13-04-2012
|
| Дорогу осилит упрямый! | Виктория Парасюкова и Кристина Ткаличева образованные, эрудированные, активные, в совершенстве знающие государственный язык.Они самые первые в городе поступили учиться в педагогический колледж Семея на отделение казахской филологии. И сейчас, спустя несколько лет, они заканчивают обучение и готовятся к вступлению в ряды молодых специалистов. Это сейчас Вика и Кристина смеются и весело рассказывают, как они мучились на первом курсе. А тогда им было не до шуток: были слезы, отчаяние и жгучее желание бросить учебу и вернуться в родные села. Но помощь педагогов колледжа – Нургуль Сагинбаевой, Тамары Нургалиевой и Кульшат Мусиной – позволила девушкам преодолеть все трудности и заниматься на казахском языке на равных с представителями коренной национальности. Где же девушки освоили казахский язык? Оказывается, в родных селах под руководством своих сельских учительниц по казахскому языку. Вообще, у Кристины и Виктории очень похожие истории, хотя до поступления в педагогический колледж они даже не подозревали о существовании друг друга. Если Виктория родилась и выросла в Бородулихе, то Кристина – уроженка районного центра Урджарского района Восточно-Казахстанской области. Обе девочки показали недюжинные способности в освоении государственного языка, поэтому немудрено, что учителя стали с ними углубленно заниматься по этому предмету. Преподаватель Виктории учитель Бородулихинской неполной средней школы имени Абая Багила Ибрашева постепенно приучила свою прилежную ученицу к чтению книг на казахском языке. Начинали с самого простого – казахских народных сказок, а потом уже Вика зачитывалась произведениями казахских классиков в подлиннике. У Кристины же первым учителем и наставником была педагог Урджарской средней школы имени М.Горького Гульгина Жунусова. У нее были несколько иные методы преподавания. Тем не менее тоже весьма эффективные. Результаты упорного труда приносили свои плоды: и Кристина, и Виктория еще в школе были неизменно первыми на районных и даже областных олимпиадах по казахскому языку среди учащихся некоренной национальности. И когда в конце девятого класса пришла пора задуматься о профессии, их учительницы настоятельно порекомендовали девушкам поступить на казахское отделение филологии в Семипалатинский педагогический колледж. Виктория поступила в колледж легко. У нее был красный аттестат о неполном среднем образовании, так что после небольшого собеседования ее в тот же день зачислили в учащиеся одного из старейших учебных заведений Казахстана. А вот как вспоминает момент своего первого визита в колледж Кристина Ткаличева: – Так вышло, что в приемную комиссию колледжа я приехала одна. Когда я подала документы на казахскую филологию, члены комиссии подумали, что я ошиблась. Во всяком случае, выражение их лиц было более чем красноречивым. Меня долго расспрашивали, точно ли я представляю, как мне будет трудно учиться на казахском языке, но я настояла на своем. Уже вступительные экзамены мною сдавались на казахском языке. Похоже, члены приемной комиссии не зря так беспокоились за Кристину и Викторию. Им действительно пришлось поначалу несладко. Ведь они хорошо владели письмом, грамматикой, литературным языком. А вот реальной языковой практики им явно не хватало. А ведь занятия по математике, физике, химии и другим общеобразовательным предметам шли на госязыке, и девчонки путались в терминах, не усваивали новые темы. Месяцы упорного труда над собой, своими ошибками, помноженного на неженские волю и характер, которые проявили подруги, уже к концу года вылились в конкретные результаты: девушки стали одними из лучших в группе. Кроме того, Виктория и Кристина стали активно заниматься общественной деятельностью. Они постоянные участницы городских, областных и даже республиканских форумов среди молодежи, где поднимаются вопросы развития казахского языка. Кроме того, они пробуют свои силы и в других сферах деятельности. Кристина, к примеру, больше тяготеет к журналистике, нежели к педагогике. Прошлой осенью она стажировалась на одном из местных телеканалов и даже какое-то время вела рубрику по изучению казахского языка в местной газете. Виктория же больше путешествует по области и стране в рамках общественной жизни молодежи. Буквально на днях они вернулись в учебные аудитории после нескольких месяцев государственной педагогической практики. Вика преподавала в родной школе учащимся 7–9-х классов. А вот Кристина приехала из Алматы, где ее появление в качестве практиканта учителя казахского я зыка и литературы произвело настоящий фурор. Русскую девушку в таком амплуа они встречали впервые. И Кристина не подкачала. По окончании практики ей предложили вернуться в алматинскую школу в качестве учителя. Аналогичное предложение получила и Виктория. И это были далеко не первые предложения трудоустройства у каждой из подруг.
Екатерина ГУЛЯЕВА, фото автора, Семей | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |