| Под небом единым | Согласно распоряжению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, повестка сессии такова: «Ассамблея народа Казахстана: доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность». За годы независимости в Казахстане сформировалась уникальная модель межэтнического согласия, характерная именно для нашего государства. С первых дней суверенитета гармонизация межэтнических отношений стала стержнем всей внутренней политики Казахстана. Сегодня отношения между представителями различных этнических групп в стране являются прочной основой для построения общего будущего. Глава государства неоднократно отмечал: «Весь народ живет в согласии, дружбе, в Казахстане царит стабильность. Это моя работа, это работа государства, это работа всех нас, каждого казахстанца». О том, как реализуют свои возможности представители разных национальностей, проживающих в Казахстане, рассказывают наши корреспонденты.
Вечное утро в душе Казахстанский биолог Михаил Панин включен во всемирный справочник «Выдающиеся ученые XXI века»
Известный ученый, чьи научные открытия названы революционными, живет и работает в Семее. Проректор по научной работе Семипалатинского государственного педагогического института, д.б.н., академик Михаил Панин на базе относительно небольшого института на рубеже тысячелетий основал собственную научную экологическую школу, считающуюся крупнейшей на всем постсоветском пространстве. Более того, во всем мире Михаил Семенович известен как ведущий ученый республики в области изучения содержания и миграции химических элементов в биосфере Казахстана. Исследовательский Международный биографический центр (Кембридж, Англия) за выдающийся вклад в развитие науки и оказание влияния на ее развитие признал Панина ведущим ученым мира. Он награжден серебряной медалью и внесен во всемирно известный справочник «Выдающиеся ученые XXI века». Михаил Семенович родился в маленьком селе Камышенка Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области. В 1963 году с отличием окончил биолого-химический факультет Семипалатинского педагогического института. В высшей школе Панин прошел путь от ассистента до первого руководителя учебного заведения. Работая в Семипалатинском пединституте, он одним из первых стал добиваться подготовки таких специалистов, как дошкольные работники, учителя музыки и начальных классов. Далеко за пределами Казахстана известно и такое начинание, как открытие Малой академии экологии. Михаил Семенович впервые создал кафедру экологии и природопользования. Благодаря ему открыты специальности «Иностранный язык», «Ядерная физика и ядерные установки», что стало сенсацией в образовательных кругах. В зарубежных и отечественных изданиях им было опубликовано более 1000 научных работ. Михаил Семенович – автор крупных научных монографий, по его фундаментальным учебникам и учебно-методическим пособиям учатся и преподают в вузах России и Казахстана. Академик Панин является действительным членом и член-корреспондентом восьми международных и национальных академий и почетным профессором целого ряда казахстанских вузов, а также членом редколлегии ряда научных журналов. При всем при этом Панин — один из лидеров общественно-политической жизни в Восточном Казахстане, член Ассамблеи народа Казахстана и Малой ассамблеи ВКО, входит в состав Совета по социально-экономическому развитию Семея при акимате, член политсовета городского филиала НДП «Нур Отан». Трудно рассказать в газетном формате о достижениях такого многогранного, талантливого, приятного человека. Видимо, поэтому ученые, коллеги, друзья из разных стран написали книгу «Михаил Панин. Вечное утро в душе». Эта книга – коллективная попытка рассказать о личности выдающегося человека. «Меня поражает, как щедро одарила его природа энергией, благодаря которой ему удается сделать так много», – пишет в книге кандидат геолого-минералогических наук Института геологии, геофизики и минералогии РАН Борис Щербов. Особенным же для себя ученый считает руководство русским социально-культурным центром, созданным в 2004 году. За вклад в дело сближения и обогащения культур наций и народностей, распространение русского языка, истории он был удостоен награды. В 2007 году указом президента Российской Федерации был награжден медалью Пушкина, а зарубежный центр при МИДе РФ вручил ему почетный знак «За вклад в дело дружбы».
