| Особые потребности | Синие стены, запах хлорки и гнетущая обстановка – это то, с чем у большинства людей ассоциируются социальные учреждения: детские дома, интернаты для людей с ограниченными возможностями, дома престарелых. В Казахстане уже несколько лет пытаются бороться с этими стереотипами. Во всех регионах страны социальные учреждения выходят на качественно новый уровень. Особенно там, где дело касается детей. Детские дома реорганизовываются в учреждения семейного типа, где ребята живут со своими братьями и сестрами в коттеджах, а воспитательницу называют мамой. И для них это самая настоящая семья и возможность позже, уже взрослыми, быстро адаптироваться в «семейном» мире. Не менее комфортные условия создаются и для детей с ограниченными возможностями. Специализированные школы-интернаты закупают для адаптации и лечения малышей самое передовое оборудование, перенимают мировые методики лечения. Все для того, чтобы малыши, когда выросли, не чувствовали себя оторванными от общества инвалидами.
Деревня особых семей В Уральске успешно работает социальный проект для детей
Детские сердца отогреваются у семейного очага. Это особенно важно для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Около девяти лет в Уральске реализуют проект областной детской деревни семейного типа. Здесь ребята живут в коттеджах особыми семьями, родителей заменяют воспитатели – «мама», «тетя», администрация, руководители творческих и спортивных кружков – и спонсоры. Десять аккуратных уютных коттеджей радуют глаз строгой красотой. Это западноказахстанская областная детская деревня семейного типа – один из проектов фонда «Бобек», инициированного Сарой Назарбаевой. Двери уютных домов для детей распахнули в 2003 году. Тогда осенние непогожие дни стали большим праздником для мальчишек и девчонок: у них появились свои, особые, семьи. Пусть не самые настоящие, но жизнь в них все равно существенно отличается от проживания в стандартных детских домах. Каждая семья в этой деревне живет в своем коттедже. Сейчас в коттеджах проживает по восемь-девять детей. Сестры и братья разных возрастов, оставшиеся без попечения родителей, в обычных детских домах расходятся по разным возрастным группам. Здесь же, в деревне, они не расстаются, а растут под одной крышей. Только самых маленьких отправляют в дом ребенка, но по достижении трех лет и малыши могут жить вместе с родными старшими братьями и сестрами в одном доме. Сейчас в детской деревне всего одна дошкольница – четырехлетняя Альбина Утеклышева. Она посещает детский сад, а живет в одном коттедже с братом Камбаром и сестрой Назирой. Семеро детей из семьи Ульченковых остались без попечения родителей не-сколько лет назад. Сейчас в четвертом коттедже проживают трое из них. Остальные четверо уже начали свою самостоятельную жизнь. Младшие ездят в гости к старшим, но пока несовершеннолетним лучше жить в детской деревне. Они вернутся в отчий дом, когда вырастут. Старшие Ульченковы тоже воспитывались в этом коттедже, все они учатся или работают. Вместе с Ульченковыми в четвертом коттедже живут и другие дети. Четверо девчонок всерьез занимаются танцами, две Маши – Ульченкова и Корнилова – регулярно участвуют в конкурсах красоты. И не просто участвуют – выигрывают номинации. Гриша рисует, Влад, переведенный из подтопленного весной детского дома «Жас Даурен», танцует брейк. Самая старшая из этой семьи – Дина Донскова – отлично готовит и планирует учиться на повара. Вся «семья» из четвертого коттеджа наперебой рассказывает о том, что у Дины есть сердечный друг и они хорошо знают не только его, но и его семью. На любой вопрос, чем занимаются уже вышедшие из этого коттеджа в самостоятельную жизнь старшие дети, тут же звучит ответ. Они знают все – кто как учится, где работает. Ведь старшие приходят в гости, делятся своими проблемами и маленькими радостями с «мамами» и со всеми. Четвертый коттедж называют русским, потому что здесь проживают дети, посещающие школу с русским языком обучения. Все коттеджи условно делят на казахские и русские, но и в тех, и в других ребята владеют этими языками очень хорошо независимо от национальности. А многие из них имеют хорошие успехи и в изучении английского. Эти многодетные семьи воспитывают «мамы» – основные воспитатели – и «тети», подменяющие «мам» на выходные дни. В каждом коттедже сложились свои семейные традиции. Но во всех старшие обязательно присматривают за младшими, помогают «маме» и «тете» по дому, все дети помимо учебы в школе дополнительно занимаются