| Не ограниченные возможностями | Вы когда-нибудь видели, чтобы ребенок с диагнозом ДЦП научился танцевать брейк? Или занимался вольной борьбой?Много ли детей с неврологическими заболеваниями, которые просто не могут владеть своим телом, а значит, и двигаются не так, как большинство в обычных классах общеобразовательных школ? Слышали ли вы, чтобы они наравне со своими здоровыми сверстниками уверенно отвечали на уроках, не стесняясь заикания и прочих проявлений болезни? Такое бывает. И если это покажется вам чудом, можете приехать в Петропавловск и убедиться, что чудеса случаются. Здесь есть единственное в Казахстане медико-социальное учреждение – школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где неустанным трудом воспитателей, психологов и медиков совершаются чудеса. Вы можете своими глазами увидеть, что слова «бесперспективных детей не бывает» – это не лозунг, а самая настоящая реальность. Ведь дети становятся такими, какими мы их вырастим. В том числе и дети «с ограниченными возможностями». Потому что на самом деле их возможности не ограничены. Они могут не только обслуживать себя, но и быть полноценными членами общества. Об этом не устает говорить директор школы-интерната Евгения Володина, которая считает, что ее дети – самые умные! Этому учреждению суждено было стать необыкновенным, потому что создано оно уникальным человеком, которого в свое время глава государства Нурсултан Назарбаев назвал казахстанским Маресьевым. Шамиль Шакшакбаев, из-за тяжелой болезни лишившийся обеих ног и руки, выстрадал эту школу. Перестав быть здоровым человеком, он на себе прочувствовал, каково это – существовать в мире здоровых людей. Он до последних дней боролся с недугом и показал своим питомцам, что неполноценный человек – это не тот, у кого нет ног или рук. Адаптацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в современном мире считает своей миссией и нынешний директор учреждения. Евгения Володина уничтожила даже дух неблагополучия, который обычно присущ подобным заведениям, несмотря ни на какие материальные затраты государства. Этот запах хлорки и нездоровья обычно очень гнетуще действует на посетителей. И даже человеколюбие и гуманизм не позволяют им не вздохнуть с облегчением, выходя на волю. А в этом интернате людей с порога встречают свежесть, благополучие, уют и тепло. Так пахнет в домах, где все друг друга любят и постоянно ухаживают за своим жилищем, а не убираются к празднику. Красиво и уютно во всех комнатах воспитанников, которые отличаются, как и сами дети. С учетом характера, темперамента и пристрастий каждого ребенка продумано все, вплоть до цвета стен и штор. Особая гордость Евгении Романовны – санузел, оборудованный за счет госпрограммы «Дорожная карта». Биде, душевые кабинки, разноцветные шкафчики, полотенчики – элитная закрытая школа, да и только! Для этих детей очень важно научиться самостоятельно обслуживать себя в гигиеническом плане, уметь пользоваться всеми удобствами так, чтобы это вошло в привычку. Занятие физкультурой здесь – жизненная необходимость, потому что она лечебная. Ребенку с ДЦП необходимо научиться чувствовать свое тело, чтобы владеть им. Для этого в спортзале имеется специальное оборудование: сенсорный мини-уголок, тропа здоровья, даже такая диковина, как сухой душ. Развитию сенсорных, тактильных ощущений способствуют особые ленточки, которые движутся под давлением воздуха. Есть мягкие модули, которые устанавливают для особого комплекса упражнений, множество тренажеров на самые разные группы мышц. Детям с ДЦП необходимо развивать мышечный каркас, гибкость тела, позвоночника. Для этого специалист по лечебной физкультуре занимается с ними даже элементами йоги. Потом массаж – тайский для развития опорно-двигательного аппарата или классический, или успокаивающий. Даже богатые люди не могут позволить себе многое из того, что в петропавловском интернате получают дети за счет государства. Ведь чтобы ребенок, нуждающийся в особом уходе, был занят с пользой для тела и души в течение всего дня, нужно еще и время. Сколько его потребуется для задушевных бесед с психологом, чтобы у ребенка была мотивация учиться, для развития нестандартного мышления и решения проблем? Для занятий трудом, домоводством, музыкой. Так в этом уникальном интернате их готовят к жизни, чтобы сами умели пришить пуговицу, подшить одежду, накрыть стол, приготовить себе еду. Их учат даже этикету, умению вести себя за столом и в обществе. А музыка, пение нужны не только для эстетического развития, а чтобы научиться хорошо говорить. Потому что дети с неврологическими заболеваниями говорят, как правило, плохо, заикаются. – Это постоянная нагрузка. Они в девять часов падают у нас, потому что нет ни одной свободной минуты. Даже прогулка у нас активная. Они могут повторять на свежем воздухе правила, кататься на лыжах. На каждого ребенка ежедневно составляется индивидуальное расписание занятий. Каждый из них проходит всех специалистов – от психолога и логопеда до массажиста и музыкального руководителя. Результаты такой системы реабилитации впечатляют – дети встают с инвалидных колясок и начинают самостоятельно ходить! – рассказывает Евгения Володина. В 13-й городской общеобразовательной школе ее питомцы в числе лучших учеников. Некоторые из них уже успели получить общественное признание далеко за пределами школы и даже города. У Миры Абитовой (диагноз ДЦП), к примеру, была своя персональная выставка рисунков в Астане, и про нее делали передачу на телевидении. Многие из этих детей так прекрасно рисуют, лепят, выжигают, что трудно представить, что когда-то, при поступлении в интернат, они даже ложку в руке не могли удержать! Они, нисколько не стесняясь своей несхожести с другими людьми, уверенно отвечают на уроках, участвуют в школьных концертах и даже ходят на дискотеки. И мечтают стать адвокатами, стоматологами, медицинскими сестрами. Это вполне реально, знают воспитанники интерната. Потому что ее выпускники уже поступают на грант, безо всякой квоты для инвалидов, в колледжи и университеты.
Зауре ЖУМАЛИЕВА, Петропавловск | |
|