Татьяна РЯЗАПОВА, Екатерина ГУЛЯЕВА, Семей
Прорывных дел мастер Новаторство Валентина Двуреченского по-прежнему питает весь Казахстан
Одиннадцать лет назад в кабинете директора Костанайского НИИ СХ Валентина Двуреченского появился гражданин Канады Дон Уоллис. Он возвращался на родину и заехал попрощаться. Встретились и познакомились они в начале 90-х, когда Валентин Иванович работал министром сельского хозяйства Казахстана. Канадский фермер приехал к главному аграрию с кипой чертежей, макетами жаток и огромным желанием инвестировать собственные идеи и деньги в модернизацию сельского хозяйства, открыть собственное дело. Двуреченский поддержал энтузиаста, написал рекомендательное письмо руководству завода «Целинсельмаш». А вскоре и сам из Алма-Аты вернулся в Кустанай. И вот спустя 9 лет перед ним сидел отчаявшийся человек, весь стартовый капитал которого осел в бездонных карманах отечественных чиновников за бесконечные согласования и разрешения. – Дон, – предложил Двуреченский, – давай попробуем еще раз, последний… И набрал номер телефона акима Лисаковска Альберта Рау, город которого был специальной экономической зоной с налоговыми поблажками. Договорились за 5 минут, а через год Дон Уоллис пригласил Двуреченского на презентацию завода «Дон Мар», выпустившего первые 5 широкозахватных жаток. Сегодня эти жатки пользуются спросом аграриев основных зерносеющих областей страны, а Дон Уоллис несколько раз признавался лучшим налогоплательщиком Костанайской области. Только один штрих из богатейшей биографии теперь уже патриарха земледелия на севере Казахстана. Полвека назад сын председателя тамбовского колхоза и выпускник Мичуринского плодоовощного института Валентин Двуреченский прибыл по направлению главным агрономом в новый совхоз «Раздольный». Степное раздолье Тургая требовало от молодого агронома мыслить масштабно. Спустя 5 лет это был уже матерый технолог, которому доверили поля легендарного гиганта – «Буревестника». Только пшеницы засевали более 100 тысяч гектаров. А школа директора совхоза Героя Социалистического Труда Николая Козлова стала академией. В возрасте Христа Двуреченский становится директором совхоза «Шевченковский» с животноводством мясного направления. – Мы первыми на севере Казахстана начали интенсивно откармливать мясной скот на открытых площадках, – вспоминает Валентин Иванович, – на базе совхоза проводились областные и республиканские семинары… В итоге – «интенсивный» рост карьеры: в конце 1979 года он впервые познакомился с Нурсултаном Назарбаевым уже как начальник областного управления совхозов. Нурсултан Абишевич вручал кустанайцам переходящие Красные знамена за хлеб, молоко и мясо. Пять лет тогда область была в лидерах не только в Казахстане, но и СССР. С тех пор они с первым президентом «на расстоянии вытянутой руки». И теперь, ежегодно навещая область, Нурсултан Абишевич любит бывать на полях «друга Валентина» – есть что посмотреть у пропагандиста новейших технологий. В сильнейшую засуху минувшего лета «Заречное» – базовое хозяйство НИИ – собрало с гектара более 12 центнеров зерна. В сравнимую засуху 1975 года – в 5 раз меньше. Комментарии излишни. В свои «за 70» Двуреченский поражает неугомонностью: его новая цель как патриота Казахстана – производство органических продуктов. По ним будут знать страну в мире.
Владимир КАТКОВ, Костанайская область
Стремление к идеалу Известный казахстанский кинодеятель Саид Фазылов отмечает 50-летие своей творческой деятельности
Не меньше 38 лет он проработал оператором на областной студии телевидения и вот уже 12 лет возглавляет студию по производству документальных фильмов «Real Time». Все годы своей работы он рассказывает о жизни края, его удивительных местах и выдающихся людях, о красоте и поэзии родины, ее истории. Благодаря его усилиям киностудия в Усть-Каменогорске первой в СССР перешла с кинопленки на видео. Его творческой деятельности исполняется 50 лет. Но, слыша поздравления, Саид Исмагилович смущается и отмахивается. – Ну при чем здесь я? Телевидение – это коллективное творчество! В одиночку создать что-то стоящее невозможно. В октябре 1960 года юный Саид Фазылов прошел конкурс из 38 человек и устроился осветителем на областную телестудию. Потом «дорос» до оператора и влюбился в эту профессию на всю жизнь. Парень с детства занимался фотографией, и волшебство запечатленного мгновения не давало ему покоя: чтобы проявить и напечатать снимки, не чурался лезть в барачный погреб – да хоть куда, лишь бы в результате получилось идеально! Кажется, этот юношеский девиз остался с ним на все пять десятков лет работы и актуален до сих пор… – Так и было, – смеется он, рассматривая старую фотографию, где «упакованный» съемочной и осветительной аппаратурой, он правит одноместной конной повозкой. – Приедешь на съемку в район, а там – ни дороги, ни транспорта. Выдадут лошадку, повозку – и вперед. Сам и свет выставляешь, и снимаешь, и за журналиста… Сейчас нереально представить, как работали операторы с кинокамерами: 30 метров пленки хватало лишь на две минуты съемки, потом нужно было отмотать следующие 30 метров из общего мотка, вставить их в камеру, снять очередные две минуты… И все это громоздкое хозяйство приходилось постоянно носить с собой. Фазылов просто мечтал изменить ситуацию. И, в общем-то, смог… – В 1988 году в командировке