| Боевая потеря | Эта история о настоящем подвиге в мирное время не получила широкой огласки. Память старшего разведчика десантно-штурмовой маневренной группы «Буран» сержанта Ардака Казиева почтили локально.
В День пограничника был открыт памятник погибшему сержанту на территории воинской части, в которой он служил. А в Кызылорде, откуда он родом, в перспективе название улицы его именем. 28-летний сержант Казиев стал первой боевой потерей (и хочется верить, что последней) в рядах спецподразделения «Буран» за всю историю существования подразделения. В День пограничника был открыт памятник погибшему сержанту на территории воинской части, в которой он служил. А в Кызылорде, откуда он родом, в перспективе название улицы его именем. 28-летний сержант Казиев стал первой боевой потерей (и хочется верить, что последней) в рядах спецподразделения «Буран» за всю историю существования подразделения. Это случилось 26 июня этого года фактически уже на стадии завершения операции «Сакшы», которая длилась три дня. Предварительно была проделана сложнейшая работа ребятами из Службы собственной безопасности и отделом разведки регионального управления «Шыгыс» пограничной службы КНБ РК. Парням из «Бурана» в течение трех дней надлежало вычислить и задержать крупную партию контрабандного топлива. Кстати, речь шла о работе международной ОПГ и сотнях тонн горючего. Забегая вперед, стоит заметить, что в итоге были задержаны шесть большегрузных машин и легковой «мерседес», который осуществлял сопровождение. Также пограничники взяли десять злоумышленников, из которых четверо – граждане Киргизии и шестеро – наши соотечественники, которые и управляли преступным процессом. – В месте предполагаемого перелива дизтоплива была организована служба пограничного наряда «Засада» в составе девяти ребят из «Бурана», – вспоминает один из участников трагических событий. – Наряд состоял из отдельных пограничных «секретов». В первый входили два человека, один из которых, снайпер, располагался слева от дороги, которая вела в сторону границы. Цель первого наряда заключалась в том, чтобы психологически атаковать контрабандистов. Обычно в таких случаях используются световые ракеты и предупредительные очереди из автомата. Снайпер же в случае попытки отхода группы в сторону границы стреляет по колесам. Надо сказать, что подобные операции по захвату групп, провозящих через границу незаконный груз, проводятся намного серьезней, чем может показаться простому обывателю. Зачастую контрабандисты ведут себя весьма агрессивно, особенно в случае провоза крупной партии наркотиков или другого дорогостоящего груза, за утерю которого курьерам в буквальном смысле слова приходится отвечать головой. Поэтому такие засады нередко заканчиваются перестрелками. – Двое бойцов одного из пограничных «секретов» должны были отрезать контрабандистам отход к границе, – рассказал наш собеседник. – Кроме того, ребята обеспечивали захват транспорта, в котором сидели организаторы незаконной перевозки, в момент передачи взятки исполнителю на казахстанской стороне. Другая пара из «секрета» должна была произвести захват водителей грузовых машин и тем самым не дать им вывести цистерны с места преступления. Трое ребят из другого наряда организовывали захват самих организаторов. На месте захвата, как и полагается по закону, была зафиксирована и взятка. Стоит отметить, что операция осложнялась целым рядом факторов. Было очень трудно замаскировать пограничные наряды на местности, абсолютно равнинной и лишенной какой бы то ни было растительности. Первоначальное число контрабандистов заметно превосходило количество «бурановцев» – 14 против 9. Транспортные средства контрабандистов по своим габаритам и расположению рассеялись на площади в 200 квадратных метров. В случае любого промаха со стороны пограничников разъехаться в разные стороны нарушителям было весьма несложно. Также имелась информация, что злоумышленники вооружены, что создавало риск потерь с обеих сторон в случае перестрелки. А ее возможность исключить было нельзя. В то же время применение оружия вблизи огромного количества емкостей с топливом могло спровоцировать серьезное по масштабам бедствие. Особенности местности затрудняли работу раций. Еще одной значительной помехой для стражей границы были многочисленные стоянки пастухов поблизости от места проведения операции. Сами контрабандисты были оснащены приборами ночного видения, а место для основных действий выбрали с учетом того, что любые неловкости в передвижениях пограничников создавали бы шум от сухой травы и щебня вдоль дороги. Ко всему прочему, к ночи начался дождь, который ухудшил видимость на местности.
