| МОТОПАРАДокс | 1 мая алматинские байкеры официально открыли свой сезон. Отпраздновали они его пышно. Проехались колонной по центру города, а после устроили праздничное шоу с выступлением звезд.Вот только этот парад – чуть ли не единственная возможность для алматинских любителей мототранспорта побаловать себя ездой по центральным улицам. А все дело в том, что вот уже почти 10 лет Алматы закрыт для байков. Свободными от запрещающих знаков остались практически только улицы на окраине. Дошло до того, что мотоциклистам, которые жили или работали в зоне действия этих знаков, выдавали специальные пропуска. Сейчас таких пропусков не дают. Алматинские байкеры оказались практически вне закона. А тем, кому приходится въезжать в центр города, необходимо иметь с собой кроме водительского удостоверения техпаспорт, страховку, а еще и копию удостоверения личности или справку с работы. «Пошел в горГАИ» спрашивать, как мне домой попадать, если там знак висит, – рассказывает один из алматинских мотоциклистов на форуме. – Майор, который в окошке для принятия доков сидит, сказал, что можно натариально заверить копию домовой книги и показывать в случае чего. Трудовой договор, выходит, тоже придется возить с собой. И заявки от клиентов/заказчиков либо копию договора с ними на предоставление услуг по сопровождению… Ужас какой-то». – Я уже неоднократно встречался по этому поводу и с руководством ДВД, и с акимом города, – рассказал в разговоре с «Литером» главный байкер Казахстана, мотопутешественник, а также депутат Алматинского городского маслихата Дмитрий Петрухин. – Все они обещают, что вот-вот этот вопрос решится положительно, потому что это ущемление прав человека. Ведь мы явно не хуже тех водителей, которые ездят по городу на машинах, которым на свалку пора. А я, например, езжу на дорогостоящем виде транспорта, которое и экологически чище. Я до сих пор не могу понять, почему кому-то это не нравится. Как рассказал Дмитрий Петрухин, мотодвижение в Алматы, несмотря на все запреты, развивается интенсивно. – Вы же видите – мы на всех праздниках во всех парадах участвуем мотоколоннами с флагами. И тут два конца получается. Одной рукой нас гладят и говорят, что вы чуть ли не великие. А другой рукой на следующий же день работники УДП нас останавливают и наказывают. Я лично за то, чтобы наказывать байкеров, которые ездят без прав, без документов, без соответствующей одежды и техосмотра. Таких надо как раз таки жестко наказывать. Главный байкер страны, совершивший в свое время на мотоцикле кругосветное путешествие, считает, что установленные запрещающие знаки нарушают права человека. По его словам, объехав целый свет, он такого нигде не видел.
– Нигде такого нет! Я на Красную площадь на мотоцикле заезжал. Там нет запрещающего знака. Вы посмотрите, как развивается байкерское движение в Москве. У них Путин приезжает на байкерские фестивали. Это развитие байкерской культуры. В Америке мотоциклы ездят везде хоть днем, хоть ночью, хоть тихо, хоть громко. Я считаю, что ничего глупее наших запрещающих знаков придумать нельзя. Как депутат городского маслихата, Дмитрий Петрухин уже не раз пытался решить этот вопрос. Вместе с ним запросы в разные инстанции пишет целая группа депутатов. Но знаки и ныне там… Алматинские мотоциклисты и сами не раз писали обращения городскому главе: «Многие страны мира открыто стимулируют население к смене четырех колес на двухколесный транспорт. К примеру, в Испании с прошлого года на дорогах появились специальные полосы, выделенные для движения мотоциклов. Этот вопрос особенно актуален в больших городах, которые задыхаются от автомобильных пробок и выхлопных газов. У мотоциклов в сравнении с автомобилем есть множество преимуществ, которые вместе с мерами по строительству развязок и реорганизации движения, проводимыми руководством города, могут облегчить движение. Прежде всего, нужно отметить, что мотоциклы могут в значительной степени облегчить проблему парковки. Еще благодаря меньшему рабочему объему