| С чего начинается личность? | Еще Конфуций в своем учении уделял особое внимание нравственному самосовершенствованию личности. Китайский мудрец считал воспитание и образование необходимыми условиями развития общества. Действительно, в образовательном процессе воспитание, обучение и развитие имеют равное значение. Однако их методы и формы обладают своей спецификой, поэтому воспитание выделяется в отдельную педагогическую категорию, а ее смысл, цели и задачи следует рассматривать применительно к современным социально-экономическим условиям жизни страны.
Сохранить и усилить
Ежегодно послание народу Казахстана развивает идеи и задачи, обозначенные президентом Нурсултаном Назарбаевым в предыдущих обращениях. В послании 2012-го большое внимание глава государства уделяет вопросам модернизации образования, вновь акцентируя внимание на том, что повышение роста человеческого капитала невозможно без модернизации образования: внедрения современных методик и технологий, усиления роли воспитательного компонента образования. Физическое и нравственное развитие, формирование моральных норм и общечеловеческих ценностей у молодого поколения – вот те моменты, на которых предлагает сфокусировать внимание глава государства.
Несмотря на определенное негативное влияние финансово-экономического кризиса во всем мире (и здесь Казахстан не является исключением), президент в своем послании выдвигает сильную программу дальнейшего социального развития, при этом предполагается значительное увеличение средств на эти цели. Это еще раз подтверждает укрепление курса главы государства на развитие человеческого капитала, который всегда был и остается важнейшим приоритетом его политики. Сохранить воспитательный компонент в образовании – вопрос, важность которого трудно переоценить для любого государства. Если ему отведена второстепенная роль, более того, происходит сокращение его в образовательных программах и высвобождение за счет этого времени для изучения новых дисциплин, то результаты дают о себе знать незамедлительно. Невнимательное отношение к воспитанию в процессе обучения находит свое отражение в социальных кризисах, ведущей силой которых становится молодежь, примеров этому в мировой практике очень много. Решение задач воспитания требует опоры на разумное и нравственное в человеке, определения ценностных ориентиров, обретения чувства ответственности за сохранение моральных основ общества. Это необходимо для формирования человека, способного полагаться на собственные убеждения и принципы, не на навязанные догмы, отличать «черное» от «белого», ложь от правды. При этом не следует забывать, что воспитание – это лишь внешнее воздействие. Важным условием в развитии личности часто называют самовоспитание. Полностью личностные качества формируются, только если в направленное воздействие воспитательного процесса включено самовоспитание, неразрывно связанное с саморегуляцией личности. Задача воспитательного компонента в обучении молодежи – направить самовоспитание в патриотическое русло и духовно-нравственное развитие. Именно эти два важных направления ослаблены в современном воспитательном процессе, где приоритетом становятся формализованные знания. Формальный подход к воспитательным основам в процессе обучения может вылиться в то, что страна недополучит полноценный человеческий ресурс для выполнения намеченных программ развития страны. На всех возрастных этапах развития личности особенно велико влияние на нее друзей, сверстников, а сегодня к ним присоединился Интернет. Этого нельзя не учитывать при стимулировании самовоспитания.
На Интернет надейся…
Размышляя о воспитании и его роли в процессе становления личности, понимаешь, насколько это фундаментальный вопрос. Отсутствие должного внимания к этому важнейшему образовательному аспекту может привести к тому, что общество станет легко управляемым, подверженным влиянию извне. Этот процесс тесно связан с бурным развитием, особенно за последнее десятилетие, средств массовых коммуникаций, прежде всего Интернета. Вопрос о том, является Всемирная сеть злом или благом, – из разряда риторических. Интернет, безусловно, относится к высочайшим достижениям человеческой цивилизации. Его появление можно сравнить, например, с открытием энергии атома. Интернет создает вокруг нас мощную информационную среду, дает в руки инструменты познания мира, науки. В то же самое время многие молодые люди оказались в лабиринте огромного, мощного информационного потока, откуда не всегда извлекается все необходимое для интеллектуального, духовно-нравственного, культурного становления развития личности. И, наоборот, с легкостью можно почерпнуть «информационный мусор» и стать объектом манипуляции. Полагаясь на «волшебную» кнопку на клавиатуре компьютера, многие пользователи Интернета наивно думают, что запоминать и учить не суть важно, когда все доступно в Глобальной сети. Создается иллюзия возможности получить ответ на любой вопрос. Но это опасное заблуждение, которое ставит молодого человека в зависимость, информационную и нравственную, делает его ведомым, лишает возможности самостоятельно вырабатывать решения.
