| Модель развития | В развитии отечественной медицины за последние два года произошел ощутимый прогресс. Однако достигнутые успехи требуют дальнейшего реформирования казахстанской системы здравоохранения.Сегодня отечественные эксперты работают над проектом новой модели здравоохранения, которая будет соответствовать нашим реалиям и устранит имеющиеся погрешности. Главные из них – серьезная финансовая нагрузка на государственный бюджет, неформальные платежи врачам, которые практикуют пациенты, и отсутствие конкуренции в медицинской среде. Казахстанские эксперты в области медицины предлагают внедрить интегрированную модель здравоохранения, которая предполагает контроль со стороны государства, введение обязательного медицинского страхования со стороны работодателей, систему официальных соплатежей для пациентов.
В силу многих известных нам негативных факторов в республике назрела острая необходимость по реформированию системы здравоохранения. Существующая ныне государственная модель не позволяет отрасли полноценно развиваться. Серьезный урон медицине наносит и практика неформальных платежей медикам, которую используют порядка 30 процентов населения. В связи с этим в Казахстане выдвинуты на обсуждение две схемы развития здравоохранения – гарвардская, разработанная зарубежными партнерами, и интегрированная, плод стараний отечественных экспертов. На сегодняшний день в мире существует три классических модели здравоохранения, отличающиеся целями, ценностями и принципами: государственная, страховая, частная. Итак, бюджетная, или государственная, модель здравоохранения, характерная для Казахстана в частности, эффективно работает только при условии достаточных ресурсов у государства. Преимущества модели в том, что государство берет на себя обязательства перед гражданами, внедряются принципы доказательной медицины, разрабатываются единые стандарты лечения заболеваний, предполагается всеобщий доступ граждан к медицинским услугам, широкий охват населения профилактическими программами. Однако есть и существенные недостатки модели: монополизм в отрасли, снижение качества оказания медицинских услуг, отсутствие контроля со стороны потребителей, недостаточная ориентация на пациента, бюрократизация системы, очереди, особенно к узким специалистам, дефицит современных технологий и т. д. Бюджетная модель здравоохранения распространена в таких странах, как Великобритания, Дания, Австралия, Канада, Куба. Соседство в списке неплохое. Но, в отличие от Казахстана, доля бюджетного финансирования медицины составляет не меньше 8–10 процентов от ВВП, тогда как у нас наибольший показатель финансирования не превышал 4,5 процента за всю историю. Вторая модель – система медицинского страхования, которая осуществляется за счет обязательного или добровольного медицинского страхования. Классический пример – это Германия, где государство и пациент делят бремя оплаты медуслуг поровну. Таким образом обеспечивается социальная защищенность граждан и финансовая устойчивость системы здравоохранения. Есть и недостатки: страховые программы не предусматривают профилактику здоровья населения, обслуживают пациента только при наступлении страхового случая, страховка не всегда может покрыть расходы на лечение. Для существования этой модели требуется высокий уровень экономического развития страны, высокий уровень социальной ответственности работодателя. В Казахстане медицинское страхование также присутствует. Им охвачено всего 1,8 процента населения. Однако медуслуги, охватываемые страховкой, как правило, дублирует перечень бесплатных медицинских услуг. Частная медицина лучше всего представлена в США. Ее плюсы: свобода от административных и политических недостатков, присущих государственным организациям, широкий диапазон выбора с точки зрения качества оказания медицинских услуг, конкуренция медицинских организаций и врачей, высокая степень оказания качественной медицинской помощи, высокий сервис обслуживания, высокая квалификация медперсонала. Но и недостатки весьма существенны: высокая стоимость медуслуг делает медицинскую помощь недоступной широким слоям населения, уделяется недостаточное внимание профилактике заболеваний, в лечении применяются экспериментальные технологии, не безопасные для здоровья пациента, свободное ценообразование на медуслуги. В Казахстане с 1995 года началось формирование негосударственного сектора здравоохранения. Сеть частных организаций здравоохранения в республике составляет 25 процентов. Это, с одной стороны, уменьшает нагрузку на государственный бюджет и привлекает дополнительные инвестиции, создает конкуренцию, дает возможность свободного выбора медицинской организации и врачей, повышает качество медпомощи, но, с другой стороны, приводит к росту стоимости медуслуг. Для более эффективного развития здравоохранения в Казахстане специалисты Гарвардского университета предлагают внедрить принцип солидарной ответственности граждан и государства, выраженный в системе соплатежей. Это решит проблему неформальных платежей, которые так распространены в Казахстане. Так, согласно данным исследований, 34 процента населения практикуют неформальные платежи при использовании всех видов медицинских услуг. Неформальные платежи обусловлены следующими факторами: часто невозможно получить бесплатные медицинские услуги в нужные сроки, отсутствие необходимого сервиса, нерациональная организация приема больных, низкий уровень заработной платы врача при большой нагрузке. Наибольшая доля таких вознаграждений приходится на хирургов и врачей ПМСП. Таким образом, граждане готовы взять на себя бремя сооплаты медицинских услуг. Только не в карман врачу, а через больничную кассу. Между тем отечественные эксперты выступили со своим встречным предложением. – Сегодня в стране создана рабочая группа по вопросам определения будущей модели здравоохранения. Солидарная ответственность государства, пациента и работодателя должна лечь в основу организации системы здравоохранения Казахстана. Стоит главный вопрос: как эту солидарную ответственность разделить? На базе имеющегося международного опыта мы предлагаем внедрить интегрированную модель здравоохранения, согласно которой финансирование будет осуществляться тремя способами: государство – 60 процентов, страхование – 30 процентов, соплатежи населения – 10 процентов. При этом роль работодателей заключается во внедрении обязательного медицинского страхования в размере 5 процентов от фонда заработной платы всех работодателей, – проинформировал ректор медицинского университета Айкан Аканов.
Алина БЕКИРОВА, Алматы
| |
|