| В глубине души | Крупные компании и простые люди уже давно взяли себе за правило по случаю каждого праздника дарить воспитанникам детского дома подарки.Зачастую в списке одежда, игрушки, конфеты, ремонт, оборудование. Что-то общее и безликое. И так от праздника к празднику. В результате в обществе сложился странный стереотип: детям-сиротам из детских домов тепло семейного очага с легкостью заменяют подарки. Однако впервые за долгие годы было проведено социологическое исследование на тему «Чего хотят дети?». Результаты исследования были представлены благотворительным фондом «Бауыржан» в рамках собственной программы по популяризации института усыновления и патронатного воспитания «Быть счастливым просто». В последние годы в Казахстане в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста количества детей, оставшихся без попечения родителей. По статистике, общее количество детей-сирот составляет сейчас 38,4 тысячи. Причем большинство из них входят в группу так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях. И число их растет катастрофически. При этом лишь 14 тысяч детей находятся на полном государственном обеспечении. По мнению авторов исследования, основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. – В проведенном опросе принимало участие 315 детей-сирот в возрасте 12–16 лет, проживающих в детских домах Алматы. В результате опроса стало понятно, что 84 процентов детей хотят жить в семье, – говорит президент фонда «Бауыржан» Жулдыз Омарбекова. – На один из вопросов: «Почему вы хотели бы жить в семье?» – дети отвечали: «Потому что в семье меня любят». При этом 48 процентов ребят из общего числа опрошенных боятся одиночества. На самом деле игрушек, одежды, мебели, бытовой техники, спортивного инвентаря – всего этого недостаточно, чтобы сделать из ребенка достойного члена нашего общества. К счастью, благотворительность в нашей стране активно развивается, и дети уже не обделены хорошим питанием и теплой одеждой, но чего им действительно не хватает – так это персонального внимания и участия в их жизни. Еще один стереотип, который обществу нужно преодолеть: из воспитанников детских домов ничего хорошего не вырастает. – Большая часть из них в свободное время предпочитает читать, рисовать или заниматься спортом. Кроме того, 88 процентов опрошенных любят учиться, узнавать что-то новое, – опровергает это мнение Жулдыз Омарбекова. Однако статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты, совсем неутешительна: только 10 процентам выпускников детских домов удается получить высшее образование и найти себе место под солнцем. По мнению исследователей, отсутствие должного внимания к развитию ребенка может привести к серьезному отставанию в учебе и невозможности с диагнозом «задержка психического развития» продолжать обучение в общеобразовательной школе . А это, в свою очередь, становится серьезным препятствием на пути взаимодействия с другими и с миром в целом. Основными причинами снижения интеллектуального развития воспитанников общеобразовательных интернатных учреждений является влияние среды, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы. – Одна из причин – отсутствие качественного, содержательного общения со взрослыми, которое было бы адекватно для детей, воспитывающихся в детском доме, – считает советник президента благотворительного фонда «Аяла» Жангельды Сарсенов. В ходе заседания «круглого стола» всплыла и проблема половой идентификации воспитанников интернатных учреждений. Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает рано: еще до школы он усваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. В детских домах дети изолированы от этих ориентаций. – Если дети в семье идентифицируются с их родителями, с близкими родственниками и со сверстниками, то дети, лишенные родительского попечительства, идентифицируют себя прежде всего со своими сверстниками, т.е. мальчиками и девочками из группы, – говорит Жулдыз Омарбекова. Кроме того, как оказалось, дети-сироты делят мир на «мы» и «они», где под словом «мы» они подразумевают себя, воспитанников детских домов, а «они» – детей, имеющих родителей. Это разделение порождает неадекватную самооценку у ребят, неуверенность в себе, неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия желания сближаться с миром. В свою очередь директора детских домов единодушно считают, что формулировку «детский дом» следует убрать. – Дети очень стесняются данного выражения, – утверждает директор специализированного комплекса «Жануя» Хафиза Серикова. – Давайте заменим это словосочетание на более мягкое выражение, например «дома радости» или «дома надежды». В ходе обсуждения участники «круглого стола» заявили, что все имеющиеся детские учреждения необходимо преобразовать в SOS детские деревни, где дети обретают дом, семью, родных. – Наша деревня представляет модель семейного типа, – делится со всеми социальный педагог SOS Детская деревня Алматы Валентина Черепанова. – Хоть здесь и идет однобокое воспитание детей, все же эта модель более приспосабливает наших воспитанников к различным жизненным ситуациям. Детские деревни-SOS – альтернатива детским домам, уникальная, максимально приближенная к семейной, форма воспитания детей-сирот. Дети живут в любящей атмосфере семейных домов, с SOS-мамой, братьями и сестрами, ходят в обычные детсады и школы, устанавливают связи с внешним миром, получают все необходимые знания для будущей самостоятельной жизни.
Анара НУРТАЗИНА, Алматы | |
|