| По велению времени | С первых дней независимости казахстанское образование стремилось к достижению мирового уровня. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что перемены, произошедшие за 20 лет, кардинально и, что самое главное, в лучшую сторону изменили облик отечественной системы образования.Однако на достигнутом в Министерстве образования и науки РК останавливаться не намерены. В настоящее время Минобраз большое значение уделяет вопросам укрепления статуса учителя. Посредством СМИ ведомством ведется активная пропаганда профессии педагога. В прошлом году впервые на новом уровне был проведен Педагогический форум с участием родителей и неправительственного сектора, был также организован I Съезд учителей математики Казахстана, в этом году состоится съезд учителей биологии и химии. Все эти мероприятия направлены в первую очередь на повышение роли педагогов в обществе и на развитие всей системы в целом.
Многовековые надежды нашего народа всегда были неразрывно связаны с заветной мечтой о сильном и процветающем государстве. Сегодня, когда наша страна вступила в третье десятилетие независимости, от каждого из нас зависит, как быстро эта мечта станет реальностью. В послании главы государства «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» определены главные направления национального развития и задан ускоренный темп их реализации. Прошедшие встречи депутатов мажилиса парламента РК в регионах показали, насколько глубоко волнуют казахстанцев вопросы социальной модернизации, поставленные Лидером Нации, особенно вопросы подготовки кадров. Красной нитью через все послание президента страны народу Казахстана проходит забота главы государства о казахстанском народе: его благополучии, самодостаточности, достойной жизни, здоровой и хорошо образованной нации. Все это можно обозначить одним емким понятием – человеческий капитал. Мировые экономические катаклизмы подтверждают, что в эпоху технологического прорыва успеха добиваются только страны, в которых «знание» возведено в ранг национальной идеи. Стратегическое предвидение Нурсултаном Назарбаевым грядущих изменений на мировой арене позволило нашей стране в самые сложные годы реализовать масштабные проекты в области науки и образования. Казахстан первым на постсоветском пространстве реализовал европейский подход в образовании, в котором важнейшими критериями являются качество подготовки и удовлетворенность работодателей. Сегодня, когда в нашей экономике реализуются масштабные инновационные проекты, когда страна стремительно развивает новые наукоемкие производства, качество человеческого капитала должно не только соответствовать темпам модернизации, заданным главой государства, но и работать на опережение. Работа депутатов мажилиса парламента РК в регионах, беседы с тружениками, предпринимателями, врачами и учеными стали важным индикатором того, какие еще нужны механизмы для того, чтобы жизнь была комфортной и в городе, и на селе. Эти встречи показали истинное стремление казахстанцев к тому, чтобы их дети жили в независимой и динамично развивающейся стране. В каждом населенном пункте, в каждом городе перед депутатами ставился вопрос открытия новых объектов образования и здравоохранения. Для южного региона, в котором не только проживает каждый шестой гражданин, но и рождается больше всего казахстанцев, это вопрос первостепенной важности. В 2011 году в Южно-Казахстанской области коэффициент рождаемости составил 3,75, превысив республиканский показатель в 1,4 раза. Плотность самой густонаселенной Южно-Казахстанской области достигла 21,8 чел. на кв. км, что в 3,5 раза больше, чем в среднем по стране. Такая демографическая ситуации показывает необходимость реконструкции существующих объектов и строительства новых детских садов, школ, технических и профессиональных училищ. Остро стоит вопрос в отношении открытия родильных домов, акушерских пунктов и перинатальных центров, особенно в сельских округах. В связи с этим перед депутатами ставили вопрос о содействии в выделении средств из республиканского бюджета на вышеперечисленные социальные объекты. При этом главный вопрос, который беспокоит сегодня население, – насколько компетентные люди будут работать в сфере образования и здравоохранения. Проработав всю свою жизнь в высшей школе, могу с уверенностью сказать, что уровень кадров является краеугольным камнем развития всего общества. И работа в мажилисе парламента РК показала, насколько остро этот вопрос стоит практически в каждой отрасли экономики. К примеру, строительный сектор, который является базисом высоких стандартов жизни. Основу этой отрасли всегда составляли грамотные проектировщики, от качества работы которых, по сути, зависит комфорт и безопасность каждого человека. Сегодня эта категория работников в особом дефиците. Давайте посмотрим, кто сегодня работает в строительстве? В основном это трудовые мигранты, которые не отказываются ни от какой работы. В то же время главой государства неоднократно говорилось о том, чтобы создать действенный механизм замещения иностранных работников национальными кадрами. Если учесть, что безработица в Казахстане достигает 5,3%, а 11% составляет самозанятое население, нужно форсировать вопрос подготовки отечественных кадров с рабочими профессиями. Или другой пример, по всей стране открываются новые суперсовременные медицинские центры, оснащенные новейшим оборудованием. Но в итоге часто наши медики не готовы в полной мере использовать те возможности, которые дает это оборудование. Есть ли сегодня у нас высококвалифицированные онкологи, терапевты, лор-врачи? И самое главное, есть ли возможность у населения, особенно у сельских жителей, обратиться к грамотному медику, не выезжая в столицу и крупные города. Притом что ежегодно из стен медицинских вузов и колледжей выходят тысячи молодых специалистов, на селе существует дефицит c раличными категориями медицинского персонала, особенно педиатров. В этом аспекте необходимо остановиться на важнейшем вопросе – процессе выбора молодежью будущей профессии. Сегодня, к сожалению, многие казахстанцы связывают получение профессии только с высшим образованием. Но многие выпускники вузов по окончании учебы не могут устроиться по специальности. А вот имея востребованную сегодня рабочую профессию, молодой человек уже к 23–25 годам может создать себе финансовую базу, создать и обеспечить свою семью, решить жилищную проблему. И эта группа молодежи должна всемерно поддерживаться государством. Именно на это ориентирует нас глава государства. Молодые казахстанцы, имеющие рабочую специальность, – это основа национального малого и среднего бизнеса. Это подтверждает и опыт развитых стран. Так, в Германии только 10% выпускников школ поступают в высшие учебные заведения, а все остальные выбирают себе прикладную и очень часто рабочую специальность, поступая в техникумы и училища. Такой интерес во многом обусловлен более ранним выходом на рынок труда, к тому же владение конкретной рабочей профессией всегда дает более серьезные гарантии на трудоустройство и материально обеспеченную жизнь. Изменить ситуацию в нашей стране можно, возродив в обществе уважение и престиж рабочих специальностей, создав действенную систему мотивации. Сегодня в вузах есть яркие примеры, когда параллельно с академической образовательной программой студентам предоставляется возможность получить профессию среднего уровня квалификации. Такой опыт заслуживает серьезной поддержки и может быть принят как в системе технического и профессионального образования, так и в высшей школе. Говоря о качестве подготовки специалистов, нельзя не отметить, что в основе компетенций лежит функциональная грамотность, на необходимость формирования которой указал президент страны в своем послании. И прививать эту грамотность необходимо с самого раннего детства, когда впитываются главные установки на будущую жизнедеятельность. Конечно, в сфере образования мы ушли далеко вперед, но иногда «все новое – хорошо забытое старое». Мы в свое время учились по учебникам, которые были построены на практическом решении задач, взятых из реальной жизни и позволяющих впоследствии совсем под другим углом смотреть на возникающие вопросы. Например, в химии законы сохранения массы вещества или перехода качества в количество можно преподносить с примерами из реальной жизни. Это вырабатывает как жизненный, так и аналитический стиль мышления, который мы сегодня должны обеспечить на всех уровнях образовательного процесса. Так, например, игровые виды спорта. Они формируют у детей пространственное мышление, умение работать в команде, выстраивать стратегию и тактику игры, что для реальной жизни очень важно. Те позитивные изменения, которые сейчас инициируются в школьной среде на самом высоком государственном уровне, зависят от того, какой руководитель, как он сам понимает цели, какие задачи ставит перед каждым педагогом. Только когда руководитель учебного заведения будет мыслить прогрессивно, мотивировать педагогический коллектив, рождать новые идеи и воплощать их в реальность, мы сможем говорить о конкретных результатах. И мы должны стремиться, чтобы именно такие лидеры и топ-менеджеры пришли сейчас в образовательные учреждения всех уровней. Отдельно нужно остановиться на мировоззренческой направленности обучения. Каждая тематика может основываться на воспитании нравственности, духовности, патриотизма и приоритете государственных интересов. В каждом предмете можно найти возможность показать, как важно любить свою родину и гордиться ее достижениями. В естественных предметах – химии, биологии, математике – нужно говорить о задачах и политике государства в этих областях. Историю Казахстана лучше изучать на примерах национальных героев и их подвигов во имя народа. Мы должны научить нашу молодежь думать, анализировать, задавать вопросы, мыслить креативно и принимать правильные решения. Только так мы получим действительно компетентные кадры. Свое веское слово в дальнейшем повышении качества высшего образования, безусловно, скажут наблюдательные и попечительские советы, активно создаваемые в передовых вузах страны. Эти советы должны быть независимыми и проводить политику, направленную на всемерное повышение качества образования и развитие вузовской науки. И все наше общество не должно остаться в стороне от этого важнейшего момента. На вузы возлагается стратегическая миссия по инновационному развитию страны и подготовке нового поколения специалистов, и в работу этих органов должны вовлекаться люди, которым не безралична судьба образования. Встречи с предпринимателями и хозяйственниками показали, что самым актуальным вопросом на сегодняшний день является четкая увязка потребностей спроса и предложения на рынке труда. Нужно конкретно определиться с пропорциями в подготовке кадров с дальнейшим прогнозированием: сколько нам нужно специалистов с высшим образованием, сколько с техническим и профессиональным. О недостатке компетентных специалистов, особенно среднего уровня квалификации, заявляют многие предприятия. Нужно отметить, что инициативы Министерства образования и науки РК по сокращению количества вузов и развитию колледжей и профессионально-технических школ в казахстанском обществе активно поддерживаются. И вопрос этот требует форсирования в действующем правовом поле. Действия рыночной экономики таковы, что только сам работодатель определяет, нужен ли ему такой специалист или нет. Сегодня отдельные предприниматели признаются, что готовы даже платить за хорошего специалиста, главное, чтобы он был компетентный. Этой мыслью поделились с депутатами мажилиса парламента РК руководители Ассоциации работодателей Южно-Казахстанской области. Теперь нам нужно работать над тем, чтобы предложить предпринимателям действенный механизм возмещения затрат государства на подготовку кадров при последующей отработке молодым специалистом средств, затраченных государством на обучение. В своем послании глава государства поставил вопрос о том, что требуется разделение этапа получения образования и присвоения квалификации. Без этого качество подготовки не сможет полностью удовлетворить требованиям рынка труда, которые повышаются с каждым днем. МОН РК в пилотном режиме создается несколько независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций. Но пока четкого механизма этого процесса не разработано. Нужно отметить, что казахстанские отраслевые ассоциации все увереннее заявляют о себе. Однако представители академической среды практически не вовлечены в работу данных объединений и мало знакомы с их работой. Первым шагом должно стать четкое закрепление на уровне ведомства направлений подготовки за сооветствующими ассоциациями, в рамках которых будут созданы центры по присуждению квалификаций с привлечением видных ученых, представителей работодателей, крупных компаний, членов парламента РК, имеющих соответствующий профессиональный опыт. Затем нужно будет разработать квалификационные требования к каждому уровню классификации и соответствующие оценочные инструменты и материалы. Выпускник, имеющий диплом, подает заявление в данный центр на предмет присвоения квалификации и проходит установленную процедуру с получением определенного документа. Именно этот документ и должен предоставлять ему возможность занимать должности определенной квалификации. При этом возможность подтвердить свою квалификацию необходимо предоставить и работникам, имеющим опыт работы и повышающим свою квалификацию. Тогда мы сможем создать реальные «социальные лифты» для работающей молодежи. Очень важно, чтобы вся эта деятельность была транспарентной, широко освещалась в средствах массовой информации и была закреплена в соответствующих законодательных актах. Введение в практику модели независимого присвоения квалификации позволит сделать следующий шаг – создания национальных реестров работников. Например, казахстанский реестр инженеров, вхождение в который будет свидетельствовать о высоком уровне квалификации специалиста и откроет ему новые ступени карьерного роста. Отдельного внимания требуют вопросы поддержки молодых людей, трудоустраиваемых в сельских районах. Сегодня нам нужен комплекс мер для стирания границы между селом и городом. К сожалению, приходится сталкиваться с ситуацией, когда многие талантливые ребята, приехав работать на село, не могут найти возможность для реализации своего творческого потенциала. Органы местной власти должны предпринять все усилия совместно с Министерством сельского хозяйства РК и Министерством образования и науки РК, чтобы создать условия для комфортного проживания и труда молодым специалистам. Это должны быть центры дистанционного обучения, возможности льготных кредитов, компенсации в приобретении или аренде жилья. Мы должны подумать также о том, какой сегодня уровень доходов у нашей молодежи и что нужно предпринять, чтобы повысить этот уровень.
Валихан БИШИМБАЕВ, академик, депутат мажилиса парламента РК, член политсовета НДП «Нур Отан»
| |
|