31-01-2012
|
| История в страницах | В нашей стране до настоящего времени не было ни одной книги, которая представляла бы комплексный взгляд на международные кинофестивали и участие в них казахстанских кинематографистов.Поэтому выставка-презентация книги ведущего казахстанского киноведа Гульнары Абикеевой «Дневник путешествий» вызвала интерес не только в профессиональной среде, но и среди широкой культурной общественности. – Все мои шесть предыдущих книг и книжечек были сфокусированы на казахстанском и центральноазиатском кино. Эту же книгу я решила сделать более личной, поэтому и назвала «Дневник путешествий». В основном это мои профессиональные поездки на кинофестивали и конференции. Книга поделена на две части. Первая часть – эссе о различных международных кинофестивалях. Вторая часть – профессиональная автобиография, – рассказывает доктор искусствоведения, арт-директор кинофестиваля «Евразия» Гульнара Абикеева. Для читателей это будет увлекательное путешествие. Они ощутят шум Канн и эстетскую утонченность Венеции, очарование Сингапура и древность турецкой Бурсы, экзотичность Мумбая и открытую веселость Карловых Вар. И, конечно, они узнают много интересного из истории кинофестивалей. Но главная задача книги – заинтересовать читателя кинематографом, ведь «Дневник путешествий» – не только путешествие по странам, но и рассказ о киноиндустрии этих государств во всем комплексе социальных, политических и психологических факторов. Гульнара Абикеева отмечает, что ее задача как киноведа – анализировать фильмы, фестивальное движение, чтобы определить их культурно-исторические координаты, то есть встраивать их в современный культурный контекст. Любопытно проследить вместе с автором за титанической работой мировых кинофестивалей. Ведь фестивали очень разные – большие и праздничные, как Канны или Берлин, маленькие и локальные – как Триест в Италии или Бурса в Турции. Каждый из них интересен сам по себе. Словом, фраза о «невыносимости киношного бытия под любыми небесами, в любую эпоху, в любых исторических и социальных обстоятельствах» зафиксирована удивительно точно, с юмором и грустью, восхищением и любопытством. Гульнара Абикеева во вступительном слове к книге пишет: «Я благодарю Аллаха за то, что мне выпало заниматься такой профессией – киноведением, потому что одна из целей этой книги – чтобы молодые люди – юноши и девушки – пришли в эту сферу. Иногда бывает так обидно, что на фестивалях бывают кинокритики и журналисты из разных стран, а из Казахстана и Центральной Азии – почти никого. Когда у меня была киноведческая мастерская, я говорила своим студентам – учите иностранные языки. Потому что они откроют вам окно в мир». Завершится же книга замечательным разделом, который называется «Профессиональная автобиография», прочитать который чрезвычайно любопытно. Так он красиво и талантливо написан – мечта любого критика и киноведа. Вроде бы тема – все та же, а в действительности дана полная картина развития и состояния современного кинематографа Казахстана и нашей повседневной жизни в целом.
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |