| Гордость нации | Новый университет Астаны, получивший в заглавии имя своего создателя – президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, всего за три года стал лидером отечественной системы образования и сильным конкурентом для лучших вузов мира.Университет первым среди всех отечественных вузов приобрел почетный статус научно-исследовательского университета. В его стенах на почве интенсивного образовательного процесса рождается наука, которая незамедлительно реализуется на практике в производстве. Здесь ведутся передовые исследования в области возобновляемых источников энергии, нанотехнологий, медицины долголетия. Более 30 партнеров из числа ведущих зарубежных вузов, находящихся в рейтинге лучших университетов мира, сочли за честь сотрудничать с Назарбаев университетом. Среди них – UCL (University College London), Duke University, iCarnegie, University of Wisconsin-Madison, UPenn (University of Pennsylvania), LKY School of Public Policy (National University of Singapore) и другие. Таким образом, воплотились в жизнь чаяния народа о сильной стране, способной заявить о себе международному сообществу не словом, а делом.
Впервые новость о создании в Астане нового международного университета прозвучала весной 2009 года. Спустя год, когда был открыт набор студентов в университет, сразу три тысячи казахстанских абитуриентов высказали непреодолимое желание обучаться в новом вузе. Этот пыл не охладила даже стоимость обучения – примерно 12-13 тысяч фунтов стерлингов за академический год. Ведь качество не может быть дешевым. И в тот же год 500 лучших студентов стали обладателями грантов Назарбаев университета. С 2011 года запущена программа бакалавриата «Foundation», по которой предстоит постигать азы наук первым студентам вуза. К слову, эта программа считается лучшей в Европе. Она рассчитана на обучение на английском языке. В 2012 году планируется открытие программ магистратуры и докторантуры. Кроме того, в Назарбаев университете стартовала программа повышения квалификации для казахстанских государственных служащих руководящего состава. В обучении примут участие 28 вице-министров и ответственных секретарей министерств Республики Казахстан. На сегодняшний день в Назарбаев университете Астаны созданы научные центры: Международный междисциплинарный инструментальный центр, который является инжиниринговым центром, лабораторной базой и конструкторским бюро; Центр энергетических исследований, который занимается вопросами возобновляемой энергетики, физики и техники высоких энергий; Центр наук о жизни, где ведутся совместные с ведущими мировыми научными центрами разработки в области трансплантации органов, искусственного сердца и легких, стволовых клеток и медицины долголетия. Стоит сказать несколько слов о каждом из звеньев университета. Задача Международного междисциплинарного инструментального центра (ММИЦ) – эффективное использование уникального дорогостоящего аналитического оборудования и интеллектуального потенциала казахстанских ученых для проведения междисциплинарных фундаментальных и прикладных исследований, обеспечения подготовки квалифицированных специалистов, научно-педагогических кадров высшей квалификации, инновационного развития научных школ университета, выполнения проектов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технология. Современное оборудование Лабораторного аналитического центра ММИЦ позволяет анализировать состав, структуру и свойства металлов, полупроводников, диэлектриков, наноматериалов, керамики, стекла, органических полимерных материалов. В ближайшем будущем в составе ММИЦ будут созданы такие исследовательские и технологические лабораторий, как: лаборатория хемометрии, ближней инфракрасной спектрометрии, биостимуляторов роста, Раман-спектроскопии, биокерамики. Эти лаборатории охватывают междисциплинарные направления, которые сформировались на стыке физики, химии, материаловедения, биологии, техники и медицины. Результаты проводимых исследований позволят решать комплексные задачи реального сектора экономики и содействовать укреплению технологической безопасности страны. Второе звено – Центр энергетических исследований – стало требованием энергетического сектора и основой экономического развития страны. Поэтому было бы недальновидно, пользуясь богатыми минеральными ресурсами, которыми располагает Казахстан, не заниматься перспективным развитием науки и технологий в области энергетики. Более того, казахстанская экономика, которая характеризуется достаточно высоким уровнем энергопотребления, чтобы развиваться в ногу со временем, должна отойти от нерационального использования энергетических ресурсов и отдать предпочтение технологиям энергосбережения и возобновляемой энергетики. Так, в Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан поставлена задача снижения энергоемкости экономики в два раза к 2015 году.
