| 20 вершин независимости Республики Казахстан | Начало истории системы высшего образования Республики Казахстан было положено в октябре-декабре 1991 года, когда стал набирать силу процесс реформирования высшей школы. Необходимо было обеспечить массовый уровень образования, соответствующий социально-экономическим условиям новейшего времени. Перемены кардинально изменили облик высшей школы. О самых ярких событиях, переменах и успехах в сфере образования вспоминает доктор наук, профессор, почетный работник образования Республики Казахстан Тасболат Марденович Мухаметкалиев.
Ученье в свет Численность обучающихся в высших учебных заведениях РК за 20 лет выросла в 2,1 раза К моменту распада СССР в Республике Казахстан функционировало 61 высшее учебное заведение, в том числе шесть университетов, остальные вузы были образовательными академиями и институтами. В этих вузах обучалось более 288300 студентов, в том числе на дневных отделениях – около 172000 студентов. На 10 тысяч населения республики приходилось 132 студента, что было примерно в 2 раза меньше, чем в странах Европы (230–280 студентов). В вузах Казахской ССР 20 лет назад работали примерно 21950 профессоров и преподавателей.Сегодня, в 2011 году, в Казахстане функционируют 149 высших учебных заведений, из которых государственный статус имеет только 32 вуза. Сейчас в вузах страны обучается более 620400 студентов, в том числе на дневных отделениях – около 215500 студентов. Численность обучающихся в высших учебных заведениях Казахстана за 20 лет выросла в 2,1 раза, в то время как число самих высших учебных заведений увеличилось за этот период в 1,5 раза. С обретением независимости в Казахстане началось формирование новых подходов к развитию высшего образования в соответствии с задачами становления республики как суверенного государства. Срочно нужны были национальные законы и правовые акты в области образования суверенного государства. Другими словами, начинался первый этап реформирования системы высшего образования молодого и независимого Казахстана. Этот этап я бы обозначил 1991–1994 годами и назвал его этапом становления законодательной базы и выживания системы образования Республики Казахстан. Следующие годы (1995–1998) являются этапом нормативно-правового обеспечения системы образования и развития ее негосударственного сектора. 1999–2002 годы я бы назвал этапом модернизации структуры управления системой образования и ее содержания. Четвертый этап – это 2003–2006 годы, когда состоялось сближение с общеевропейской системой высшего образования и переход на многоуровневую структуру высшего образования. Пятый этап можно обозначить 2007–2010 годами, в которые начались международные интеграционные процессы отечественного высшего образования и присоединение к Болонской конвенции. И, наконец, последний, шестой этап истории развития казахстанского образования начинается с 2011 года, который можно назвать этапом стратегического развития всей системы образования Казахстана в глобальном контексте Болонского процесса. Справедливости ради следует отметить, самый первый этап определил вектор и темпы развития всех последующих этапов высшего и всего отечественного образования, играя роль локомотива движения. Министрами образовательного ведомства на первом этапе истории образования суверенного Казахстана были Шайсултан Шаяхметов и Ережеп Мамбетказиев. Я должен отметить, что эти руководители были очень компетентными людьми, имевшими солидный опыт педагогической и организаторской работы, и не совершали опрометчивых и непродуманных действий. Им был присущ демократичный стиль руководства, каждый серьезный шаг продумывался и обсуждался, прежде чем приступать к его реализации. Я твердо уверен в том, что эти два министра внесли большой вклад в становление и развитие не только высшего образования, но и всей системы образования Республики Казахстан.
