| Казахи Китая… | Китай начала девяностых и Китай современный – это небо и земля. Две большие разницы. В Китае девяностых, помню, передвигались в основном на велорикшах, автомобилей было совсем мало.Сегодня же дороги Поднебесной забиты машинами, причем автомашинами самых дорогих марок. И все это исключительно китайской сборки, китайский автопром. Что звучит уже не смешно. Строятся новые дома, дороги, развязки, растет уровень благосостояния граждан КНР. А вместе с тем увеличивается количество людей не просто состоятельных, а очень состоятельных. Так что коммунизмом в этой стране и не пахнет. По крайней мере, той разновидностью коммунизма, которая нам запомнилась по последним годам СССР. С повальной нищетой населения, стоящего в бесконечных очередях за продуктами, с полками пустых магазинов, с теми же талонами на папиросы и мыло, которые никто не хотел отоваривать. Китай сегодня процветает.
Дороги, которые мы выбираем… Еще несколько наблюдений с натуры. Прежде чем пересечь границу Казахстана с Китаем, нам пришлось выждать несколько часов. На границе скопилось множество грузовых фур и автобусов. Приходится подолгу стоять в очереди. Таможня со своей работой не справляется. Объемы перевозок грузов значительно выросли и уже не соответствуют пропускным способностям таможенных пунктов. Что вызывает у людей законное раздражение. На «Коргасе» я вижу «загорающих» на морозе предпринимателей из Азербайджана, России, Молдавии. С подписанием договоренностей о Таможенном союзе таможенные пункты «Коргас» и «Калжат» стали привлекательными не только для казахстанских челноков, но и для их российских и белорусских коллег. Отсюда путь короче во многие российские и белорусские города, чем из того же Владивостока. Да и дорога будет получше. Вот и очереди. А пока в ожидании автобуса, который должен доставить нас по другую сторону границы, мы перекуриваем. Мы – это я и мой собеседник Володя, мужик под два метра ростом, с которым мы разговорились здесь же, на границе. Судя по всему, володин бизнес процветает. И он собой вполне доволен. «Раньше я возил дыни из Ташкента в Россию, – рассказывает он, затягиваясь которой уже по счету за время нашего вынужденного простоя сигаретой. – Но это такой специфический товар, с которым никогда не угадаешь. Не знаешь, продашь ты его или он сгниет. А теперь я завожу в Россию промышленное оборудование из Китая. Загружаю сразу тридцатитонник. Уж этот-то товар не испортится. Да и «выхлоп» тут совсем не тот, что я имел с дынь». Но вот наконец подали и наш автобус. Что еще в этой поездке бросается сразу в глаза – так это прекрасные дороги Китая. «Ну конечно, – шутим мы не без зависти, – стоит всем китайцам в один день выйти на субботник, и вот уже дороги построены. Да и так, как наши, китайские дорожники, наверное, асфальт не воруют. Все-таки они коммунисты». По китайскому платному автобану мы мчимся с разрешенной скоростью в сто пятьдесят километров, лишь изредка притормаживая у аккуратных, современных строений, с многочисленными шлагбаумами, где водитель производит оплату за очередные пройденные километры пути. И это куда лучше, чем платить ни за что штрафы гаишникам. Быстрей передвигаешься и, главное, понимаешь, что платишь за отличный сервис. А не жене гаишника выплачиваешь оброк на шубу. Нам такие дороги, по правде говоря, еще и не снились. Подъезжаем к Урумчи. Накануне выпал снег. Холодно на улице. Время – три часа ночи. Машин почти не видно. И только дорожные службы не спят. Работает снегоуборочная техника, посыпает дороги песком, женщины и мужчины в спецовках скалывают лед. Урумчи – трехмиллионный мегаполис. Очень большой по нашим казахстанским меркам и совсем небольшой по китайским. «Безработица в самом Китае, – поясняет между тем водитель нашего автобуса, комментируя эту ночную сценку с дорожными рабочими, расчищающими улицы от снега, – приводит к тому, что люди держатся за свои рабочие места, какими бы непрестижными те ни были».
