| Личностно ориентированное обучение – основа высокого уровня в системе образования | Это строки из послания президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе».Внедрение новой системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров на основе международных стандартов, с учетом приоритетов и особенностей развития здравоохранения Республики Казахстан потребовало значительных изменений методов преподавания в высших учебных заведениях страны. О перспективных направлениях улучшения качества образовательного процесса, а также способах мотивации профессорско-преподавательского состава и непосредственно самих учащихся нам рассказал ректор Государственного медицинского университета доктор медицинских наук, профессор Толебай Рахыпбеков.
– Каких стратегий в обучении молодых специалистов и повышении уровня профессорско-преподавательского состава вы придерживаетесь? – В условиях новой парадигмы направленности учебного процесса на формирование прежде всего личности специалиста, а также профессионала ведущими технологиями становятся личностно ориентированные стратегии обучения, которые нацелены на формирование нового типа мышления преподавателей и, соответственно, овладение комплексными умениями по организации учебного процесса. В связи с этим перед вузом стоит задача качественно повысить компетентность профессорско-преподавательского состава. Для успешной реализации стандартов нового поколения наши сотрудники ежегодно обучаются за рубежом, а также на республиканских семинарах с участием ведущих зарубежных методологов. – Расскажите о проведении наиболее интересных и продуктивных семинаров в Государственном медицинском университете Семея? – В целях расширения обмена опытом в области медицинской науки ГМУ Семея осуществляет международную деятельность. На данный момент университетом заключены договоры о научном сотрудничестве с 13 зарубежными университетами и научными учреждениями. Для успешной реализации государственной программы здравоохранения «Саламатты Казакстан» за рубежом обучено 39 сотрудников более чем в 10 странах. В рамках международного сотрудничества нашими зарубежными коллегами проводятся мастер-классы. За последние три года проведено 11 мастер-классов профессорами Японии, Сингапура и России. Среди общего числа проведенных семинаров и тренингов я бы выделил проведение семинара–мастер-класса «Инновационные технологии в медицинском образовании и менеджмент» с участием профессора сингапурского Национального университета Дуджипа Д. Самарасекера (заместителя главы отдела медицинского обучения медицинской школы им. Йонг Лу Лин). На нем было обучено свыше 50 преподавателей ГМУ Семея. Тематика других семинаров тоже достаточно обширная и актуальная: инновационные технологии обучения (проблемно ориентированное обучение (ПОО), симуляции, командно ориентированное обучение и др.), методы преподавания и оценки, технологии составления тестов, видеолекций. На республиканских и внутривузовских семинарах, конференциях, мастер-классах проводится непрерывное обучение преподавателей по образовательному, клиническому и научному направлениям, казахскому и английскому языкам по уровням. С целью интеграции базовых и клинических дисциплин, внедрения достижений образования, науки и клиники с I курса обучение проводится с применением инновационных образовательных технологий (PBL, CBL, TBL, симуляции). Особенностью их внедрения является использование технологии нейролингвистического программирования для улучшения восприятия и передачи информации.
Все преподаватели вуза вовлечены в реализацию результатов обучения: – участие ППС в межвузовском конкурсе по презентации лекций; – проведение преподавателями открытых занятий с обязательным присутствием методистов учебно-методического центра; – создание функциональных курсов по системам в рамках интеграции дисциплин (составление интегрированной типовой программы, интегрированных клинических случаев и т.д.); – внедрение новых методов преподавания и оценки (например, командно ориентированное обучение, проблемно ориентированное обучение, симуляционные технологии, объективный структурированный клинический и практический экзамены, технология составления тестов и др.). – Проводится ли в вашем университете и каким образом актуальное на данный момент направление мотивации деятельности сотрудников? – В работе с кадрами предусмотрены различные формы морального и материального стимулирования коллективов и отдельных работников за высокие показатели качества. Одной из основных форм является ежегодный рейтинг кафедр и ППС, который проводится по разным номинациям и обеспечивает переход к дифференцированной оплате труда. Всего по итогам рейтингов 2008–2010 годов был премирован 21 коллектив кафедр. Начиная с 2009 года подводятся итоги рейтинга среди студентов и студенческих групп. Все победители получили дипломы и денежные вознаграждения. В 2007 году в вузе были разработаны положения о присвоении званий «Золотой скальпель», «Золотой стетоскоп», «Адал енбек љшін», «Почетный профессор ГМУ г. Семей», «Заслуженный профессор ГМУ г. Семей». Звание «Кџрметті тљлегі» присваивается выдающимся выпускникам, прославившим наш университет, за вклад в процветание