| В тридевятом царстве… | Сказки… Как много в этом слове! Теплые мамины или бабушкины объятия, тихий задушевный голос и удивительный мир оживших вещей, говорящих животных, чудесных превращений. Ты представляешь себя бесстрашным богатырем или прекрасной принцессой, вместе с героями сказок проживаешь каждый раз перед сном тысячи жизней, полных приключений. Как сейчас выясняют ученые психологи, сказки – это не просто рассказы на сон грядущий. Это созданный за тысячелетия метод воспитания, обучения и даже психотерапии. Об этом нам рассказал психолог, мастер-сказкотерапевт, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Игорь Прихоткин. По его словам, на сегодняшний день существует свыше тысячи методов психотерапии и психологии, признанных мировым сообществом и Всемирной ассоциацией психотерапевтов. И среди всего этого разнообразия только 5 методов родились на территории постсоветского пространства. Сказкотерапия – один из них. Он появился в начале 1991 года. – Все мы помним, что случилось в это время. Рухнул привычный мир. Для большого количества людей это обернулось стрессами и потерей смысла жизни. Женщины справились с этим быстрее, а вот мужчинам, впавшим в депрессию, пришлось туго. В это время отмечался бум обращений к психотерапевтам, – рассказывает Игорь Прихоткин. – Безусловно, сказкотерапия – это детский мир. Но создавался он для взрослых. Потому что у взрослых всегда стоит щит в сознании: «Не надо меня учить! Я сам уже умный и книжки читаю». И возникает проблема. Человек пришел к психотерапевту, а помочь ему нельзя из-за этого щита. И помогает этот метод. Конечно, взрослым мы не сказки рассказываем, а притчи, легенды, анекдоты, телесериалы, художественную литературу. Это же все сказки для взрослых. Все наши проблемы и комплексы – из детства. Это утверждение знакомо всем психологам и психотерапевтам без исключения. Основательница метода комплексной сказкотерапии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева может даже сказать, в чем могут лежать глубинные причины некоторых проблем. В недостатке сказок в детстве! В свое время она провела исследование в колонии для несовершеннолетних преступников. Она опросила более тысячи ребят и выяснила, что большинству из них в детстве, с года до 6 лет, не читали сказок! – Самая большая проблема для всех людей, живущих на постсоветском пространстве, это то, что мы постепенно заменили традиционные ценности на чуждую нам западную культуру, – говорит Игорь Прихоткин. – И уже есть страшные последствия этого. Недавно я читал исследования московских психологов, которые проводят опрос среди выпускников школ на предмет того, какой они видят дальнейшую жизнь, какие профессии выбирают и их отношения к семье. И вот с каждым годом отношение к семье все хуже и хуже. В прошлом году семья попала в приоритеты ближе к 20-му месту. Но самое поразительное другое! На вопрос: «Сколько вы собираетесь иметь детей», прочерк поставили около четверти и мальчиков и девочек. То есть каждый четвертый московский школьник не собирается заводить детей. Но зато они собираются ездить по миру на красивых машинах, на яхтах, иметь свой прибыльный бизнес и так далее. По мнению сказкотерапевтов, и здесь тоже причина в недостатке «сказок в организме». – В сказках заложены основы мира и быта. Это и любовь к ближним, и любовь к родине, трудолюбие и так далее. И сказкотерапия как практический метод была создана, чтобы восстановить внутренний мир человека. По словам Игоря Прихоткина, сказкотерапия – это метод воспитания личности, восстановления и укрепления ценностного поля. И, наверное, самое главное – восстановления духовно-нравственного иммунитета, отточенного на сотнях поколений. При этом сказкотерапия – чуть ли не единственный метод в психотерапии, который работает ценностным полем. Сказки – наш банк жизненных ситуаций, в которых мы можем почерпнуть все о том, как действовать в той или иной ситуации. Наиболее восприимчивы к сказкам, конечно же, дети. – Для них сказка – это все. Через нее они воспринимают этот мир, получают опыт. А все из-за того, что для детей до 12 лет естественный язык – образный, объясняет российский психолог. – И говорить с детьми на языке логики, объяснять ему, почему это можно, а это нельзя, равносильно тому, что говорить с ребенком или даже взрослым на китайском, если он его изначально не знает. Поэтому до 12 лет, чтобы что-то объяснить ребенку, ему надо рассказывать истории. Вспомните, как наши бабушки нас учили, – объясняет Игорь