Контрабандисты активизировались ровно в полночь. Сделка осуществлялась на нашей территории, в ста метрах от пограничных нарядов. Сначала прибыл исполнитель. После улаживания всех формальностей он отправился к границе встречать грузовые машины. С сопредельной территории в Казахстан прибыли первые две автомашины, которые без остановки проехали еще на 400 метров вглубь нашей территории. Таким образом, основные контрабандные силы сместились в сторону от нарядов еще на 500 метров. План действий пограничников пришлось срочно варьировать прямо на месте с учетом обстоятельств. Провели ускоренную разведку и переброску пограничных сил на новое место. Однако данные разведки показали, что перелив топлива осуществлялся среди сопок и крутых склонов, и это полностью исключало возможность взять нарушителей на месте. План захвата полностью перестроили, пограничникам пришлось буквально переползать к новому месту операции. К тому времени, как назло, дождь усилился, и была полностью потеряна связь с пограничным «секретом», который находился на линии государственной границы. А тем временем грузовые машины нарушителей уже были полностью заправлены ворованным казахстанским топливом и готовы вернуться на киргизскую территорию. «Бурановцам» оставалось лишь наблюдать уход колонны, проинформировав коллег с поста «Кеген». Однако исполнитель с киргизской стороны все же въехал с сопредельной стороны, а с ним еще две грузовые машины для заправки. «Гость с юга» сел в машину к своему казахстанскому подельнику, а на месте контрабандной сделки вдруг появилась автомашина ГАЗ-53. Она двигалась не по дороге, а рядом, по полю, с огромной скоростью и прямо на пограничные наряды. Пятеро ребят из пограничного «секрета», которых чудом не переехало авто контрабандистов, оперативно провели захват исполнителей в «мерседесе». Тем временем водитель шального ГАЗ-53 попытался уйти, резко развернувшись в обратную сторону. Причем целенаправленно в сторону ребят-пограничников с твердым намерением их сбить. Однако своевременная и прицельная стрельба в лобовое стекло остановила лихача. Несмотря на все вышеперечисленные негативные обстоятельства, захват удалось произвести менее чем за 40 секунд, четко и без потерь. Две автомашины, которые пришлось отпустить в сторону пограничного поста «Кеген», также были задержаны там. – В результате своевременного внесения корректировок и решительных действий личного состава «Бурана» захват контрабандистов и транспортных средств был осуществ-лен в полном объеме, согласно плану операции, – отметили представители командования «Бурана». Однако трагедии избежать, к сожалению, не удалось. Все случилось во время конвоирования захваченных транспортных средств с горючим на пограничную заставу «Каркара». Около 7 утра 26 июня колонна двигалась через Кегенский перевал. Бойцы «Бурана» были размещены по захваченным автомашинам для сопровождения. Злосчастный КамАЗ, в котором находился сержант Ардак Казиев, шел последним. Тормоза у большегруза внезапно отказали на пятикилометровом крутом спуске. Как уже говорилось ранее, КамАЗ был под завязку загружен дизельным топливом, а впереди на пути неуправляемой машины были еще 10 транспортных средств, также полные горючего. Очевидцы происшествия до сих пор не решаются даже предполагать, какими были бы масштабы трагедии в случае столкновения. Вместе с сержантом в кабине потерявшего управление КамАЗа сидел водитель из числа задержанных граждан Киргизии. Забегая вперед, стоит сказать, что когда их обгорелые тела извлекли из кабины, было видно, как оба до последнего, вцепившись в руль, пытались выправить ситуацию. Поначалу КамАЗ выехал на полосу встречного движения в попытке обойти колонну. Однако навстречу по горной дороге двигались гражданские автомобили. И тогда КамАЗ, был направлен на скалу… Кстати, друзья и коллеги Ардака Казиева отмечают, что парень обладал отличными знаниями профессионального водителя-механика. Он легко мог выпрыгнуть из КамАЗа, как только возникла опасная ситуация. Однако предпочел выполнить свой долг до конца. Как позже показали результаты следствия, у многих задержанных водителей-нарушителей опыт управления большегрузными машинами практически отсутствовал. Возможно, именно поэтому сержанту Ардаку Казиеву пришлось схватить руль самому, поскольку его спутник в чрезвычайной ситуации просто растерялся. При жизни Ардак Казиев имел позывной «Кандагар», являлся профессионалом высокого класса, а еще был очень веселым и юморным парнем. Таким его друзья и запомнили, до сих пор перемежая горечь от утраты товарища воспоминаниями о веселых эпизодах из жизни 28-летнего кызылординцца. В день открытия памятника Ардаку Казиеву на территории воинской части 2022 его отец Оразбек с трудом сдерживал слезы. Однако мужественный человек без тени сомнения заявил, что, несмотря ни на что, он очень гордится поступком своего сына. Посмертно Ардак Казиев представлен к правительственной награде – ордену «Айбын» второй степени.
Альбина АХМЕТОВА, фото Дины КУЛЬЖАНОВОЙ, Алматы | |
|