нашей родины. В целом за 4 года награждены около 500 человек. В Государственном медицинском университете Семея функционирует программа мероприятий по стимулированию научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр. Для стимулирования научно-исследовательской работы проводится награждение ученых ГМУ Семея по итогам года по следующим номинациям: публикации в рецензируемых журналах с импакт-фактором более трех; индекс цитируемости ученого не менее 50: 1-е место, 2-е место, 3-е место; премирование за международный патент; премирование за первый международный патент; номинация «Лучший ученый университета»; номинация «Лучший молодой ученый года»; 30 лучших ученых года; 10 лучших молодых ученых года; 50-процентная оплата публикаций в международных рецензируемых (peer-reviewed) изданиях. В рамках реализации национальной программы «Саламатты Казакстан» совместно с областным управлением здравоохранения разработан совместный план мероприятий, который направлен на снижение материнской и младенческой смертности, БСК, онкологических заболеваний и туберкулеза. Проведенный совместно с практическим здравоохранением комплекс мероприятий позволил за три года втрое снизить показатели материнской смертности по Семею с 56,8 на 100 тысяч новорожденных в 2008 году до 14,4 в 2010 году. Значительно снизились показатели младенческой смертности. Так, если данный показатель в 2008 году был по Семею – 19,6, то в 2010 году он снизился до 14,7. В ГМУ Семея основной научно-исследовательской темой является проект «Научные основы реабилитации населения, проживающего в регионе бывшего Семипалатинского ядерного полигона». Учеными нашего университета с 2007 по 2010 год выполнялись 15 внебюджетных НТП, финансируемых республиканскими и зарубежными организациями. – Расскажите, на чем основывается система дифференцированной оплаты труда? – Система дифференцированной оплаты труда основывается на результатах рейтинга ППС и кафедр. Каждый год определяются лучшая кафедра, лучший ученый года, лучший заведующий кафедрой, лучший профессор, лучший доцент, старший преподаватель, лучший ассистент, преподаватель. По итогам ежегодного рейтинга коэффициент 1,0 БДО были премированы 275 человек, расходы на дифференцированную оплату труда за 2 года составили около 20 млн тенге. И хотя даже самый совершенный рейтинг не дает 100-процентной объективности и достоверности, он является хорошим стимулом для активизации педагогической и научной деятельности, улучшения результатов работы. Основной целью кадрового резерва «Надежда» является создание резерва университета из состава молодых сотрудников и студентов, которых мы активно обучаем, в том числе за рубежом. Благодаря кадровому резерву за четыре года более 50 человек продвинулись в вузе по служебной лестнице. На постоянной основе проводятся бесплатные курсы по изучению английского и государственного языков для студентов и ППС. Для преподавателей, ведущих занятия на английском языке, предусмотрена 25-процентная надбавка к зарплате. Для повышения остепененности теоретических кафедр вуз оплатил 50 процентов стоимости обучения в магистратуре преподавателям. – А что касается самих обучающихся, какие способы мотивирования применяются в учебном процессе ГМУ Семея? – С каждым годом активно развивается и получает признание среди студентов университетская культура ГМУ Семея. Появились новые интересные традиции, в частности конкурсы: «Лучший студент», «Лучший куратор», «Лучшая академическая группа», «Лучшее общежитие», «Лучшая организация воспитательной работы на факультете».
Нуждающимся студентам бюджетных групп оказывается единовременная материальная помощь. Всего на эти цели было выделено более миллиона тенге. Созданная в университете ассоциация выпускников «Alma-mater» адресно мотивирует лучших студентов. Эту инициативу в настоящее время активно поддерживают наши выпускники, работающие в разных регионах страны. На сегодняшний день по результатам экзаменационных сессий из этого фонда назначаются стипендии, 15 студентам-сиротам в студенческом кафе академии ежедневно предоставляются комплексные обеды. С сентября 2010 года Мусинов Р. выплачивает стипендию имени своего отца, покойного профессора-онколога Данияла Мусинова, в размере 15000 тенге двум студентам. Помимо этого студентам выплачиваются именные стипендии, а также оказывается всяческая поддержка от лучших практикующих специалистов страны. Объем финансовых средств, выделяемых на повышение мотивации студентов, их медицинское обслуживание и досуг, вырос в 4 раза. Мы постоянно стремимся к развитию и углублению языковой базы наших студентов. Так, нетюркоязычные студенты, обучающиеся на государственном языке, получают 50-процентную надбавку к стипендии. Студенты, обучающиеся на английском языке, получают надбавку к стипендии. Поощряя развитие научной и образовательной деятельности обучающихся, университет оплачивает лучшим студентам поездки на конференции, конкурсы, дебаты и другие научные мероприятия. В числе достижений студенческого научного общества следует отметить, что из 19 студентов, поездки которых были профинансированы университетом, 13 вернулись с победой.
Беседовал Тимур АЛЬМАГАМБЕТОВ, Астана | |
|