| Миграция без риска | Статус Казахстана как страны, принимающей трудовых мигрантов, налагает на государство множество дополнительных обязательств, с которыми пока не в состоянии справиться соседние страны, поставляющие к нам нелегальную рабочую силу. Присутствие в Казахстане многотысячной армии мигрантов приносит пользу стране, поскольку они занимают те ниши, в которых казахстанцы в силу ряда причин отказываются работать. Эта польза была бы более ощутимой, если бы агентства, привозящие мигрантов на заработок в Казахстан, да и сами трудяги работали легально, а представители таможенных и правоохранительных органов со своей стороны также действовали в рамках закона. Однако сейчас основная часть мигрантов, нарушая законодательство РК, оказывается вне закона, создавая тем самым плодородную почву для насилия, притеснения и коррупции. В Казахстане, как и во многих странах, принимающих трудовых мигрантов, происходят многочисленные нарушения прав гастарбайтеров: многочасовой рабочий день, отсутствие выходных, конфискация паспортов, невыплата зарплаты и перепродажа мигрантов работодателями. Эти незаконные меры сопровождаются безнаказанностью работодателя и коррупцией в полиции, таможенном и пограничном ведомствах. По словам самих мигрантов, показанных в документальном фильме, презентованном общественным фондом «Аврора», полицейские совершают постоянные рейды на рынки и строительные площадки с целью сбора мзды с нелегалов. Международные организации, работающие в этой сфере, неоднократно рекомендовали правительству Казахстана для решения проблемы обеспечить выдачу разрешений на работу трудящимся-мигрантам, а не их работодателям, привлечь к ответственности работодателей и посредников, нарушающих права трудовых мигрантов, гарантировать соответствие мер, применяемых полицией и местной администрацией, нормам и требованиям национального законодательства и международным стандартам по правам человека. Со своей стороны Казахстан на разных уровнях предпринимает меры по урегулированию своих отношений с трудовыми мигрантами. В частности, разработана программа квотирования для иностранных трудовых мигрантов, согласно которой только в 2011 году было выделено более 70 тысяч рабочих мест для иностранцев. В Казахстане по-прежнему существует упрощенная процедура оформления вида на жительство и разрешения на работу. Идет обсуждение вопроса о том, чтобы перенять практику России по организованному набору и созданию частных центров занятости, которые могли бы заниматься организацией легального приезда рабочих бригад из центральноазиатских республик на работу в Казахстан. Также создана рабочая группа по улучшению жизни и условий труда мигрантов. В состав этой группы вошли консульства и посольства Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, национально-культурные центры этих народов в Казахстане, представители государственных органов Казахстана, представители международных и казахстанских неправительственных организаций, работающих по проблемам миграции. Кроме того, на территории страны действует большое количество кризисных центров и неправительственных организаций, которые оказывают всестороннюю социальную и юридическую помощь гастарбайтерам и их семьям. Таким образом, в Казахстане для трудовых мигрантов делается больше, чем в странах происхождения этих мигрантов. Безусловно, эта деятельность имеет недостатки. В условиях того, что Казахстану нужны трудовые мигранты, особенно в таких сферах, как строительство и сельское хозяйство, многие частные компании, работающие в этих секторах, и рады бы привезти и оформить законно бригады из Узбекистана. Но это обходится настолько дорого местным компаниям, что с этой легальностью бизнес просто теряет смысл. Что касается квот, то и здесь есть свои недочеты. – Наше исследование в Южном Казахстане показало, что в области государством официально предоставлено 3 тысячи мест по квоте для иностранных трудовых мигрантов. Но эти места не заполняются, притом что в области очень много трудится нелегалов. С одной стороны, квоты распределены так, что не отвечают потребностям секторов в дешевой рабочей силе. С другой стороны, сами трудовые мигранты предпочитают оставаться в тени, – сообщила Наргиз Азизова, представитель регионального офиса «ООН женщины» для Восточной Европы и Центральной Азии. Положа руку на сердце, стоит признать, что корень зла состоит в том, что, нарушая закон страны пребывания, мигранты оказываются вне закона и таким образом провоцируют нарушение собственных прав. А потому эксперты, как и представители миграционной полиции, рекомендуют оформлять свое присутствие в Казахстане. – Трудовой мигрант, чтобы обезопасить себя, должен быть готов к миграции, знать свои права и законы страны приема, на что он может претендовать и куда может обратиться в случае нарушения его прав. Это ответственность стран происхождения и самого мигранта. Сейчас в Кыргызстане создается служба единого окна, куда за юридической и социальной консультацией может обратиться человек, который намерен выехать на заработки в другую страну. Нужно учитывать, что у каждой страны есть свое законодательство, которое граждане и приезжие должны соблюдать. Казахстан не исключение, – отмечает Алия Ильясова, кандидат экономических наук, координатор программ «ООН женщины» в Казахстане. – В мире насчитывается 214 млн мигрантов. Когда нарушаются их права, они не могут вносить свой вклад в экономику принимающего государства и страны, которую они покинули. Однако в тех случаях, когда миграция поддерживается в рамках правильной политики и обеспечивается защита прав человека, она может стать силой, несущей пользу странам происхождения, приема, транзита.
Алина БЕКИРОВА, Алматы | |
|