Соплеменники Цель моей командировки – своими глазами увидеть, как живут казахи Китая. И судя по всему, живут они неплохо. Для сравнения, в той же Российской Федерации, являющейся нашим стратегическим партнером и другом, если верить казахским СМИ, нет ни одной казахской школы, не говоря уже о газетах и телевидении на казахском языке. Хотя там проживает вторая по численности казахская диаспора. Другое дело в Китае, которого многие из нас побаиваются. Здесь дети казахов учатся в казахских школах, издается пятьдесят пять газет на казахском языке, вещают три казахских телеканала. Причем один из них практически круглосуточно. И, наконец, самое главное, железное правило китайских демографов «одна семья – один ребенок» на казахов, как и на других представителей малых народностей, населяющих Китай, не распространяется. И еще об отношении китайцев к казахам. Местные казахи припоминают следующий случай. Некий районный бастык, или аким по-нашему, в результате каких-то махинаций сумел отобрать у ста сорока шести семей животноводов-казахов принадлежащую им землю. Перепродав ее затем ханьцам. Те уже и дома успели построить, когда разразился скандал. Дело дошло до драки местных казахов с новоселами-китайцами. Пока в конфликт не вмешались центральные власти. И вот итог. Руководитель, торговавший земельными участками, получил длительный тюремный срок, а дома ханьцев, что незаконно были построены на чужой земле, снесены. Справедливость восторжествовала.
И здесь же отмечу, что в большинстве случаев китайцы с казахами прекрасно уживаются. При этом китайцам особо импонирует простодушие казахов, отсутствие в них всякой хитрости и коварства, казахи же учатся у китайцев трудолюбию, их настойчивости в достижении поставленных целей. Я беседую с Ботагоз Уатхан, заведующей орготделом Всемирной ассоциации казахов. По ее словам, порядка пяти с половиной миллионов наших соплеменников проживают сегодня вдали от своей исторической родины, в сорока государствах мира. В тридцати пяти из этих стран существуют свои этнокультурные объединения, помогающие нашим соплеменникам в налаживании связей с Казахстаном. В России, к примеру, работают тридцать шесть казахских центров. Есть свои центры в Узбекистане, Монголии, Китае. И главная проблема при этом, над которой они бьются, – это, разумеется, сохранение своего родного языка, обычаев и традиций народа.
История Казахи с древних времен проживали на территории Восточного Туркестана, именуемого сегодня китайцами Синьцзяном (Новыми землями). Сохранилась переписка хана Аблая с китайским императором, в которой он просит последнего вернуть казахам территории, доставшиеся Поднебесной в результате разгрома джунгар. На что китайский богдыхан отвечает, что империя не против того, чтобы казахи и дальше населяли эти земли, но ни о каком возврате речи быть не может. Слишком уж много крови, своей и чужой, пролили китайцы в войне с джунгарами. Как бы там ни было, но на территории Восточного Туркестана в ходе археологических раскопок находят до сих пор немало артефактов, рассказывающих о жизни тюркских кочевых племен, населявших эти края с незапамятных времен. Еще племена саков, а позднее гунны выпасали в предгорьях Алтая свой скот. Отсюда же вышли найманы, аргыны, уйсуни, кереи, кияты, жалаиры. По словам профессора и культуролога Ятсеина Кумар-улы, с которым мы познакомились в Урумчи, история казахов лежит вообще на востоке. Те же саки, древние насельники Восточного Туркестана, представляли собой когда-то мощный племенной союз, в который входили и предки нынешних уйсунь. А нынешние кереи, аргыны и найманы являлись в стародавние времена составной частью племен гуннов. Причем Ятсеин Кумар-улы лелеет надежду, что многие белые пятна нашей истории будут исследованы в самые ближайшие годы. Поскольку с обретением независимости у казахстанских ученых появилась великолепная возможность напрямую обращаться к богатейшим книжным архивам Китая, чтобы познакомиться с ценнейшими первоисточниками, повествующими об истории древних тюрков, населявших эти места.