Начало начал 10 апреля 1993 года был принят первый закон о высшем образовании 20 лет назад я работал в аппарате Министерства образования республики на должности начальника Главного управления высшего образования и науки и принимал непосредственное участие в создании законодательной базы системы образования молодой республики. Тогда было принято политическое решение о том, что вначале нужно создать общий закон об образовании, а затем принимать соответствующие законодательные акты по каждому уровню образования. Согласно этой политике, 18 января 1992 года был принят закон «Об образовании», определивший общие направления, задачи и принципы развития всей системы образования молодого государства. Как известно, высшее образование является важнейшим структурным звеном системы непрерывного образования. Для разработки проекта закона о высшем образовании была создана творческая группа, которую возглавил заместитель председателя Комитета по науке и образованию Верховного Совета Республики Казахстан Павел Александрович Атрушкевич, ректор Алматинского архитектурно-строительного института (ныне академии). Я был включен в состав этой группы. Для нашей работы в здании Верховного Совета на старой площади Алматы было отведено специальное помещение, где постоянно собирались члены группы со своими домашними заготовками и коллективно обсуждали предложения каждого члена группы, решали вопрос о включении или невключении конкретного предложения в проект закона. Так рождался первый закон о высшем образовании нашей страны, предусматривавший прямое действие его положений. Закон был принят Верховным Советом и подписан президентом Казахстана 10 апреля 1993 года.В основу первого закона были положены вопросы формирования самостоятельной образовательной политики и системы управления высшим образованием страны. Законом впервые была предусмотрена многоуровневая структура высшего образования, которая была нацелена на расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных запросов личности и общества путем введения академических степеней бакалавра и магистра. Было также законодательно закреплено, что высшее учебное заведение является не только учебной, но и научной организацией. Впервые наряду с государственным сектором образования разрешалось формирование негосударственной системы образования.Правительству Казахстана была вменена функция поддержания негосударственных учебных заведений путем передачи им помещений и материальной базы в аренду на льготных условиях. Одновременно в государственных вузах было разрешено открывать платные отделения обучения студентов. Два ведущих вуза – Казахский государственный национальный университет им. Аль-Фараби и Международный казахстанско-турецкий университет Ходжа Ахмеда Яссави – приобрели в соответствии с принятым законом статус автономных высших учебных заведений. Именно на первом этапе реформирования системы высшего образования республики была задумана и начата подготовительная работа по определению перечня региональных вузов республики, которые должны были стать крупными ведущими центрами образования, культуры и науки в своих регионах (областях). Таким образом, первый (начальный) этап реформирования высшего образования предопределил вектор и темпы дальнейшего развития системы образования молодого независимого государства Казахстан, а структурные изменения в сети высших учебных заведений страны и рост ее количественных показателей за последние 20 лет просто разительны.
Стирая границы Первым крупным детищем суверенного Казахстана в области образования стала международная стипендия «Болашак» Точкой отсчета интеграции Казахстана в международное образовательное пространство стало 5 ноября 1993 года, когда постановлением президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева была учреждена международная стипендиальная программа «Болашак». Ее основой является идея содействия талантливой молодежи в получении качественного образования за рубежом с целью дальнейшего применения полученных ими знаний и опыта во благо государства. Первая группа казахстанских студентов отправилась в мир за знаниями в 1994 году. В следующие 10 лет в рамках программы «Болашак» было присуждено лишь около 800 стипендий. Однако на наших просторах гораздо больше рождается светлых голов, которым нужно немного помочь, чтобы они могли вложить свои интеллектуальные способности в развитие Казахстана. В связи с этим в 2005 году глава государства в ежегодном послании народу Казахстана объявил об увеличении ежегодного числа стипендиатов до 3 тысяч человек. Впервые были выделены стипендии для получения высшего специального образования и степени бакалавра. Подготовка специалистов по программе «Болашак» стала осуществляться в строгом соответствии с перечнем приоритетных специальностей, утверждаемым ежегодно Республиканской комиссией по подготовке кадров за рубежом. Сегодня наши стипендиаты имеют возможность обучаться в 630 ведущих вузах 32 стран мира. В списке наших партнеров по программе «Болашак» такие мировые центры знания и науки, как Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, университеты Оксфорд и Кембридж, Имперский колледж Лондона, Чикагский университет, Колумбийский университет, Калифорнийский технологический институт и другие.За эти годы неоднократно пророчился упадок программы. Чтобы избежать такой судьбы, в 2011 году программа«Болашак» претерпела ряд серьезных изменений. Было прекращено обучение бакалавров за рубежом, так как уровень отечественного высшего образования соответствует мировым стандартам благодаря интеграции в Болонский процесс. Теперь программа сосредоточена на целевой подготовке магистров и докторов PhD. Акцент делается на подготовке специалистов технического и медицинского профиля, являющихся наиболее востребованными в нашей стране. Так, перечень медицинских специальностей охватывает такие направления, как хирургия, кардиология,травматология, неонатология, судебная медицина, онкология, эпидемиология.Что касается технических специальностей, то здесь перечень полностью совпадает с требованиями индустриально-инновационного развития Казахстана.Более того, с целью незамедлительного трудоустройства выпускников программы внедрен механизм прямого кураторства выпускников потенциальными работодателями и их распределения по окончании обучения. Стипендия «Болашак» – своеобразный гарант успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников. Подтверждением тому служит тот факт, что многие выпускники программы занимают ответственные посты на государственной службе, в государственных и международных организациях, в акционерных структурах и тем самым вносят свой вклад в развитие государства.
Подготовили Оксана ЛЫСЕНКО, Алина БЕКИРОВА, Алматы
| |
|