в Испании у одного американца я увидел видеокамеру, – вспоминает он. – Это казалось волшебством – маленькая легкая коробочка против наших «киношных» агрегатов. «Заболев» современной аппаратурой, Саид Исмагилович через пару лет добился того, что телестудия в Усть-Каменогорске первой в стране перешла с кинопленки на видео. – На выставке в Москве познакомились с японской фирмой, выпускающей такое оборудование, вышли с проектом, меня тогда поддержал председатель телерадиокомплекса Юрий Окшин, – вспоминает он. – И отправились за аппаратурой в порт Находка, вывозили ее на самолете, разобрав сиденья, чтобы все поместилось… Путешествие за новой современной аппаратурой повторилось и в 1998 году, когда была основана студия «Real Time». Свою деятельность они начали в прямом смысле с чистого листа – подобного опыта не было ни у кого в городе. Огромной удачей проекта директор Саид Фазылов считает коллектив профессионалов, работающий в студии. Каждый из них – специалист высшей категории: оператор Геннадий Кузнецов, звукооператор Александр Крахин, режиссер Стас Лавров. Выходцы из «Реал тайма» – Дмитрий Лавров, Андрей и Сергей Зарва – давно и удачно работают в Москве и Санкт-Петербурге. – И еще очень важны авторы, с которыми мы работаем, – говорит Саид Исмагилович, вновь переводя тему со своей истории на общую. – Одним из лучших был Павел Иванович Бортник, светлая ему память. Сейчас это известные журналисты области Шакерхан Азмухамбетов, Виктория и Анатолий Шевченко, Вера Лазарева, Владимир Никифоров, Юлия Назаренко, Ольга Шепель и другие. Благодаря им мы можем гордиться тем, что сделала студия за время своего существования – а это 65 документальных фильмов, основными заказчиками которых являются областной и городской акиматы. А одним из главных партнеров в работе – областной архив, где по крупицам собираются свидетельства былых эпох, чтобы сохранить и увековечить нашу общую память. Среди этих фильмов – «Наш президент» о Нурсултане Назарбаеве, «Заповедный Алтай» о красоте природы Восточного Казахстана, «Великая Победа» к 60– и 65-летию этой важнейшей даты, «Иртыш – река надежды», «Летопись независимости». В студийной копилке оживших биографий – Абай и Шакарим, Пушкин и Мухтар Ауэзов, руководитель Министерства среднего машиностроения СССР Ефим Славский, народный учитель Кумаш Нургалиев, знаменитый хирург Бруно Рейш… Гордиться, несомненно, есть чем. Но Саид Исмагилович, хитро улыбаясь, говорит после каждого удачного фильма: – И все-таки лучшие работы у нас – впереди!
Наталья ШИМОЛИНА, Усть-Каменогорск
Спасение утопающих В Казахстане всего трое мастеров-водолазов, в их числе Владимир Власов
Вся жизнь водолаза – экстрим. Спасать людей – их работа. В любых погодных условиях и в любое время суток. В воде они бывают так же часто, как и на суше. Но оставим лирику поэтам, поговорим о прозе жизни. За последние десять лет в Павлодарской области утонуло порядка 500 человек. Спасено около 4 тысяч человек. По словам начальника областного водно-спасательного отряда Владимира Власова, за последние пять лет смертей в зоне их ответственности не зафиксировано. В штате Павлодарского областного водно-спасательного отряда 25 водолазов. В их числе две группы спасателей первого класса – 4 человека. Сам Владимир Власов – мастер-водолаз. Таких в республике всего трое. Это означает более 10 тысяч часов погружений. На подготовку водолаза 3-го класса уходит как минимум 3 года. За 10 лет подводной работы время погружений составляет порядка тысячи часов, по земным меркам – полтора месяца жизни. Более того, в Казахстане только два водолаза области удостоены медали «За спасение утопающих»: Владимир Власов и Анатолий Балашов. Причем последний удостоен двух медалей. Здесь стоит внести ясность – медаль выдается не за единичный случай спасения человеческой жизни, а когда количество спасенных – не менее 15–20 человек. В целом, как отмечает Владимир Власов, спасатель для подтверждения своей квалификации должен ежегодно отрабатывать водный минимум от 40 до 90 часов под водой. Это означает, что только за десять лет работы под водой водолаз обязан пробыть до 900 часов. За сезон, участвуя в спасательных работах, водолаз в среднем бывает в воде до 200 часов. Большинство работников водно-спасательной службы Павлодарской области – мужчины в возрасте 25–30 лет. Это означает, что они люди семейные, а потому им полагается содержать семью. Но и здесь не все так просто – водолаз третьего класса получает 25 тысяч тенге. На сегодняшний день Владимира Власова, как и всех водолазов области, волнует одна проблема: несмотря на острый дефицит кадров в рядах казахстанских спасателей, они, как и все государственные чиновники, получили разнарядку на увольнение 15 процентов личного состава. И это при том, что у водных спасателей всегда не хватало людей. К примеру, в Павлодарской области вместо положенных по штату 91 человека работает 84 водных спасателя. Из них 14 человек надо уволить. Павлодарские спасатели считают, что это приведет к росту числа случаев гибели людей на воде. Но статистика, видимо, чиновников не беспокоит. Глава МЧС Владимир Божко заявил: другого выхода нет, потому что нет средств. Спасатели по природе своей немногословны. Они убеждены, что чиновники должны понимать: сокращая численность личного состава, они рискуют человеческими жизнями.
