| Хроники эсминца "Сознательный" | «Корабль – это особое существо: и живое, и ласковое, и суровое, и благодарное. Корабль – и дом твой, и крепость, и университет, и оружие, и отец, и защита, и приют сотен товарищей твоих и соратников. Ни одно флотское сердце не сможет забыть родной корабль»
Леонид Соболев, писатель-маринист
Скитальцы морей
Мне повезло: начал службу на «Сознательном», когда он был в отличной боевой форме. Основу экипажа составляли «годки», которые служили по пятому году: увольняли в запас тогда только осенью, а призывали начиная с января. Две недели строевых занятий на берегу под песню «Эх, Ладога, родная Ладога – метель и штормы, грозная волна, недаром Ладога родная дорогой жизни названа…». Под эту песню рождался «Сознательный» и еще 11 его близнецов в середине 50-х годов на заводе им. А. Жданова в Ленинграде. Всего до 1958 года было построено 27 эсминцев 56-го проекта – остальные на верфях Николаева и Комсомольска-на-Амуре. Главный конструктор проекта А. Фишер создал корабль, которому долгое время не будет равных в этом классе по мореходным качествам, вооружению и живучести. В 1990 году у берегов Камчатки в качестве морской цели использовали списанный эсминец «Возбужденный» 56-го проекта. По нему выпустили противокорабельные ракеты батарея с мыса Шипунского и три ракетных корабля – эсминец остался на плаву. На повторных учениях его снова вывели на расстрел: сторожевики «Ретивый» и «Резкий» выпустили по ветерану 110 снарядов калибра 100 мм – «Возбужденный» остался на плаву. И только подойдя вплотную, четырьмя «контрольными выстрелами в голову» «Резкому» удалось отправить корабль-мишень на дно. На Северном флоте 56-е входили в 170-ю бригаду противолодочных кораблей, которой командовал капитан 1-го ранга Виталий Зуб. Бригада была ядром дивизии ПЛК, командир которой контр-адмирал Евгений Волобуев свой флаг держал на крейсере «Мурманск». Личности, легендарные не только на ВМФ СССР, но и у вероятных противников: когда Волобуев или Зуб выводили свои корабли из Кольского залива, их фамилии склонялись в радиоэфире на всех языках НАТО, что напоминало знаменитое времен ВОВ: «Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!». Примечательно, что Волобуев пришел на флот после… пехотного артиллерийского училища и стал блестящим морским офицером, выйдя в отставку с должности заместителя командующего Северным флотом. Виталий Зуб закончил службу адмиралом в Главном штабе ВМФ. А летом 1967-го он попрощался с экипажами бригады и отбыл советником в Египет. 20 октября того же года два ракетных катера класса «Комар» советской постройки двумя ракетами потопили красу и гордость ВМФ Израиля эсминец «Эйлат», купленный у англичан. В конце прошлого века спасшийся командир «Эйлата» Ицыак Шошан издал книгу о последнем бое своего корабля. В ней он утверждает, что египтяне атаковали с помощью советских специалистов. Две ракеты удалось обнаружить за 6 миль. Была попытка сбить их ураганным огнем скорострельных 40-миллиметровых пушек. Не помогла и попытка увернуться от удара на скорости в 36 узлов. Тепловое наведение привело ракеты в самое теплое место эсминца – в центр, где находится машинное отделение. Корпус разломился. Из 199 моряков экипажа спаслись 152. Ответ израильтян не заставил ждать: покушение на советника Зуба закончилось тяжелым ранением, но он остался жив и вскоре вернулся на Северный флот. Волобуева довелось увидеть в деле осенью 67-го. «Мурманск» и «Сознательный» при полном радиомолчании покинули базу, поднялись до паковых льдов и однажды ночью, не включая навигационных огней, бросили якоря у берега Исландии, на котором