мотоциклы потребляют меньше топлива и, соответственно, выбрасывают в атмосферу меньше вредных веществ». Но и эти письма остаются без ответов. На мотофорумах байкеры недоумевают: Кроме того, мы такие же граждане РК, как и другие участники дорожного движения, мы так же платим налоги, на которые в том числе строят дороги. Почему мы не имеем права ездить по ним на мотоциклах? Во-вторых, запрет езды мало что даст, малолетки все равно будут там гонять и, сваливая от полиции, биться. В-третьих, мотоциклы – это решение проблем пробок и загрязнения окружающей среды». Но у дорожных полицейских своя правда. И на каждый аргумент мотоциклистов есть контраргумент. Во-первых, решение о закрытии Алматы для железных коней было принято городским маслихатом еще в 2003 году для охраны атмосферного воздуха и оздоровления экологической обстановки. Одним документом городские власти избавили город от байков и от грузовиков. В полиции приводят статистику: в прошлом году в Алматы допущено 48 административных нарушений мототранспорта, из них 8 – это вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, 5 – езда без документов. Мототранспортом допущено было 11 ДТП, в результате которых один человек погиб. Вроде бы по сравнению с авто мототранспорт выглядит даже как-то безобидно. Но при этом в дорожной полиции приводят еще такую статистику. В Алматы зарегистрировано более 520 тысяч автомашин и менее 1 тысячи мотоциклов. И если все сопоставить и умножить, то, уверяют стражи порядка, цифры не покажутся такими уж радужными. Особое внимание полиция уделяет стационарным постам фото- и видеофиксации. Всем известно, что у мотоцикла нет переднего госномера и есть такие байкеры, которые развлекаются, наматывая круги на огромной скорости перед регистратором. Полицейские вынуждены оставлять такие нарушения без наказания – доказать что-то невозможно. Сомневаются в полиции и насчет экологичности мотоциклов. Как утверждают стражи порядка, многие мотоциклисты для увеличения мощности делают выхлоп на прямоток, что не только увеличивает в разы силу железного коня, но и его шум. Из-за этого в полицию поступает большое количество жалоб от горожан. – Мотоцикл является видом транспортного средства повышенной опасности, – объяснил «Литеру» начальник отдела дорожной инспекции УДП Алматы Болатбек Баятанов. – Мотоцикл, передвигающийся в транспортном потоке, более подвержен возникновению ДТП. Потому что есть так называемая «мертвая зона видимости», в которую попадает мотоцикл, и автомобиль, который совершает поворот направо или налево, его может не увидеть. Из-за этого происходит много ДТП. В алматинской дорожной полиции на возражение, что южная столица – единственный город в стране, не дружественный к байкерам, просят учесть, что Алматы – город старой застройки с узкими улицами. – Например, в Астане все строится планомерно, уже с учетом всех норм, а также с учетом того, какая у них будет обстановка на дорогах, то есть с перспективой, – поясняет Болатбек Баятанов. – А у нас в основном уличная дорожная сеть построена в каком веке? И вы не сравнивайте интенсивность и состав транспортного потока. У них всего два района, а у нас – семь. Кроме того, в полиции совершенно не согласны с тем, что права байкеров нарушаются, напоминая, что мотоциклисты могут спокойно проезжать «под знак», если они живут или работают в зоне его действия. – Подтверждающий документ есть – пусть ездят, – говорит начальник отдела дорожной инспекции. В этом вопросе каждый судит со своей колокольни. Понятно одно: власти на уступки пока идти не готовы, а мотоциклистам надо запастись терпением, а также кипой документов и справок, заверенных у нотариуса, чтобы доказать, что «ты не верблюд». Можно с пеной у рта спорить и доказывать, кто тут прав или виноват, но знак «3.5» пока из города исчезать не намерен. А значит, единственный мегаполис Казахстана так и будет оставаться городом, не дружественным к байкерам.
Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, фото Сергея ХОДАНОВА Алматы | |
|