законе иных правовых средств, направленных на защиту законных интересов участников уголовного процесса. Так, ряд участников уголовного процесса (потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, гражданский ответчик и др.) вправе собирать и представлять письменные документы и предметы для их приобщения к уголовному делу в качестве доказательств. УПК РК (ст.74, 75, 76, 77, 78), предоставляя им это право, не определяет способов сбора и представления документов и предметов. Поэтому в тех случаях, когда они сами не имеют возможности в силу тех или иных причин собрать для защиты своих прав и интересов документы и предметы, они могут обратиться за помощью к частному детективу, заключив с ним договор. Детектив по договору с участником процесса может собрать для него информацию, в частности установить очевидцев преступления, место нахождения предметов и документов, которые могут быть приобщены к уголовному делу в качестве доказательств. Полагаю, процесс проверки собранной детективом информации и преобразования ее в уголовно-процессуальные доказательства также требует законодательного регулирования. В этой связи было бы целесообразно регламентировать в УПК сбор частным детективом сведений по уголовному делу на договорной основе с участниками уголовного процесса. Незаменимым детектив может стать при подготовке материалов по делам частного обвинения. Он может собирать сведения как для стороны обвинения, так и для защиты, уравнивая права сторон. Если учесть конституционное положение о том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, участие частного детектива в уголовном процессе только повысит возможность реального доступа граждан к правосудию. Его участие может стать одной из форм дополнительного обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций. В этой связи представляется целесообразным в УПК РК ввести статью о частном сыщике, его правах и обязанностях. И еще. В указе «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан» глава государства поручил правительству внести предложение по сокращению численности правоохранительных органов республики. Мера, конечно, не очень популярная, но необходимая. Она, безусловно, затронет многих сотрудников, особенно тех, кто достиг пенсионного возраста. Это в основном мужчины в полном расцвете сил и с опытом 45–50 лет. Так вот, с принятием закона «О частной детективной деятельности» для бывших сотрудников правоохранительных органов, уволившихся по положительным основаниям и в том числе вышедших на пенсию, появится возможность заниматься тем делом, что по душе, да еще и людям приносить пользу. Кроме того, в законе будут предусмотрены нормы, обязывающие детективов вести делопроизводство, бухгалтерию, чтобы своевременно решать налоговые вопросы, создавать архивы для хранения материалов. И, конечно же, для этих целей будут привлекаться дополнительно люди, т.е. создастся определенный штат работников, рабочие места. Сегодня те, кто занимается частным сыском, работают без лицензии, доход от этой деятельности не контролируется, налоги не платятся. Работая вне закона, они перед своими клиентами никакой ответственности не несут, и надо признать, в их среду может попасть кто угодно. Принятие закона «О частной детективной деятельности в Республике Казахстан» будет логическим продолжением начавшейся правовой реформы в республике, дополнением к государственным функциям негосударственных детективных услуг. С принятием этого закона у граждан появится возможность, минуя государственные органы, получать правовую защиту от негосударственных структур. Он позволит без дополнительных государственных вложений расширить возможности оказания правовой помощи гражданам.
Г. Насыров, помощник депутата сената парламента РК, кандидат юридических наук | |