стояли гигантские антенны американской станции дальнего обнаружения. Условно станция была уничтожена, а поутру начался грандиозный переполох: прилетели английские «Шеклтоны» и американские «Орионы», сбежались сторожевики, но было поздно. Наши корабли подняли якоря и взяли курс на Фарерские острова. Когда сопровождавшие сторожевики отстали, Волобуев перешел на «Сознательный». Крейсер ушел выполнять свою задачу, а эсминец, опустив за борт стационарные гидроакустические станции и поймав попутное течение, лег в дрейф. Акустики прощупывали глубины противолодочного рубежа, на котором дежурят субмарины вероятного противника. В поте лица трудилась и группа особого назначения – радиоразведка флота. От Фарерских островов, подняв сонары, своим ходом пошли к Шетландским островам. И снова при полном радиомолчании и погашенных огнях стали на якорь у острова Унст, условно расстреляв два огромных шара радиолокационной станции дальнего обнаружения англичан. Лишь спустя сутки за островом появился авианосец «Игл», штурмовики которого принялись условно атаковать «Сознательный». Мы условно их сбивали – лучшей тренировки не придумать. Потом англичанам надоело напрасно жечь горючее и нас стали регулярно навещать патрульные «Шеклтоны». На этой позиции эсминец простоял недели полторы – ждали, чем закончится первая арабо-израильская война. В Североморске по традиции на нашем третьем причале офицеров и сверхсрочников встречали семьи. Свободные от дежурств сходили с корабля, попадали в объятия, расходились по квартирам. Не сошел только Волобуев. Ему сообщили, что на опустевшем причале ждет супруга. Комдив сошел на причал и отчитал жену: «Ты мешаешь мне выполнять служебные обязанности!». Потом эта фраза в экипаже «Сознательного» обросла легендами.
Эскадра молодости нашей
В начале 1968 года решением правительства СССР, по предложению главкома ВМФ С. Горшкова, была сформирована 7-я оперативная эскадра Северного флота, которая должна была противостоять 2-му оперативному флоту ВМС США в Атлантике. На первых порах в эскадру вошли крейсер «Мурманск» и все 56-е 170-й бригады противолодочных кораблей плюс эскадрилья морских разведчиков-ракетоносцев Ту-16 под командованием отчаянно храброго и дерзкого воздушного аса Александра Плиева. Корабли могли взаимодействовать с подводными лодками, находящимися на боевом дежурстве в океане. Командиром эскадры назначили контр-адмирала Григория Голоту. Перед новым соединением кораблей стояли 3 задачи: поиск и слежение за подводными лодками и авианосными поисково-ударными группами вероятного противника; защита своего судоходства и нарушение коммуникаций другой стороны; обеспечение развертывания советских субмарин в Атлантике. Аналогичные эскадры были сформированы и на других флотах Союза ССР. Как показало время, главком Горшков выбрал верный курс. 3 мая 68-го командир «Сознательного» капитан 3-го ранга Ростислав Дымов получил приказ выйти на перехват американского авианосца «Эссекс», который с отрядом эсминцев появился в Норвежском море. Более 2 недель мы пытались сблизиться с «Эссексом», но нас держали на длинном поводке корабли сопровождения и самолеты радиолокационного дозора. И тогда прилетели два Ту-16, один из которых пилотировал подполковник Плиев. Он первым на флоте начал летать на сверхмалых высотах и обучал этому мастерству своих подчиненных. Высоты были настолько малы, что 30-тонные самолеты возвращались на аэродром покрытые кристаллами морской соли. Такие полеты нужны были для того, чтобы скрытно подобраться к авианосцу, застать его врасплох, с подскока нанести удар ракетами и тем же манером уйти от преследования.