Марина ПОПОВА, Павлодар
Достояние республики Дом-музей грампластинок Наума Шафера – единственный в своем роде не только в Казахстане, но и в мире
Здесь собрано 25000 грампластинок, 14 тысяч – патефонных, 1500 бобин магнитофонных записей, 1500 аудиокассет. Здесь можно найти практически все: Лемешева и Утесова, речи политвождей, пластинки с голосами животных и птиц, колокольные звоны, театральные шумы (например, воспроизводящие шум идущего поезда и шелест дождя, летнюю грозу и артобстрел) и многое другое. Все свое собрание Шафер не просто переслушал, но и на каждую составил карточку с историей о композиторе, исполнителе, дирижере и т.п. Наум Григорьевич родом из Кишинева, вырос в еврейской семье. Кроме высшего филологического образования имеет и музыкальное. В СССР он защитил первую кандидатскую диссертацию о творчестве Бруно Ясенского. В 1971 году был репрессирован за преждевременное проявление интереса к тем запрещенным литературным произведениям, которые ныне входят в школьные и университетские программы. Затем был реабилитирован. На протяжении всей своей жизни главной страстью Шафера было творчество Исаака Дунаевского. – Все началось с детства, с тех тридцати пластинок, которые я привез в Казахстан, когда семью депортировали. Поскольку они были подарены маме и папе в день их свадьбы, это наша семейная реликвия. Когда мне было лет 7–8, я не задумывался, кто авторы песен, которые я полюбил. Позже, когда стал интересоваться композиторами, вдруг обнаружилось, что автором почти всех полюбившихся мне песен является Дунаевский. Мне это так понравилось, что уже потом сознательно я обратился к изучению его творчества. У меня 400 его пластинок в самых разных исполнениях, – рассказывает Шафер. Было время, когда коллекция едва не покинула пределы страны. Ей не находили места. Все это достояние хранилось в квартире Шафера и его жены. – Знаете, в нашей с женой квартире были только пианино, стол и кровать. Все остальное – пластинки. Искал помещение для коллекции. Власти не откликались. Тогда даже поступило предложение от губернатора Омской области Полежаева, он обещал создать все условия. Когда поняли, что коллекция уплывает, быстро организовали этот дом. Я абсолютно искренне хотел, чтобы коллекция осталась в Казахстане. Она здесь собиралась. Знаете, ведь это единственный музей грампластинок во всем мире. Есть значительные частные коллекции, но государственного музея нет. «Дом Шафера», открытый в 2001 году, находится на бюджетном финансировании Павлодара согласно договору с городским управлением культуры. Вся коллекция передана в пользование городу. – Я рассуждаю так: если сохранение культурного наследия не просто декларации, значит, собранное здесь не погибнет, – считает Шафер. Вообще, Наум Григорьевич человек увлекающийся. Он отыскивает в архивах уникальные музыкальные записи, пишет литературные эссе, собирает павлодарцев в своем доме на тематические вечера, поддерживает связь с коллекционерами по всему миру, читает лекции за рубежом… – Сейчас меня заинтересовала фигура Наполеона. Это очень противоречивая и интересная личность. С одной стороны, он организовал нашествие на Россию, с другой – Пушкин не убирал с письменного стола его бюстик. Когда в годы войны Гитлера сравнивали с Наполеоном, меня это очень коробило. Хотя я и был мальчишкой, но понимал, что это несопоставимые личности. Так что есть над чем поразмыслить, – резюмирует Шафер.
Марина ПОПОВА, Павлодар | |
|