В связи с этим создаваемый Центр энергетических исследований (ЦЭИ) при Назарбаев университете будет выполнять существенную роль в реализации вышеуказанных целей. Здесь будут проводиться исследования в области возобновляемой энергетики, ветровой и солнечной энергии, гидроэнергии, тепловой и геотермальной энергии, а также будут разрабатываться биоэнергетические и энергосберегающие технологии и их интеграция в электроэнергетические системы. Особое внимание будет уделено энергетике и ее влиянию на окружающую среду и климат, моделированию и прогнозу в энергетике и экономике на национальном, региональном и глобальном уровнях и т.д. Исследования не обойдут стороной и робототехнику, космические технологии, искусственный интеллект, вычислительные нейронауки, биовычисления. Но, пожалуй, больше всего трепета вызывает Центр наук о жизни. Он был создан в декабре 2010 года в качестве частного учреждения, принадлежащего Назарбаев университету. Миссией центра является развитие новых фундаментальных исследований о природе и поведении живых организмов, а также применение этих знаний для продления жизни, уменьшения бремени болезней и повышения качества жизни. Центр наук о жизни призван трансформировать медицину и здравоохранение в Казахстане путем внедрения прорывных научных открытий, инновационных исследований, воспитания клинических и научных руководителей нового поколения, внедряя принципы доказательной медицины, персонализированной и интеллектуальной медицины, что способствует улучшению здоровья и повышению качества жизни. Основными приоритетами Центра наук о жизни являются: преобразование медицины, направленной не на лечение, а на упреждение и профилактику заболеваний; проведение фундаментальных исследований, целью которых является выявление ранних стадий заболеваний на молекулярном уровне; ускорение трансляций научных открытий из лабораторий непосредственно к постели больного. В Центре наук о жизни будут организованы следующие институты: институт персонализированной медицины и геномики, институт регенеративной медицины и долголетия, институт трансляционной медицины, институт глобального здравоохранения. И все это предстоит освоить нашим казахстанским студентам. Но все постепенно. Сначала молодежь учат понимать академический английский и говорить на нем, а дальше студентам помогут освоить критическое мышление и научат проводить исследования. – Назарбаев университет выдвигает к своим студентам довольно жесткие требования: хороший аттестат, успешные экзамены по профильным дисциплинам (математика, физика, химия, биология и другие) и достаточный уровень владения английским языком, подтвержденный международным сертификатом TOEFL или IELTS. Быть студентом Назарбаев университета – это серьезный вызов. Но студенты восприняли его и демонстрируют хороший уровень успеваемости. Главная задача – научить молодежь мыслить. Мы хотим воспитать лидеров, – говорит ректор Назарбаев университета профессор Шигео Катсу. Свою ответственность в получении высококлассного образования чувствуют и студенты Назарбаев университета. Ведь надежды на их профессионализм возлагает сам президент Казахстана. – Быть студентом самого престижного в стране вуза трудно, но очень интересно. Образовательный процесс сочетает в себе практическую работу и обучение на английском языке у лучших профессоров США, Великобритании, Австралии, Франции, Италии. Но главное, что меня вдохновляет, – это мысль, что моя мечта стать специалистом мирового уровня в стенах этого вуза обязательно осуществится. Моя мечта – стать высококлассным врачом, – отметил студент Назарбаев университета Владимир Ли. Назарбаев университет оказал серьезное влияние на среднее образование. Чтобы сформировать для себя своего рода пул потенциальных студентов, Назарбаев университет разработал собственную систему рейтинга школ Казахстана. Основой для разработки рейтинга и системы оценки качества отечественных школ стали, ни много ни мало, знания абитуриентов, намеренных обучаться в лучшем вузе страны. Стоит отметить, что специалисты Назарбаев университета не оценивают школы по общему качеству и уровню образования в этих учебных заведениях. Шкала ценностей у данного рейтинга иная. Их система включает в себя количество студентов, которые подали заявления в университет из тех или иных школ, и количество студентов, которые соответствуют критериям отбора университета, умноженное на качество этих студентов.
– Одно из замечательных наследий Советского Союза – это то внимание, которое уделяют люди системе образования. Две области, которые требуют развития в современном школьном образовании: практическая лабораторная работа, проведение экспериментов и умение критически и творчески мыслить, что необходимо для инновационности, – пояснил ректор Шигео Катсу. Благодаря абсолютно новым образовательным программам Назарбаев университет, не успев самореализоваться в полной мере, стал первопроходцем в области интеграции образовании, науки и производства и приобрел статус научно-исследовательского университета. – Основная задача исследовательского университета – интеграция научной деятельности и образовательного процесса на всех уровнях высшего и послевузовского образования. Именно этим он отличается от других вузов, где исследовательская работа, в принципе, может и не вестись. Такие университеты в развитых странах являются главными поставщиками высококвалифицированной элиты, поскольку данная интеграция позволяет готовить самых высококвалифицированных специалистов с творческим мышлением. В Казахстане прообразом такого университета, как я уже говорил, становится Назарбаев университет. Его опыт мы будем расширять, – отметил в одном из своих интервью министр образования и науки Бакытжан Жумагулов. Таким образом, университет закрывает болезненную для страны тему «Молодежь и наука». Подводя итоги, напомним, что когда Назарбаев университет создавался, глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что «новый университет Астаны должен создаваться как национальный бренд, гармонично сочетающий казахстанскую идентичность, лучшую международную образовательную модель, научную практику».
Инна РОЩУПКИНА, Астана
| |
|