Один лесной пожар, четыре степных с угрозой перехода пламени на лесной массив и семь возгораний удалось предупредить в этом году баянаульской авиагруппе РКГК «Казавиалесоохрана». Благодаря своевременному обнаружению о большом ущербе говорить не приходится. И даст Бог, не придется. Несмотря на то, что у лесной охраны самые «горячие деньки» еще впереди.
Триста часов в небе
Пожароопасный сезон на территории природных резерватов начинается с двадцатого апреля. С этого дня стартует и авиапатрулирование территории. На сезон, а заканчивается он первого ноября, вертолетчикам выделяется триста часов полета – по два вылета в день. В принципе, говорят специалисты, этого количества часов для профилактики лесных пожаров вполне достаточно. Ну а в случае необходимости, к примеру, если выдалось особо засушливое лето, этот лимит можно и увеличить. Резерв вылетов имеется всегда. В этом году авиаохрана Баянаульского парка, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, работает в обычном режиме. На протяжении почти всего лета жара то и дело сменяется дождем. Но капризы погоды – не единственный фактор, представляющий повышенную опасность для сотрудников лесной противопожарной службы. Немало беспокойства доставляют и крестьяне, особенно в разгар сенокосной кампании. Как показывает практика, зачастую крупные пожары перекидываются на лес из степи. Именно поэтому вертолетчики и включают в маршрут обследования прилегающие к природному резервату степные угодья. Ведь огонь легче всего потушить на открытой местности. А когда пламя уже бушует в лесу, последствия могут быть весьма разрушительны. Потому как почти всегда лесной пожар тут же переходит в верховой. А это уже другие силы и другая техника. И пока все это подойдет, огонь успевает уничтожить сотни, тысячи гектаров леса. В Баянаульском национальном парке так было в 2001 году. Последствия той ужасной огненной стихии можно увидеть и сегодня. С высоты птичьего полета особенно отчетливо просматриваются голые, без всякой растительности, вершины гор. – До сих пор лес так до конца и не восстановили, – не скрывает горечи старший летчик-наблюдатель Баянаульской авиагруппы Сергей Морозов. За почти двадцать лет работы в лесной охране он повидал немало пожаров. Дважды чуть не сгорел. И оба раза в Шалдайском лесу. После окончания Всесоюзной школы повышения квалификации работников лесного хозяйства в поселке Пушкино под Москвой (кстати, это единственное высшее учебное заведение на территории СНГ, которое готовит летчиков-наблюдателей) Сергей вернулся в родную Павлодарскую область. Молодого специалиста сразу же пригласили работать в отряд авиаохраны природного резервата «Ертiс орманы». – Однажды, – вспоминает Сергей, – во время облета территории я заметил в лесу пожар. А недалеко от очага возгорания работал тракторист. Я посадил вертолет и бросился по направлению к рабочему. Но огонь распространялся с большей скоростью, чем может развить человек. Тракториста я нашел, и теперь уже нам вместе пришлось спасаться от пожара, который к тому времени перешел в верховой. Температура в кабине трактора нагрелась до такой степени, что к нашим волосам невозможно было притронуться. От взрыва бензобака нас, наверное, спасло только то, что мы отходили от настигающего пламени задним ходом. Был момент, когда мне казалось, что я больше не вернусь домой. Я до сих пор не понимаю, каким чудом мы тогда доехали до вертолета. А этот тракторист все же сгорел на следующий год.
Куда летим, штурман?