Новые казахи И это что касается истории древней. А вот история современная и, может, на чей-то взгляд не совсем красивая, но что есть, то есть. Дело в том, что отношения Казахстана и Китая в последние годы развивались на такой динамичной основе, что в какой-то момент в Синьцзяне стало выгодно быть казахом. И тому существует целый ряд причин. Как мы уже говорили, сами китайцы очень хорошо относятся к казахам. К казахам меньше придираются при переходе границы. К тому же казахстанская паспортно-визовая служба, расположенная в городе Урумчи, выдает этническим казахам Китая бесплатные визы для туристических поездок в Казахстан, помогая многим семьям и с дальнейшим переездом на историческую родину. Словом, казахи Синьцзяна в кои-то веки оказались в привилегированном положении. Что и привело не так давно к скандалу. Так, по заявлению пресс-службы миграционной полиции Республики Казахстан, в ходе проводимой операции «Мигрант» ими был задержан гражданин уйгурской национальности, 28-летний Абдухалал Абдусалам, записанный по паспорту казахом. И отсюда уже некоторые наши казахстанские СМИ делают далеко идущие выводы, полагая не без оснований, что подобным образом, по квотам оралманов, к нам в страну в неисчислимых количествах проникают лжеказахи. Вопрос, конечно, интересный, и мы его задаем руководителю паспортно-визовой службы Республики Казахстан в городе Урумчи господину Каиржану Сарсембаеву. ЛИТЕР-Неделя: В многочисленных комментариях в казахстанских СМИ прямо указывается, что подобная смена национальности была бы невозможной без участия вашей паспортно-визовой службы. Как вы прокомментируете эти слухи? К.С.: А что тут особо комментировать? Вы спросите себя – если вы обратитесь в посольство Китая, то могут ли вас сотрудники посольства записать этническим китайцем? Так и здесь. Мы занимаемся только выдачей виз. У нас даже консульских полномочий нет. У нас нет никакого права на выдачу казахстанских паспортов или квот оралманам. А между тем казахстанскую визу тоже получить непросто. Для этого собранные вами документы должны пройти специальную проверку. Причем досконально проверяется все, от вашей национальной принадлежности до вашего дня рождения. Рассматривается, с какой целью вы пересекаете границу, где и в каком месте вы будете ее переходить, на какой срок вы въезжаете в Казахстан. ЛИТЕР-Неделя: Но тогда ответьте, что стоит за заявлением наших миграционщиков? И могут ли уйгуры Китая записываться казахами? К.С: А вот здесь я уже могу ответить утвердительно. Да – могут. Еще в ноябрьском номере газеты «Жас Алаш» я подтверждал, что такие факты имеют место. Дело в том, что в таких приграничных городах, как Шаушек, Кульджа, Алтай, проживает много уйгуров, в совершенстве владеющих казахским языком. У многих из них даже имена казахские. А в Китае национальность изменить легко. Если у вас в родне кто-нибудь был русским, китайцем или казахом, то и вам не составит никакого труда стать им. Такова внутренняя политика Китая в национальном вопросе. И это уже не обсуждается. ЛИТЕР-Неделя: А могут такие новоиспеченные «казахи» по приезде в Казахстан получать квоты оралманов? К.С: Если у них документы в полном порядке. И если они прошли соответствующую проверку в акимате по месту будущего проживания и в миграционной полиции, то они направляют документы к нам, на получение постоянной визы. А у нас уже нет оснований ее не выдавать. ЛИТЕР-Неделя: А если эти граждане не являются этническими казахами ни по паспорту, ни по происхождению, то как быть тогда? К.С: То в этом случае они постоянной визы не получат. А следовательно, не войдут в программу по репатриации.
Ритмы большого города Как видим, ситуация весьма интересная. Когда, с одной стороны, против внутренней политики Китая не пойдешь, а с другой – не запретишь людям записываться казахами, если у них в родне был хоть один казах. Словом, есть над чем поломать головы нашим дипломатам. А мне же остается только к сказанному добавить, что Урумчи сегодня – это большой, современный торговый город, где на всех перекрестках звучит разноязыкая речь, в том числе и русская. Где на равных конкурируют казахская, уйгурская и китайская кухни, а дороги переходить небезопасно, поскольку водители на пешеходные переходы не реагируют. Здесь много машин, домов, людей, товаров, много всего и всех, в том числе и наших собратьев – этнических казахов, сумевших приспособиться к сумасшедшему ритму большого города.
Серик МАЛЕЕВ, Фото автора, Алматы – Урумчи – Алматы | |
|