Будь готов!
Патриотическое движение и духовно-нравственное развитие должны находить теоретическое и прикладное отражение в учебниках гуманитарного профиля как в средней, так и в высшей школе. Современное развитие окружающего мира предполагает повышенные требования к развитой личности, которая должна уметь находить правильные векторы в многовекторном информационном пространстве. В патриотической составляющей воспитания целесообразно взять на заметку уже имеющийся опыт, например, продолжать изучать работу пионерской и комсомольской организаций с современных позиций или же опыт скаутского движения, широко распространенного в мире. Остановимся на нем немного подробнее. Его традиционные принципы – неполитичность методов воспитания, терпимость в вопросах религиозных и иных убеждений. Основная идея скаутского движения – научить детей всему, что может пригодиться в жизни. Идеи скаутинга в том, что, помимо хорошего образования ребенка, должно существовать и хорошее воспитание не только в бытовом понимании. Это значит, что ребенок находится в некоей сфере интересов. Такая сфера может быть в виде спортивного клуба, хобби-центра, общественной организации. Устраиваются ежегодные летние скаутские лагеря, ребята ходят в походы, во время которых они знакомятся с достопримечательностями своей страны. Скаутинг успешно существует и на постсоветском пространстве. Так, в Республике Беларусь первый скаутский отряд появился еще в 1988 году, в России скаутское движение возобновилось в 2007 году. Скауты активно изучают природу родного края, его географию, историю и культуру. Безусловно, при этом опираться нужно на общечеловеческие ценности, воспитывать нравственность и патриотизм, и большую помощь в этом может оказать пример нравственного воспитания, заложенный в основу всех мировых религий. Большую роль в формировании у молодого поколения патриотических чувств играет уважительное и бережное отношение к государственным символам – флагу, гербу, гимну. В любой стране мира – это предмет национальной гордости. Государственные символы работают на создание положительного образа страны, как внутреннего, так и внешнего. Во многих странах мира изделия с национальной символикой пользуются огромной популярностью среди населения, например в США. Для этого национальные символы активно размещают в печатных и электронных СМИ, книгах, художественных фильмах. Флаг, герб и гимн – символы, которые воспитывают за страну и чувство патриотизма.
Трудись – не ленись
Все это напомнит многим из нас – тем, кому удалось захватить кусочек советской действительности, – пионерские костры, походы, экскурсии, работу на пришкольных участках по посадке деревьев. А также уроки труда, так незаслуженно ушедшие сегодня на задворки учебного процесса, а то и канувшие в Лету. Мальчики сегодня уже и не догадываются о том, с какой стороны подходить к станку или как правильно взять в руки рубанок, смастерить скворечник. Девочки не получают радость от совместного кулинарного творчества, как это было в те еще не столь далекие годы, когда уроки труда были на равных с общеобразовательными предметами. Все это можно и нужно возрождать. Роль коллективного труда в процессе воспитательной деятельности трудно переоценить. Трудовому воспитанию во все времена отводилась большая роль, ведь именно через труд – физический, интеллектуальный, духовный – молодежь осваивает опыт, накопленный предыдущими поколениями, учится нравственному отношению к человеку труда. Это очень важно сегодня, когда среди молодежи начинают превалировать иждивенческие настроения, а слово «работа» для многих ассоциируется с понятиями «не пыльная и денежная». Конечно же, при этом труд должен быть правильно организован – одно дело, когда школьников загружают рутинными обязанностями, не объясняя смысла работы, и совсем другое – когда, например, на пришкольном участке высаживают деревья или цветы. Необходимо создать творческий подход к делу, чтобы ребята сами проявляли инициативу, имели постоянные поручения и отвечали за их выполнение.