Тем временем вертолет BELL-206 под управлением опытного пилота Юрия Серебрянского оставил позади сожженные гектары леса. И воспоминания, навеянные удручающей картиной, сменились реальностью. – Прием, прием! – послышалось в наушниках. – Это Сергей Морозов передавал информацию о полете на центральный пульт баянаульской противопожарной охраны, – видимость хуже обычного, но это результат испарения из-за жары. Дыма нигде нет. Продолжаю облет. Как уже говорилось, в день у баянаульской авиагруппы предусмотрено два вылета. Один – по большому кругу, другой – по малому. При этом маршруты зачастую каждый раз разные и зависят по большому счету от прогноза погоды. Пилот Юрий перед каждым поднятием в воздух берет гидрометеорологические сводки, а Сергей на основе полученных данных составляет маршрут вылета. К примеру, наш фотокорреспондент Владимир Бугаев провел с летчиками в полете один час семь минут. Их маршрут начался с озера Жасыбай и пролегал через Кызылшилик, Малдыбулак, Жарылган, Шурынтал и Егендыбулак. Это считается большим кругом. Я же попала на малый. Он, как правило, рассчитан на сорок минут. За это время мы на высоте триста метров облетели окрестности Жасыбая и Сабындыколя. Вообще-то вертолет BELL-206 может подняться на высоту до четырех километров, не без гордости сообщил Юрий Серебрянский. Но для пилотов авиалесоохраны оптимальная высота – именно триста метров. – Хорошо просматривается и горизонт, и территория внизу, – говорит Сергей. Вместимость вертолета – четыре человека. В таком количестве авиагруппа и вылетает. Компанию пилота составляют: летчик-наблюдатель (хотя сам Сергей говорит, что его работа больше напоминает штурманскую) и два пожарных десантника. Присутствие последних обязательно. На случай обнаружения очага возгорания. Садятся в вертолет ребята в полном обмундировании. Сколько раз до прибытия подмоги им самим приходилось тушить огонь! Существенную помощь в этом им оказывает так называемая воздуходувка. Она хоть и тяжелая, но при начинающемся лесном пожаре просто незаменима. Чтобы никому не было обидно, ребята договорились таскать агрегат по очереди.
Одна семья
Вообще, баянаульская авиагруппа лесной охраны как одна большая семья. – А как иначе, ведь мы находимся здесь с двадцатого апреля по первое ноября, – недоумевает Сергей, – у нас все общее: вместе работаем, отдыхаем, составляем меню, вот только стоять у плиты чаще всего приходится Юрию. Но исключительно по собственному желанию, он обладает талантом не только первоклассного пилота, но и отменного кулинара! Надо отметить, что пилоты и техники, обслуживающие машину и сменяющиеся каждые сорок дней (РКГК «Казавиалесоохрана» арендует воздушные суда у частной алматинской компании, а она практикует вахтовый метод работы), очень быстро вливаются в баянаульский коллектив. – У нас командная работа, и каждому по отдельности здесь нельзя, – говорит техник Дмитрий Афанасьев, недавний выпускник Академии авиации. В его задачу входит техническое обслуживание вертолета: тщательный осмотр перед взлетом – равномерно ли работает двигатель, каков характер выхлопных газов, нет ли факела и полная проверка транспорта после посадки. Заподозрил что-то неладное – тут же устранил, воздушное судно относительно новое, поэтому поломки, если и случаются, то незначительные, техник в состоянии устранить их на месте, без транспортировки вертолета на базу в Алматы. Если же все показатели в норме, вертолет заправляют топливом и – до следующего вылета. Дмитрий говорит, что не жалеет о сделанном выборе, вот только по дому очень скучает. – Но ничего, – тут же ободряется молодой человек, – зато я научился здесь варить варенье. Земляничное! Местные ребята-пожарные показали самые ягодные места, так что я и собирал землянику, и варил ее. Домой гостинцы привезу. В штате баянаульской авиагруппы числятся пять пожарных десантников – Ерганат Ибраев, Максат Махметов, Мереке Сагынбеков, Ардак Ахметов и Вячеслав Пашко. Все ребята живут в поселке Баянаул, а на работу (дальше озера Жасыбай) добираются на велосипедах. – Парни хоть и молодые, но очень толковые, – отзывается о своих подопечных старший летчик-наблюдатель. – Благодаря их профессионализму нам только в этом сезоне удалось своевременно потушить один лесной пожар, четыре степных с угрозой перехода пламени на лесной массив и семь возгораний. И дай-то Бог с таким «счетом» завершить этот пожароопасный сезон. Хотя расслабляться еще рано, говорят специалисты.
Виолетта ШВАРЦ, фото Владимира Бугаева, Павлодарская область
| |