спортом или творчеством. – Сейчас здесь проживает 91 ребенок, – рассказывает заместитель директора детской деревни Гульнур Кенесарина. – Среди «мам» почти нет текучки кадров, большинство из них работают с самого начала. Для ребят здесь организовывают не только досуг, но и готовят к самостоятельности. Недавно преподаватели из Самары провели специальный тренинг. Они помогли неопределившимся ребятам найти свою цель в жизни. Каждый воспитанник детской деревни знает, к чему стремиться. К примеру, девятиклассница Эльмира Джумагазиева твердо уверена в том, что станет экономистом-бухгалтером или финансистом. А ее сестра по коттеджу одиннадцатиклассница Мейрамгуль Кабашова прилагает все усилия для изучения профильных предметов, готовится к экзаменам в мединститут. Особую роль в жизни этих семей играют спонсоры. За каждым коттеджем еще в 2003-м закрепили крупные предприятия. Спонсоры приезжают на все праздники и дни рождения обязательно с подарками, дарят именно то, что необходимо детям или «мамам» для благоустройства дома. К примеру, спонсоры из местной группы компаний заранее узнают, о каком подарке мечтают дети к дню рождения. Предприниматель Кумар Ажгалиев, курирующий четвертый коттедж, неизменно дарит девочкам на 13-летие золотые сережки, а достигшим 15-летия – сотовые телефоны. Семья из четвертого коттеджа часто бывает в гостях дома у предпринимателя. Руководитель строительного кооператива Валентина Михно рассказывает, что совершеннолетние подопечные, столкнувшись с проблемами во взрослой жизни, приходят за помощью к ней, и им не отказывают. Жизнь в коттеджах, конечно, не идеальна для ребят, они все хотели бы жить в других – настоящих – семьях. Но особый семейный дух здесь все равно присутствует, скрашивая жизненный психологический дискомфорт мальчишек и девчонок.
Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ, фото автора, Уральск
Остров радости Оазисом доброты, заботы и расцвета детского творчества можно назвать школу-интернат № 4 для слабослышащих детей в Семее
35 лет, что существует это учреждение образования, здесь неизменны принципы воспитания и обучения: равноправие, демократичность, свободная речь и творческое развитие. Именно эти основы позволили школе-интернату завоевать второе место в республиканском конкурсе «Лучшая интернатная организация образования» в год 20-летия независимости Казахстана. Специнтернат уступил первенство лишь интернату для одаренных детей. Надо сказать, что школ-интернатов для слабослышащих детей в Казахстане всего лишь две: в Алматы и Семее. Не- удивительно, что в семейском интернате обучаются ребята со всех уголков Восточно-Казахстанской области. Благодаря неустанной поддержке государства сегодня школа-интернат полностью укомплектована всем необходимым оборудованием для индивидуальных и групповых занятий по развитию слуха и речи слабослышащих детей. Главным условием полноценного осуществления учебно-воспитательного процесса является обеспечение кабинетов современным оборудованием: интерактивными досками, логопедическими тренажерами, вспомогательными сурдосредствами, наглядностью и звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования. Есть в школе собственный сурдоцентр — кабинет слуховой работы. Здесь ведется кропотливая ежедневная работа над формированием слухового опыта слабослышащих ребят. Хороших результатов позволяет добиваться и то, что некоторые дети приходят в школу уже после операции по вживлению во внутреннее ухо кохлеарного имплантанта. Как говорят сурдопедагоги, чем раньше будет сделана ребенку операция, тем быстрее он начнет правильно говорить. В идеале лучше всего проводить оперативное вмешательство, когда младенец только начинает лепетать. Когда операция проводится детям старше 5 лет, им гораздо сложнее пережить адаптационный период и освоить речь. Весь учебно-воспитательный процесс в школе построен на том, чтобы дети как можно больше говорили друг с другом, с окружающими. Причем говорили правильно, а не так, как им слышится. В каждом классе, в столовой, игровых комнатах, даже в коридорах на самом видном месте висят таблички с наиболее распространенными предложениями, которыми ежедневно пользуются воспитанники: «Можно выйти?» или «Здравствуйте!». Причем указываются все звуки и знаки ударения, чтобы детки могли ориентироваться в разговорном языке. Точно так же они постигают и государственный язык. Некоторые ребята некоренной национальности, возрастом постарше, поправляют тех, кто неправильно произносит слова на казахском языке. Как