Прихоткин. – Что-то не так сделал – раз тебе прибауточка, не так сказал – сказочка. Не говорили напрямую: «Так делать не надо!». Просто рассказывали тебе сказку. И ты понимал, что главный герой там совсем по-другому поступал. И прибаутки, шутки, сказки, притчи, пословицы, поговорки – это все и была та культурная среда, в которой дети жили и получали бесценный опыт. Сказка дает положительные эмоции, развивает воображение, воспитывает, учит через главных положительных героев. Есть универсальные сказки, а есть специальные для мальчиков и девочек. – Почему большинство мальчиков не любят сказку «Гуси-лебеди?» – смеясь, рассказывает Игорь Прихоткин. – Вспомните, что там братец делал? Его посадили во дворе, он поиграл, его гуси забрали. Баба-яга дала ему яблочко, он с ним сидел. Потом прибежала сестрица и унесла его. То есть все его, как куклу, туда-сюда тягали. Какому мальчику это понравится? Это женская сказка. Значение сказок в нашей жизни трудно переоценить, утверждает психолог. Но нужно правильно уметь их рассказывать и расшифровывать. – Сегодня наши дети живут в несколько другой среде и культуре, чем жили даже мы. Поэтому мало ребенку сказку прочитать или рассказать. Нужно научить ребенка видеть в сказке скрытые уроки. А это значит, научиться задавать вопросы. Например, надо сказать ребенку: « Эту сказку, что рассказываю тебе я, когда-то рассказывали мне мои родители, а им – их родители, и так далее. Значит, в этой сказке есть что-то очень важное. Давай поищем в ней скрытые уроки». При этом предполагается, что ребенок, который уже ходит в детский сад или в школу, уже знаком со словом «урок». Чему учит сказка? О чем она говорит? И нужно искать вместе с ребенком эти уроки. Причем важно помнить, что для кого-то будет достаточно 1-2 прочтений, а кому-то их может понадобиться даже сотня. В этом деле нужно терпение. По словам Игоря Прихоткина, у детей и взрослых не всегда будет получаться с первого раза найти все жизненные уроки. Но главное в этом деле – начать. При каждом новом прочтении будут открываться новые грани. – В чем прелесть народных сказок? В них очень много уровней. В них можно идти от того уровня, который вы можете понять сами. Если вы даже сами не знаете ответа, о чем эта сказка, вы все равно можете у ребенка спрашивать: «А как ты думаешь, почему эту сказку на протяжении веков рассказывали маленьким детям? Что здесь важно понять?» И вам ребенок все сам подскажет. Например, в сказке «Колобок» какие есть жизненные уроки? Что нельзя уходить из дома без благословления родителей. Что нужно быть внимательным и разборчивым с теми, с кем общаешься, и не каждому «петь песни». И всем песни петь нужно разные. С зайцем – на его языке, с волком – на его. То есть эта сказка учит социальной чуткости. Как говорит мастер-сказкотерапевт, для нынешнего поколения детей и этого мало. – Есть и третий этап. Например, мы поняли, что без разрешения родителей нельзя начинать нового дела, что нужно отличать чужого и своего, что со своими можно быть откровенными, с чужим осторожными. «Вот ты завтра пойдешь в школу, где у тебя с кем-то не очень хорошие отношения. Это кто по сказке? Волк. На каком языке надо с ним разговаривать? На его!». То есть сказка, которая была придумана тысячу лет назад, сегодня может быть полезна для вашего ребенка. Мы вот этот мост выстраиваем между сказочным уроком и тем, как его завтра можно использовать в реальной жизни. Сейчас огромное разнообразие книг на полках магазинов с различными сказками: волшебными, фантазийными, добрыми и страшными. Но, как выяснилось, чтобы выбрать «правильную» сказку для ребенка, которая принесет только пользу и будет сеять «разумное, доброе, вечное», надо придерживаться нехитрого правила. – В сказке должны присутствовать созидательные вещи. Чтоб главный герой созидал, а не разрушал. И чтоб конец был добрый. Любая добрая сказка оставляет в душе позитивное состояние, пробуждает любовь к людям и к миру, – утверждает Игорь Прихоткин. И не важно, сказки каких народов мира это будут. У каждого из них накоплен свой тысячелетний багаж знаний об окружающем мире, о жизни, культуре и быте. «Полезны для здоровья» и авторские сказки. Это неиссякаемый колодец знаний, а также «компьютер для сознания» с положительной программой как для детей, так и для взрослых. А еще нужно помнить важную фразу из сказок о том, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Главное – научиться эти уроки извлекать!
Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, Алматы | |
|