| Вопреки и во имя | Когда-то в далеком 1934-м в стране был основан Казахский горно-металлургический, в дальнейшем переименованный в Казахский политехнический институт, или Политех, который день за днем стал набирать популярность. В 60-х годах это высшее учебное заведение приобрело негласный статус флагмана технического образования и науки, что тоже неспросто, поэтому быть студентом данного учебного заведения было ой как престижно. С тех пор много воды утекло, но Политех вне временных рамок и поколений продолжает соответствовать обретенному статусу, несмотря на современное изобилие образовательных учреждений. Но, как это ни печально, без подводных камней, видимо, никак. Ни одна отрасль страны не застрахована от негативных явлений в своей области. Взяточничество или, правильнее сказать, правонарушения коррупционного характера, нарушение норм этики и морали со стороны профессорско-преподавательского состава, несоблюдение трудовой дисциплины, необъективная оценка знаний учащихся. Именно такими нелицеприятными словосочетаниями зачастую награждаются «кузницы» отечественного образования. Так что же это – мифы или реальность? И нужно ли их развенчать или согласиться с суровой действительностью как с неизбежностью, необратимым процессом? В силу профессиональной любознательности захотелось копнуть глубже. Узнать, имеют ли под собой почву высказывания негативного характера в адрес одного из лучших вузов Казахстана, за многолетнюю историю обретшего высочайший авторитет не только в стране, но и за рубежом, стоящего на передовых позициях инженерного образования и науки, конвейера по выпуску лучших инженерных кадров. Стоит отметить, что согласно законодательству Республики Казахстан, выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной, пограничной службой, финансовой и военной полицией. В то же время вести борьбу с коррупционными правонарушениями и ликвидацией условий для их совершения в пределах своей компетенции обязаны все государственные органы и должностные лица с привлечением кадровых, контрольных, юридических и других служб. Но вузы не имеют правовых полномочий на проведение следственных мероприятий, виновным в совершении правонарушения может быть признан кто-либо только на основании решения суда. А значит, главная задача высших учебных заведений – не ловить конкретных взяточников, а предотвращать любые возможности для совершения правонарушений, заниматься их профилактикой и ликвидировать благоприятную среду для их возникновения. Ректор КазНТУ имени К. Сатпаева академик Жексенбек Адилов касательно этой темы высказался так: «Профилактика и искоренение негативных явлений – главная задача деятельности администрации университета. Данная работа в стенах вуза носит целенаправленный, плановый и системный характер. Нами разработана и последовательно выполняется программа формирования у студентов и профессорско-преподавательского состава антикоррупционного мировоззрения и повышения уровня правовой просвещенности. Для этого регулярно организуются семинары, посвященные законодательству страны по вопросам борьбы с коррупцией, изучаются стратегии борьбы с ней и превентивные антикоррупционные меры. Кроме того, осуществлена проверка внутривузовских нормативных документов на коррупциогенность с целью недопущения создания условий для совершения такого рода правонарушений», – отметил Ж. Адилов. По словам проректора по научной работе профессора И. Дюсембаева, в КазНТУ большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности, развитие которой – один из основных приоритетов деятельности администрации университета. Так, в 2008–2010 гг. объем финансирования научно-исследовательских работ увеличен в 3,3 раза и составил более 700 млн тенге. А в расчете на одного научно-педагогического работника объем денежного эквивалента составил в среднем 548,7 тыс. тенге, при плановом показателе 150 тыс. тенге. Нельзя положительно не отметить тот фактор, что в университете разработана и внедрена система материального стимулирования, которая позволяет объективно оценить вклад каждого сотрудника. При условии соответствия критериям данной системы носители образования могут получить от 25 до 100 процентов надбавки к основной заработной плате. А размещение плодов своего труда в издании мирового масштаба сулит сотруднику премию от 100 до 200 тысяч тенге. Так что выделиться из толпы в данном случае – прибыльно и к месту. Между тем и мониторинг среди отечественных вузов в пункте о финансах показал, что заработная плата сотрудников КазНТУ имени К. Сатпаева является одной из самых высоких, что уже во многом уменьшает шанс возникновения негативных явлений коррупционного характера. Но что бы там ни говорили, стержень любого вуза – это его студенты, молодое поколение, за которым будущее. Причем открытость и гласность – это основной принцип работы со студенческой молодежью КазНТУ. Приятно удивили наличие почтового ящика, телефон доверия, а главное, осведомленность студентов и сотрудников Политеха об адресе электронной почты ректора, следствием чего является возможность интерактивного общения и обсуждения наболевших вопросов. А первое лицо университета всегда имеет возможность быть рядом со студентами и узнавать о плюсах и минусах из первых уст. Регулярными являются и личные встречи ректора КазНТУ со студентами, где открыто обсуждаются острые и наболевшие вопросы студенческой жизни и принимаются соответствующие решения. Благодаря этому сегодня контролируется учебный процесс по кредитной технологии обучения, работает принцип выборности преподавателя и принято решение об обязательном участии не менее двух студентов в выполнении научно-исследовательских работ. В настоящее время, опять же по просьбе студентов, проведен капитальный ремонт общежитий и ряда учебных корпусов, где в каждом установлен компьютерный класс с выходом во Всемирную сеть, построен новый футбольный стадион с искусственным покрытием и многое другое. Чувствуют опеку в стенах одного из старейших вузов страны и студенты из социально незащищенных слоев населения. Как констатировала сей факт директор департамента социальной работы доцент Н. Аманжолова, забота о них в КазНТУ весьма приоритетна. К примеру, создан «департамент социальной работы», открыт медицинский центр, выделяются денежные средства на питание и приобретение одежды студентам из числа детей-сирот, им же предоставляется 50-процентная скидка по оплате за обучение и разрешена бесплатная учеба в летнем семестре. Студентам-инвалидам и находящимся на диспансерном учете выделяется денежная компенсация на питание из расчета 300 тенге в сутки. Кроме того, ежегодно увеличивается количество учащихся, получивших скидки по оплате за обучение за счет собственных средств университета. Так, если в 2008 году послабления по оплате за обучение от 25 до 100 процентов получили 189 студентов, то в минувшем – 250. Соответственно, затраты университета на предоставление скидок за обучение с 15,9 млн тенге возросли до 18,5 млн тенге. Значительно выросли ставки вуза и на оказание материальной помощи студентам в сложных жизненных ситуациях, их объем за последние два года вырос в три раза. Все вышеупомянутые факты свидетельствуют об одном – КазНТУ имени К. Сатпева выполняет политику главы государства по улучшению социального благополучия населения, студентам и преподавателям созданы все необходимые условия для полноценной учебы и работы. В то же время было бы ложным утверждение о полном искоренении коррупционных нарушений в вузе. Одна из причин подобного – непосещаемость занятий, неподготовленность студента, обусловленная как личными и объективно-субъективными его качествами, так и низкой требовательностью со стороны преподавательского состава. Акция «Чистая сессия» пришлась тут как нельзя кстати. В КазНТУ разработан и внедрен план мероприятий по профилактике правонарушений коррупционного характера, причем по выполнению данной задачи дает отчет отдельно каждая кафедра. До начала зачетно-экзаменационной сессии во всех академических группах проводятся встречи со студентами по их ознакомлению с основными положениями закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией». Кроме того, осуществляется изменение технологии проведения экзаменов, а это переход к методу компьютерного тестирования для исключения непосредственного контакта преподавателя и студента, что уже умаляет шансы нерадивости и нечистоплотности в делах и помыслах. Так, оценки в базу данных за текущий, промежуточный и итоговый контроль вводятся преподавателями через Интернет. Следующий шаг – их появление на сайте КазНТУ, что дает возможность не только самим студентам, но их родителям и родственникам иметь доступ к итоговому баллу в режиме on-line, a также через мобильную связь. Ключевым фактором профилактики правонарушений коррупционного характера является строжайший ежемесячный мониторинг студенческой посещаемости занятий и принятые меры по учету выполнения ими графика учебного процесса. Проректор по учебной работе КазНТУ С. Жусупбеков в беседе отметил: «Основной критерий учебы в нашем вузе – это успеваемость студентов и неукоснительное выполнение ими требований государственного стандарта образования (ГОСО РК) по выбранной специальности. За невыполнение требований ГОСО РК в 2009/10 учебном году из университета было отчислено 1134 студента. И столь жесткие меры оправданы с позиции подготовки грамотных, квалифицированных инженеров для инновационной экономики Казахстана. Нерадивым, безответственным и случайным студентам в КазНТУ нет места». Подумаете, все так отретушировано и гладко, а как же информация о фактах взяточничества, гонения принципиальных и неподкупных преподавателей и других негативных явлениях, промелькнувшая в некоторых СМИ? Так вот, с этим вопросом мы обратись к лицу, просвещенному в этой области, к начальнику юридической службы университета господину Мукашеву: – В таком громадном вузе, как КазНТУ, а это около 20 тысяч студентов и сотрудников, естественно, случаются единичные случаи негативных явлений. Однако сбор фактов и доказательств о коррупционном правонарушении является прерогативой соответствующих правоохранительных органов. А наша задача – в пределах своей компетенции, путем комиссионных проверок выявлять нарушения нормативных документов со стороны руководителей и представителей структурных подразделений и применять к ним, повторюсь, опять же в пределах своей компетенции, меры дисциплинарного и административного характера. К примеру, за нарушение действующего законодательства Республики Казахстан об образовании в 2009 и в 2010 гг. были освобождены от занимаемой должности пять директоров и два заместителя директора институтов, заведующий кафедрой, 4 преподавателя, объявлены выговоры 4 сотрудникам университета, уволены 4 сотрудника отдела регистрации учебных достижений студентов. В настоящее время в отношении некоторых из них в городской прокуратуре, УВД и суде Бостандыкского района проводятся установленные законом процедуры. Что касается публикаций, то их авторами являются именно эти уволенные сотрудники, и это их право обращаться в средства массовой информации. Отмечу лишь одно: в данном случае, создавая миф о лжегонениях на «принципиальных и неподкупных», каковыми они себя выставляют, налицо попытка прикрыть свои «делишки», «обелиться» и предстать «жертвами» в глазах общественности. Но это у них не пройдет! Жесткая и последовательная политика по искоренению негативных явлений в стенах университета, несмотря ни на что, будет продолжена и далее, – с уверенностью констатировал К. Мукашев. Не секрет, что благоприятную среду для возникновения правонарушений коррупционного характера создает и заочное обучение. К сожалению, правда. Ведь в силу занятости это очень удобный вариант обучения, но некоторые студенты и преподаватели смогли воспользоваться системой в корыстных целях. Тем самым навлекая наговоры на все и вся. То же самое касается и филиалов. Но, учитывая это, руководством КазНТУ проводится целенаправленная работа как по оптимизации филиалов, так и по повышению качества заочного обучения. Так, в 2008 году приказом ректора, на основании проведенных проверок, были закрыты все филиалы КазНТУ в гг. Актау, Актобе, Семее, Талдыкоргане, Усть-Каменогорске и Шымкенте. Имевшаяся материально-техническая база филиалов и их профессорско-преподавательский состав не соответствовали предъявляемым требованиям. Была проведена также и реорганизация базового института заочного обучения, который преобразован отныне в Институт дистанционного образования, осуществлен пересмотр как форм и методов обучения, так и перечень образовательных программ. В практику вуза введены новые информационные технологии обучения и значительно сокращен контингент студентов: с 1680 обучающихся в 2008 году до 900 в 2010-м. Во всеобщей осведомленности и мониторинге процессов большую роль играют опросы, анкетирование и другие формы социологических исследований, для чего в КазНТУ был создан Центр социального мониторинга и прогнозирования. Им регулярно проводятся исследования социального самочувствия преподавателей, анкетные опросы: «Преподаватель глазами студентов», «Первокурсник: социальная адаптация к условиям обучения». Ну а результаты данных исследований, по словам директора центра управления качеством образования М. Есенбаевой, подвергаются тщательному анализу, обсуждаются на заседаниях ректората, ученого совета и служат основой для разработки планов дальнейшей работы по профилактике и искоренению негативных явлений в вузе. Немаловажным фактором активизации информационной работы является наличие собственного чтива и ознакомительного портала. Это студенческая газета «Рас» и сайт вуза, где красочно и тонко, кратко и лаконично, правдиво и целенаправленно подмечены все плюсы и минусы образовательной системы, жизни в стенах КазНТУ. Все это отличнейшим образом влияет на подогрев у молодежи активной гражданской позиции и формирование антикоррупционного мировоззрения. Перечислять можно много и долго. Но суть морали такова: в одной из старейших «кузниц» образования под пристальным вниманием руководства КазНТУ имени К. Сатпаева созданы великолепные условия для молодежи, вступившей во взрослую образовательную жизнь, изменено отношение студентов к учебе, а преподавателей – к своей работе, ведь недаром их считают носителями культуры, духовности и нравственности, создана атмосфера нетерпимости к негативу и злословию. И думается, опыт работы ведущего технического вуза страны по вышеперечисленным достижениям и шествие его в правильном направлении могут быть смело применены во всех высших учебных заведениях Казахстана. Хочется надеяться, что придет время, и вузы страны станут зонами, свободными от взяточничества, вопреки и во имя. Ведь как бы ни была зла лающая собака, караван все-таки продолжает свое коронное шествие.
Лия ЕСБУЛАТОВА, Алматы | |
|