правило, большая часть выпускников, завершая долгий процесс обучения, имеет позитивную, объективную самооценку. Они ориентируются в окружающем мире, ведут здоровый образ жизни, профессионально самореализуются, основываясь на базовых знаниях государственного образовательного стандарта. Поэтому ребята, окончившие коррекционную школу (считающиеся людьми с ограниченными возможностями), на деле довольно легко поступают в различные средние специальные и даже высшие учебные заведения, где получают профессию наравне с обычными студентами. — Конечно, было бы наивно предполагать, что нашим ребятам учиться в таких колледжах и вузах легко и просто, — говорит завуч школы-интерната Лариса Ревенко. — Им приходится очень много трудиться, чтобы добиться результатов. Многие приходят к нам за помощью в подготовке занятий или за материнским советом. Ведь они живут у нас с пятилетнего возраста, каждый педагог и воспитатель школы для наших деток — вторые мать или отец. И они для нас — самые родные и любимые. Сблизиться педагогам и учащимся помогает совместное творчество. Своими шедеврами декоративно-прикладного искусства, войлоковаляния и изобразительного искусства школа-интернат и стала широко известна во всем Казахстане. Здесь каждый найдет занятие по душе. При интернате работают хореографическая студия «Аћћу», вокальный кружок «Звонкий голосок», домбровый оркестр, художественная студия «€нер», кружок «Шебер» и кружок возрождения народных ремесел «Кошмоваляние». Для тех, кто увлекается спортом, тоже есть большой выбор: работают секции волейбола, настольного тенниса, атлетической гимнастики и мини-футбола. В школе даже есть собственный тренажерный зал. Реализуемая на протяжении 10 лет программа воспитания «Экология детства» позволила добиться успехов в формировании дружбы, взаимопомощи, здорового образа жизни. И сегодня показатели налицо: ни один из жителей «Острова радости», включая педагогов, не страдает вредными привычками. «Социализация через творчество!» – это девиз воспитательной работы в школе. Каждый воспитанник находит занятия по своим интересам. И ребята с удовольствием занимаются в кружках и секциях. Причем добиваются наилучших результатов. 11-классница Жупар сейчас одна из «звезд» школы. А когда много лет назад ее привезли в школу родители из отдаленного села, местные учителя посчитали, что она не сможет обучаться из-за снижения слуха. Они не сумели рассмотреть в Жупар искру таланта, развить ее творческие способности. Под опекой внимательных сурдопедагогов, согретая лучами их заботы и любви, Жупар постепенно расцвела. Сейчас девушка так говорит, что и не поймешь сразу, что она плохо слышит. Жупар нашла себя в активной общественной жизни и творчестве. Она поет и танцует, вышивает и рисует. Она — президент школьной организации «Планета детства», честно избранный на школьных выборах. Неоднократно она выступала на главной сцене страны в Конгресс-холле как победитель республиканского детского фестиваля «Жулдызай». Свое будущее Жупар планирует связать с музыкой, а если не удастся, то пойдет учиться на сурдопедагога, чтобы помогать таким же, как она, ребятам. Юные теннисистки школы в 2011 году завоевали 3-е командное место в республиканском турнире по настольному теннису среди взрослых инвалидов по слуху. Сейчас они готовятся к новым соревнованиям, ставя перед собой цель — привезти домой только золотые медали. Многие девушки школы увлеклись кошмовалянием. Этому древнему казахскому ремеслу их научили педагоги школы Айтыкен Аубакирова и Румия Габитова, имеющие сертификаты казахского национально-культурного центра Семея «Айша биби». Сегодня уже две воспитанницы интерната — Айтолкын Сайфоллаева и Балнур Абдрахианова — в свою очередь получили сертификаты тренеров по войлоковалянию. Они теперь обучают своих подруг работе с войлоком. А юноши предпочитают резьбу по дереву. На уроках труда они вырезают удивительные по красоте и композиции фигурки. А недавно освоили технологию изготовления казахских музыкальных инструментов. Так что школьный домбровый оркестр в скором времени будет оснащен собственными музыкальными инструментами. — Весь педагогический коллектив школы работает на одну сверхзадачу: подготовить детей к жизни, — говорит директор школы-интерната Мурат Шакабаев. — Мало научить ребят речи, надо научить их не бояться окружающего мира, уверенно ориентироваться в обществе, стать полезными его членами. А для этого надо быть честным, порядочным, добрым и ответственным человеком.
Екатерина ГУЛЯЕВА, Семей
| |
|