Первым делом Плиев разогнал жуткими бурунами за турбинами самолета американские эсминцы, а затем улетел к «Эссексу», оставив барражировать над нами для связи своего напарника. Но вскоре связь была потеряна: есть версия, что американцы подставили Плиеву радиоуправляемый вертолет. Пытаясь уйти от столкновения, наш разведчик зацепил крылом волну, экипаж из 7 человек погиб. Год назад, на страницах «Литер-НЕДЕЛЯ» я подробно рассказал об этой трагедии. А недавно нашел подтверждение версии в Интернете. В Национальном архиве в Вашингтоне хранятся кинокадры последнего полета Плиева – на авианосце работал кинооператор. Вот гигантская серебристая птица с красными звездами пролетает ниже палубы рядом с бортом: съемка ведется сверху. Самолет уходит на новый круг, прижимается к поверхности моря и ложится на боевой курс. И съемка обрывается. Прекратить ее оператор не мог – кадры вырезали. Ибо потом запечатлена передача останков погибших на борт «Сознательного». В Североморск мы вернулись в подавленном состоянии. Но, как мне кажется, трагедия только сплотила экипаж. В том году «Сознательный» установил рекорд для всех флотов, завоевав 5 кубков главкома ВМФ по артиллерийским и торпедным стрельбам, по поиску и уничтожению подводных лодок, по разведке и АХЗ – защита корабля от последствий атомного взрыва. Почти сутки в химкомплекте и противогазе – до сих пор вспоминаю с содроганием. В Белом море мы обеспечивали испытания новейшего БПК «Адмирал Зозуля» и пуски ракет из-под воды атомной субмарины, тоже проходившей испытания. Однажды августовской ночью экипаж подняли по боевой тревоге – просто так она не звучит. По авралу я был расписан в баковой швартовой команде: всю ночь мы швартовались к разным причалам, набирая полные запасы мазута, снарядов, торпед, глубинных бомб, продовольствия, а к утру стали на бочку в центре Кольского залива. Экипаж построили на юте по большому сбору, на борт поднялся начальник политотдела эскадры капитан 1-го ранга Митрохин и без прелюдий выдал: «Моряки! Североморцы! Настал час положить свои животы на алтарь Отечества! Сегодня начался ввод войск стран Варшавского договора на территорию Чехословакии, мы должны быть готовыми к любым событиям в Европе и мире». Наступила гробовая тишина, молча расходились по кубрикам и каютам. Завтрак, и снова боевая тревога. Вопреки строжайшим запретам «Сознательный» выстрелил в хмурое небо огромную прощальную черную шапку дыма, которую понесло прямо на штаб флота, но отцы-командиры сделали вид, что не заметили. За кормой забурлили винты, и эсминец повлек 300 животов искать алтарь Отечества в бескрайней Атлантике. Это был отчаянный поход. В густом тумане вошли в территориальные воды владычицы морей и несколько часов шли вдоль побережья, вскрывая радиоэлектронные секреты. Спасали большую дизельную подлодку, которая незамеченной прокралась под днище авианосца и четверо суток шла под ним. Но пришлось всплывать для подзарядки аккумуляторов – тут ее и зажала дюжина американских эсминцев. В сентябре вместе с плавбазой «Тобол» закупорили Северный пролив между Англией и Ирландией. В его глубине находилась крупнейшая база американских и английских атомных подводных ракетоносцев. Пролив не глубокий, и выбираться из него подлодки могли только в наводном положении. А выбираться они должны, поскольку ожидалось начало учений всех флотов НАТО «Фолекс-68». Первой вышла английская атомная лодка. «Сознательный» сел ей на хвост, но разведка доложила: от западного побережья США на восток движется огромный ордер транспортных кораблей в сопровождении эсминцев. Явно в район учений. Кромешной ночью, без навигационных огней, содрогаясь всем корпусом от скорости и штормовых волн, корабль устремился на перехват. Утром по тревоге мы выскочили наверх: краска на трубах обгорела, палуба и надстройки засыпаны пеплом, но зато мы раскачиваемся в центре ордера из 24 огромных транспортов в кольце эсминцев типа «Гиринг». Условно это был полный разгром ордера и срыв учений – слишком поздно американские гончие заметили чужого бультерьера в центре «собачей свадьбы». Высокие волны и тупорылая конструкция корпуса не позволяли им развивать более 9 узлов против наших 15. За этот поход Ростислав Дымов получил вторую звезду на погоны и отбыл на учебу в академию. «Сознательный» принял капитан-лейтенант Сергей Саможенов. 16 ноября эсминец навсегда покинул Североморск.
