| И потише, и поменьше | Шумность (считай скрытность) своего корабля – головная боль любого командира подводной лодки. Первое поколение советских атомных подводных лодок называли «ревущими коровами».Сильно шумящая подводная лодка помимо того, что становилась легкой добычей охотившихся за ней, но и сама глушила себя так, что позволяла противнику подойти настолько близко, как ему хотелось. Случалось и такое – устав от преследования, которое могло длиться сутками, наша подводная лодка увеличивала ход и, оторвавшись, делала резкий разворот и двигалась в лоб преследовавшей ее субмарине. Этот дерзкий маневр на лезвии бритвы американцы прозвали «сумасшедшим Иваном». По признанию самого Дмитрия Перегудова, первого конструктора наших подводных лодок, при проектировании и строительстве наших субмарин не ставилась задача ограничить их шумность. Наплевательское отношение к этой важнейшей тактико-технической характеристике любой подводной лодки стало традицией и затянулось в советском подводном флоте на долгие годы. Нет, чтобы бросить самые большие конструкторские таланты на преодоление этих излишних децибелов, а то и украсть технологии, а мы это умели делать. Хотя, по большому счету, это делалось не только по глупости и авантюризму ВПК. Мы, как всегда, догоняли американцев, и потеря большого времени на устранение шумности в годы великого противостояния двух супердержав было для нас излишней роскошью. Но, как обычно, были и объективные причины – нехватка необходимого технического задела. Поэтому командиры наших субмарин, чтобы скрытно выдвинуться в заданный район и стать в «точку», проявляли чудеса изобретательности. Например, поднырнув под корму какого-нибудь чужого танкера или сухогруза и прикрываясь шумом его мощных винтов, спрятаться в его акустической тени. Часто для этого использовались и наши торговые суда. Иногда такая уловка удавалась. Как наши подводники ненавидели выматывающий их нервы патрульный американский самолет с красивым названием «Орион»! Вроде и горизонт чист, а только подплывешь на перископную глубину, чтобы «набить воздуха» и провентилировать отсеки, он тут как тут, уже зудит над головой. И тогда опять ныряй на глубину, хотя он уже успел обвеховать тебя гидроакустическими буйками и вызвал корабли противолодочной обороны. Первоначально американцы-подводники были впереди. Их «Наутилус» был спущен на воду раньше нашей К-3. Но позже мы все-таки их догнали не только по количеству, но кое в чем и превзошли. Советская ласточка–«Альфа» установила ре-корд скорости под водой, выдав на лаг 44,7 узла (83 км в час). Наша же АПЛ нырнула на рекордную глубину – 1000 метров, наш подводный крейсер «Тайфун» до сих пор считается крупнейшим в мире. Ядерный подводный флот был, остается и останется дорогостоящей игрушкой больших держав, это супероружие, оружие сдерживания. Но наряду с атомными мастодонтами скромно выполняли и выполняют свою роль и неатомные подводные лодки. Достигнув пика своего развития во время Второй мировой войны, в разгар «холодной войны» они считались оружием бедных. Эти лодки были значительно дешевле АПЛ и столь же уступали атомным субмаринам по своим боевым возможностям. Небольшая дальность плавания в бесшумных режимах на электромоторах под водой, запредельные децибелы при движении в режиме РДП (работа дизеля под водой) и другие недостатки делали дизельные лодки как бы субмаринами второго сорта. Но нет ничего вечного в этом подлунном мире. Неатомные подводные лодки (НАПЛ) начинают оттеснять с пьедестала субмарины с ядерными энергетическими установками. Причин тому немало. Современные НАПЛ качественно отличаются от дизель-электрических субмарин предыдущего поколения. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к НАПЛ «Лада»–«Амур», которые строит и продает Россия. Как свидетельствует генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Спасский, на головной лодке этого семейства внед-рено более 130 новых технических решений, систем оружия и вооружений. Изменилась и сама архитектура ПЛ, обводы ее тщательно оптимизированы в гидродинамическом отношении. У лодок этого типа шумность в два раза меньше, чем у знаменитых субмарин Kilo (по классификации НАТО). Современные НАПЛ становятся универсальным оружием, в том числе и против надводных кораблей противника. На этот счет есть кое-какие примеры из российского опыта. Так, на учениях, проводившихся в июле 2003 года на севере Балтики, дизель-электрическая лодка проекта 877 «поразила» торпедами атомный ракетный крейсер «Петр Великий», прорвав противолодочную оборону. А противолодочные силы были немалыми, они не хотели ударить в грязь лицом, поскольку за учениями с флагмана – крейсера «Маршал Устинов» – наблюдали президенты России Владимир Путин и Польши Александр Квасьневский. И сорвать атаку ДЭПЛ все же не удалось. Когда большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» выпустил по ней торпеды и «обрушил» на нее реактивные бомбы, она успела сделать свое черное дело. И все же дизельные лодки – уже прошедший этап. «Писком» сезона (который может растянуться на долгий срок) становятся субмарины с анаэробными (работающими без воздуха) установками на основе двигателей Стирлинга. Самое интересное, что запатентовал этот механизм шотландский священник Стирлинг еще в 1816 году. Наибольших результатов в разработке анаэробных установок достиг голландский концерн Philips (да-да, тот самый, за магнитофонами которого в свое время гонялись советские люди), построивший энергетические установки для класса подводных лодок Walrus на основе двигателей Стирлинга. На их устанавливаются два двигателя мощностью по 75 кВт. Четыре подводные лодки этого типа были построены в 1996–2004 годах. Длина субмарины – 60,4 метра, подводное водоизмещение – 1599 тонн. Экипаж – 32 человека, в том числе пять офицеров, матросы набираются из добровольцев. Вооружение – шесть торпедных аппаратов. Скорость полного подводного хода составляет 20 узлов. При использовании двигателя Стирлинга лодки этого класса могут находиться под водой без подзарядки аккумуляторных батарей до 45 суток. Такие же двигатели установлены уже и на всех подводных судах Швеции. По мнению ведущих специалистов, данные субмарины уже в настоящее время по своим характеристикам не только приблизились к атомоходам, но по некоторым показателям даже превосходят их. Грозой американских авианосцев в последнее время на учениях НАТО является голландская субмарина Walrus королевских военно-морских сил Нидерландов. Так, в ходе двух учений в Атлантике эта лодка победила в дуэльной схватке испанскую субмарину с обычной дизель-электрической установкой, а затем и французскую атомную лодку. Она же в Средиземном море одержала верх в схватке с американской атомной подлодкой «Хьюстон». Конечно, голландцы еще раз подтвердили, что они самые лучшие мореходы не только над водой, но и под водой. Но нельзя сбрасывать со счетов и то, что управляемые ими субмарины обладают высокой скрытностью и стоят в 4,5 раза дешевле своих атомных соперников-мастодонтов. Чем же выигрывают двигатели Стирлинга? У них нет выхлопа и поэтому они бесшумны, а это главный показатель скрытности ПЛ. У них высокий уровень КПД – до 40 процентов, они могут работать на любом виде углеводородного топлива (соляре, природном газе, керосине и т.д.) Завиден и моторесурс современных двигателей Стирлинга – от 20 до 50 тысяч часов, что в 5–8 раз превышает «срок жизни» традиционных дизельных установок. Помимо двигателей для всех типов НАПЛ, анаэробные двигатели можно использовать при создании большинства типов подводных аппаратов для освоения континентального шельфа, экологического мониторинга, ликвидаций аварий на море. По мнению академика Академии военных наук России Н. Кириллова, уже в ближайшие 5–7 лет НАПЛ без анаэробной установки не сможет в полном объеме выполнять стоящие перед ней боевые задачи в условиях усиливающейся противолодочной борьбы. В то же время в России работы по созданию анаэробных энергоустановок находятся в зачаточном состоянии. Все это приведет к тому, что российские подводные лодки подобного класса потеряют свою конкурентоспособность на мировом рынке вооружений, и их не будут покупать. Вероятней всего, они в скором времени не появятся и у российских военных моряков. Как считают эксперты, крупным рынком сбыта НАПЛ с двигателем Стирлинга будет международный рынок вооружений, особенно со стороны стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего и Среднего Востока. А если говорить конкретно, то Китая, подводный флот которого в последнее время бурно развивается. Помимо закупок субмарин в России Китай начал строительство неатомных подводных лодок нового поколения, получивших на Западе название Yuan. Сам факт появления первой такой НАПЛ вызвал немало шума в Вашингтоне. Весть о новой китайской лодке прежде всего взбудоражила тем, что американская разведка, оказывается, не располагала никакими данными о ее строительстве вплоть до спуска головной Yuan на воду, то есть разведывательное управление США в очередной раз сработало не лучшим образом. После этого командование ВМС США взяло в лизинг у ВМС Швеции НАПЛ, оснащенную вспомогательной анаэробной установкой Стирлинга. Надо полагать, потренироваться, как бороться с новой для себя угрозой. По мнению американских экспертов, новая китайская субмарина стала «техническим сюрпризом», самым лучшим образом предназначенным «для сокрушения авианосцев». Впрочем, довольно скоро детали «технического сюрприза» прояснились. Китайцы, как известно, – великолепные копиисты. Их новая лодка по архитектуре и, очевидно, по конструкции весьма похожа на российские субмарины. Ничего удивительного в этом нет. Основу подводного флота КНР всегда составляли подводные лодки советского и российского производства. Естественно, при создании Yuan за прототип были взяты российские образцы. И действительно, эта субмарина обводами корпуса напоминает российские лодки. Однако вооружение и оснащение ПЛ типа 041 – преимущественно китайские, хотя зачастую и лицензионного происхождения. По прогнозу журнала, в ближайшее десятилетие ВМС КНР будут иметь 30-40 современных НАПЛ, вооруженных крылатыми ракетами российского и китайского производства, предназначенными для ударов по надводным кораблям и береговым целям. Интерес к НАПЛ с каждым годом постоянно растет. Руководство флотов разных стран все отчетливее осознает, что неатомные подводные лодки – могущественное средство ведения современной войны на море. Кроме вышеназванных задач они с успехом могут выполнять противолодочные и диверсионные операции, ставить мины и бороться с ними, быть важным инструментом информационной войны, высаживать передовые отряды морской пехоты. Вот почему подводные лодки стали появляться в составе тех флотов, где прежде их вовсе не было. Так, субмаринами обзавелись ВМС Сингапура и Малайзии. Присматривается к ним и Таиланд. И, конечно же, бурный процесс переоснащения подводными лодками происходит на флотах тех стран, где они имелись и раньше.
Сергей БОРИСОВ, Алматы | |
|