На зарядку становись!
Не лишним будет еще раз вспомнить о том, что нужно вовлекать ребят в занятия спортом. Здесь речь идет не только о спорте высших достижений (это дано не каждому), но и о необходимости создавать условия для занятий массовыми видами спорта: легкой атлетикой, игровыми видами и др. Занятия массовым спортом, физической культурой не требуют больших материальных затрат, но дают человеку здоровье, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей. Есть простое правило: для успешной учебы и плодотворного труда человеку необходимо быть здоровым. Поэтому так важно с самого детства воспитывать в человеке базовые принципы здорового образа жизни. Пропаганды здоровья много не бывает, поэтому полезны циклы передач на эту тему, специализированные журналы для молодежи. И от теоретических рассуждений нужно переходить к практике, уделять внимание вопросам конкретной реализации здорового образа жизни, как это делают во всех развитых странах мира. Пятиминутная утренняя зарядка перед уроками, разминки на переменах, встречи со спортсменами, добившимися больших результатов в своей деятельности, – все это работает на формирование у ребят желания быть здоровыми. Примером успешного и многолетнего продвижения здорового образа жизни, пропаганды его среди населения является Китай, где и стар и млад, в любую погоду, выходят на свежий воздух и в парках, скверах, на стадионах занимаются оздоровительной гимнастикой.
Веление времени
Непосредственное отношение к воспитанию личности имеют семья, школа, молодежная среда, а еще – СМИ, кино, книги. Если последние теряют популярность у подрастающего поколения в своем классическом виде, то СМИ, особенно электронные, напротив – приобретают все больший вес. Именно они являются средством формирования мировоззрения. Сегодня сама молодежь формирует запрос о том, что ей нужны герои, образы, которым можно подражать, успех, к которому можно стремиться. Кто они – герои нашего времени? Это выдающиеся спортсмены, деятели культуры и науки, творческие люди. Это лидеры общественного мнения, люди, совершившие подвиг, – исторические личности и наши современники. СМИ должны быть тем инструментом, той формой донесения информации, которая бы позволяла получать эти образы и этих героев и непреходящие ценности – труд, дружбу, любовь, взаимопонимание. Привлечь молодежную аудиторию интересными и развивающими программами, культивируя общечеловеческие ценности и воспитывая личность, а не деформируя ее, образовывать, а не пугать, предлагать положительные примеры из жизни, а не навязывать низкопробные форматы – такие задачи ставит перед электронными СМИ время. Сегодня большим интересом аудитории пользуются фильмы, снятые в стиле «документари». Их сюжеты – невыдуманные истории, а герои – реальные личности, это могут быть политики, ученые, писатели, общественные деятели… Предлагать такую кинопродукцию зрителю надо, не забывая о том, что она должна вызывать интерес, для этого нужно подключать к созданию картин ресурсы молодежных организаций, креативных молодых авторов.
На особом внимании!
Министерством образования и науки РК немало делается в направлении поддержки позитивных молодежных инициатив. В рамках государственного социального заказа в 2011 году было создано 19 ресурсных центров, реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы». Кроме того, в парламент был внесен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики», презентация которого состоялась 13 марта этого года. Молодое поколение несет в себе колоссальный инновационный потенциал – источник нынешних и особенно будущих изменений в общественной жизни. Какими будут эти изменения завтра, зависит о того, что будет сделано в воспитательном плане сегодня. Завершая разговор о воспитательном компоненте в образовании, хотелось бы привести слова выдающегося мыслителя античности Аристотеля, который в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб».
Гульнар ИКСАНОВА, секретарь комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК, член фракции НДП «Нур Отан» | |
|