Снова на грани войны
В конце 1971 года начинает разгораться конфликт между Индией и Пакистаном: индийские катера советского производства класса «Оса» потопили ракетами «Термит» пакистанский эсминец «Хайбер». На стороне Пакистана – США и Англия, Индия просит поддержки у СССР. В Бенгальский залив заходят авианосцы во главе с атомным «Энтерпрайзом». Тихоокеанский флот держит там свою оперативную эскадру, а из Североморска выходит отряд кораблей под командованием Ростислава Дымова. Противостояние завершается открытым паническим текстом телеграммы командующего ТОФом США с авианосца «Энтерпрайз»: «За нами ведется постоянное слежение, мы опоздали с развертыванием, советских кораблей много, а их командиры ведут себя нагло». В итоге – та самая система противовесов, на которой держался мир. Дымов повел свои корабли с деловым визитом в Конакри – столицу Гвинеи. А вскоре нашлась работа и для модернизированного эсминца «Сознательный»: вместо кормовой башни он получил ракетный комплекс и вошел в состав 5-й оперативной эскадры ЧФ. Командовал ею контр-адмирал Евгений Волобуев. В час ночи 4 октября 1973 года он получил приказ передислоцировать эскадру к берегам Египта и Сирии для эвакуации советских специалистов и их семей к острову Крит, где их забирали транспортные суда – началась вторая арабо-израильская война. Теперь первыми напали Египет и Сирия. На этот момент эскадра Волобуева насчитывала 50 вымпелов, включая 13 подлодок СФ. США имели в Средиземном море 48 боевых кораблей, включая 2 ударных авианосца, десантные вертолетоносец и корабль с 3 тысячами морпехов. «Сознательный» под командованием С. Саможенова в составе отряда кораблей сопровождал транспорты с оружием в Сирию и Египет. Действовал воздушный мост – до 90 самолетов в сутки. На стороне Сирии воевали подразделения из Ирака, Иордании, Марокко, около 30 летчиков из Северной Кореи и 500 кубинских танкистов. В ночь на 12 октября ракетные катера Израиля нанесли удар по советским транспортникам в порту Тартус. Потоплен сухогруз «Илья Мечников». 14 октября командиры советских кораблей сопровождения получают приказ открывать огонь по самолетам Израиля и их союзников, если они угрожают транспортам. США направляют в Средиземное море группу кораблей с третьим авианосцем. В Закавказском военном округе начинаются масштабные маневры с участием авиации. В повышенной боевой готовности находятся 7 воздушно-десантных дивизий. 24 октября США приводят в повышенную боевую готовность обычные и ядерные силы по всему миру. 5-я эскадра Волобуева накачивает мускулы за счет Северного флота: если на середину октября ее одновременный ракетный залп оценивался в 40 ракет, то на 31 октября – 88! 26 октября эскадра берет на прицел все ударные группировки 6-го флота как фактические цели. Эсминец «Сознательный» с группой кораблей преследует амфибийную группировку с вертолетоносцем «Иво Джема». 31 октября Вашингтон приказывает своим АПУГ покинуть районы развертывания и двигаться к выходу из Средиземного моря. Сигнал Кремлю, что силы приводятся в обычный режим. Спустя 3 дня начинает рассеиваться и эскадра Волобуева. Арабы войну проиграли, а двум сверхдержавам в очередной раз удалось ее избежать – система противовесов. Сегодня ситуация на Ближнем Востоке напоминает ту, что назревала 30 лет назад – только противовесов нет, Персидский залив заполонили авианосцы США и корабли НАТО, и мир катится к большой войне. 7-я эскадра СФ, ставшая в 80-х самым мощным соединением в Атлантике, в 2005 году расформирована. Кстати, пора расцвета ее мощи пришлась на 7 лет, когда ею командовал вице-адмирал Виталий Зуб. Нет мощной 10-й эскадры ТОФа под командованием вице-адмирала Ростислава Дымова. Да и сам Ростислав Леонидович два года назад ушел в мир иной. Нет и «Сознательного» – в 1988 году его расформировали, а корпус «начинающие капиталисты» продали на металлолом португальской фирме. 80 процентов некогда самого сильного океанского флота уничтожено «реформами» Горбачева и Ельцина. Сегодня Владимир Путин обещает вернуть флоту России статус океанского. Хочется верить…
Владимир КАТКОВ, Костанайская область | |
|