| Мужское начало | В Казахстане это, пожалуй, единственная школа, где половину педагогического коллектива составляют мужчины – учителя физики, математики, изобразительного искусства и черчения. Мы уже привыкли, что у педагогики исключительно женское лицо. Мужские роли в школе ограничиваются лишь трудовиком, физруком и преподавателем НВП. Однако, как утверждают сами учителя-мужчины, преподавание школьных дисциплин изначально было мужской профессией. Особенность мужского преподавания в том, что они отходят от правил и консерватизма и больше склонны к импровизациям и новаторству, чем женщины. Учитель-мужчина чаще, чем учитель-женщина, заинтересовывает ученика своим предметом. В связи с этим специалисты от образования уверены, что чем больше в казахстанских школах будет мужчин-педагогов, тем богаче и разнообразнее будет процесс познания в первую очередь для самих школьников.
В школах Алматы, как и вообще в Казахстане, учитель-мужчина остается в большом дефиците. Обычно это «трудовик» или «физкультурник». Хотя в последнее время к ним присоединились учитель по информационным технологиям и учитель по основам экономики. В среднем в учительском коллективе работают не больше 10 процентов мужчин. Алматинская гимназия № 147 – приятное исключение. Здесь добрая половина педагогического коллектива – мужчины… Хорошая школа определяется наличием учителей-мужчин. Ярким примером тому является алматинская гимназия № 147, где пятнадцать мужчин-учителей. Причем больше половины из них молодые ребята после университетов. В школе даже атмосфера какая-то другая. Примечательно, что такой мужской коллектив возглавляет директор-женщина Раушан Дуйсебаевна Оразалиева, которая каким-то образом смогла удержать в коллективе молодых мужчин-учителей. Первой достопримечательностью школы является кабинет физики, где на самом видном месте висят десять заповедей для взрослых. Запомнилась последняя: «Люби ребенка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой». Вот таким «любованием» и был пронизан весь урок физики молодого учителя Рашата Табиспек, который работает в гимназии второй год. – Как учитель я стремлюсь научить детей понимать окружающий их мир, процессы, которые происходят вокруг них в повседневной жизни. Именно на уроках физики формируется мировоззрение человека. Дети учатся философ-ски смотреть на жизнь и находить интересное в самых простых и обыденных вещах, – сказал после урока Рашат Табиспек. Удивительно, но он выбрал профессию осознанно. Несмотря на молодые годы, педагог отмечает, что «учительская профессия не только в том, что ты должен дать урок и научить чему-то, а в том, что ты должен по-особому относиться к детям, а если отвел урок – и домой, без всякой мысли о детях, ты – не учитель!». Такая позиция не может не вызывать восхищения. Стоит отметить, что каждый педагог-мужчина этой школы удивляет. Какие, к примеру, тонкие, глубокие пейзажи пишут дети на уроках рисования учителя ИЗО и черчения Тандата Орынтаева. Уроки математики педагога с 40-летним стажем Сеита Слем – это масса интересных и полезных сведений, дисциплина плюс самое доброе отношение к ученикам. – Методы работы учителя-мужчины и учителя-женщины, можно с уверенностью сказать, значительно отличаются друг от друга, причем школе в равной степени нужны и те и другие, – говорит Раушан Оразалиева. – Женщины по своему характеру пытаются все делать «по правилам», они консерваторы по натуре, поэтому уроки обычно четко выверены и никаких неожиданностей не происходит. Мужчины обычно не особо думают о всяческих планах урока и прочих методических вещах, предпочитают свободную импровизацию, что может вылиться в интересную дискуссию или неожиданный поворот в ходе урока. Учитель-мужчина чаще, чем женщина- учитель, заинтересовывает ученика своим предметом! Раушан Дуйсенбаевна ни в коей мере не хочет обижать коллег-женщин. Их в казахстанских школах абсолютное большинство, но было бы здорово, если бы в школах стало больше мужчин. Это бы всем было на пользу. – Школа без мужчины сродни безотцовщине в семье, – говорит Раушан Оразалиева. – В ней всегда будет не хватать надежности и силы. Особенно сильно это сказывается на мальчиках. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь, как и, впрочем, в семье. В воспитании детей мужчины и дома должны принимать активное участие, а не быть на вторых ролях. Интересно: изначально педагог – профессия мужская, начиная с доисторических времен, собственно с античной Греции. Недаром многие методики и технологии систематизированы именно мужчинами (Макаренко, Сухомлинский, Ильин, Запрудский, Ян Амос Каменский, Шаталов и Эльконин; а помните, герой повести «Первый учитель» Чингиза Айтматова, который приехал в горный аул учить детишек грамоте, тоже учитель-мужчина). В коллективе, когда видят, что учитель старается качественно выполнять свою работу, всегда поддерживают морально и материально. Кстати, директор гимназии не скрывает, что она в первую очередь старается поддержать педагогов материально. Молодой учитель, который только-только пришел из вуза в школу, получает зарплату в 30–35 тысяч. Ну как не поддержать его! Все гениальное просто. Здесь не очень жалуют, если с чемоданным настроением учитель работает, провел урок – и уходит, его работы не видно, особенно в такой школе, как эта гимназия. Здесь 55 класс-комплектов. Это крупное общеобразовательное заведение. Учительский труд великий, но воспитать хорошего человека – сверхвеликий труд. Особенно в наше время. И все же, как директор обычной алматинской гимназии смог удержать в коллективе мужчин-учителей? Секрет прост. В коллективе создана атмосфера понимания, поддержки и взаимовыручки. Возможно, поэтому эта гимназия дважды становилась лучшей школой города Алматы.
Мира МУСТАФИНА, Алматы | |
|