| МУЛЬТреальность | Казахстанская мультипликация уже давно и, может, незаслуженно находится в тени своего старшего брата кино.О мультфильмах, сделанных в Казахстане, мало кто слышал, еще меньше тех, кто их видел. О том, что сейчас творится в анимации, газете «Литер-Неделя» рассказали специалисты, работающие в этой области. И, как выяснилось, не все тут так однозначно. Для одних казахстанская анимация возрождается, другие утверждают, что период полного застоя еще не прошел. – Активно мы начали снимать 3 года назад – с момента, когда правительство обратило внимание на дефицит отечественных мультфильмов, – рассказывает Жакен Даненов, руководитель ТО Анимационного кино АО «Казахфильм» имени Шакена Айманова. – Нам создали все условия для работы над анимационными фильмами: приготовили помещение, закупили оборудование. Активно занимался этим Ермек Аманшаев, нынешний руководитель «Казахфильма». И вот уже 3 года, как мы работаем. В год мы выпускаем шесть-семь единиц короткометражных фильмов. За эти годы мы сняли 21 десятиминутный анимационный фильм. «Казахфильм» выпустил сериал из 50 серий «Ћазаћ елі», каждая серия по 5 минут, по истории Казахстана. И параллельно шла работа над полнометражным мультфильмом по сказке «Ер-Тостик». Летом мы его заканчиваем. По словам Жакена Даненова, слово «возрождение» имеет двойной смысл. – Это когда что-то достигает своего расцвета или же начинает заново оживать. Мы, в принципе, возрождаемся после застоя. Надо помнить, что после распада СССР система советского кино прекратила свое существование. С 1991 по 2002 год анимации вообще не было. После 2002 года тихо-тихо начали ее реанимировать. В год по одному-два короткометражных фильма снимали вплоть до 2009 года, а потом уже пошла активная работа. Главный потребитель коротких фильмов – телевидение, в отличие от полнометражных фильмов, которые идут в кинотеатрах. У казахстанского телевидения большая потребность в наших мультфильмах. Открылся канал «Балапан», надо заполнять эфирное время. Но мы, к сожалению, не можем пока этого сделать, потому что нужно в разы увеличить обьемы выпускаемой продукции, а для этого в первую очередь нужны профессиональные специалисты, которых недостаточно в настоящий момент. И куда большие средства. В свою очередь президент Казахстанской ассоциации аниматоров Гали Мырзашев считает, что казахстанской анимации далеко до эпохи возрождения. – Теперешнее состояние анимационного кино просто никудышное. Сегодня Казахстану нужно добиться хотя бы того, что было при СССР. Нам нужна действующая машина с четырьмя колесами. Первое из них – это сценарный пакет. Второе – это изображение, эскизы. Третье – это производственные цеха, смета и производственные отношения. У нас этого нет. И четвертое колесо – это постпродакшен, куда деваются фильмы. Нам в первую очередь надо сделать рынок внутри своего народа. Я создал ассоциацию аниматоров и не могу куда-то двигаться дальше, потому что кругом разброд и шатание. В вопросе возрождения есть два очень важных и, в принципе, очевидных фактора, которые необходимо соблюсти. Это финансы и кадры. Как выяснилось, подготовка специалистов в стране не прекращалась ни на минуту. Другой вопрос – технологии за время застоя ушли далеко вперед. – Я в этом году выпускаю восемь дипломников, – говорит профессор кафедры анимации Казахской национальной академии искусств имени Жургенова Гимурат Бекишев. – Конечно, мы говорим с ними о том, куда и кто собирается. Как говорил Дисней в свое время: «Я набираю сто человек, если из них два-три человека толковых выйдет, то это уже большой процент». И на самом деле соотношение такое. Но мы готовим специалистов широкого профиля. То есть он и аниматор, и исполнитель, и художник-постановщик, соответственно, и режиссер. Конечно, они сразу не могут все найти себя. Но я знаю, что наши ребята не остаются на обочине, в той или иной мере они востребованы и работают. Сейчас все постепенно восстанавливается. Даже те люди, кто в середине 90-х ушел работать по другому профилю, сейчас постепенно на эту орбиту возвращаются. О кадровом голоде говорят и на «Казахфильме». По словам Жакена Даненова, даже если бы государство захотело вложить большие средства в возрождение анимации, студия не смогла бы их освоить именно по причине нехватки специалистов. – Специалистов же в одночасье не вырастишь, – сетует Жакен Даненов. – У нас было время, когда не была востребована эта профессия, и мы с этим немного забуксовали. Для обучения нужна соответствующая база, высокотехнологичная, где стоят не бытовые компьютеры, а специальные. Анимационные программы тоже стоят немалых денег. Стоимость одной может быть порядка миллиона тенге. Поэтому требуется колоссальное вложение труда и средств. Старая система обучения анимации не отменяется. Другое дело, что нужно изучать новые технологии, новые программы, а они очень сложны и требуют не одного года обучения. Теорию вполне можно проходить в стенах Жургеневки. Кроме того, во всех студиях принято обучать аниматоров у себя на производстве. В планах у нас это есть. В принципе, это самый плодотворный путь. Для развития анимации в целом, конечно, требуется государственный подход и в том, что касается подготовки кадров, и в расширении производственной базы. И главное условие – стабильное финансирование этой важной отрасли в деле воспитания подростающих поколений – будущих граждан Казахстана. В Китае, например, в этом году открывается целый городок аниматоров со своей огромной студией, образовательной академией, кинотеатрами и главными жителями и создателями – аниматорами. Художник и руководитель незарегистрированного Свободного союза кинематографистов Казахстана Едил Нусипов, напротив, утверждает, что старая гвардия еще в строю и готова работать. – В стране есть проблема с безработицей. И какие бы вы документы по этому поводу ни читали, даже «Программа занятости – 2020», она берет только часть людей: шахтеры, бурильщики, нефтяники, например. Хотя основная часть населения, которая живет в городе, занимается интеллектуальным трудом. Если мы даже будем говорить о кино, например, то это очень большая сфера. На любом фильме задействовано большое количество людей, большой спектр специальностей. Это все люди, которые работают в городе. И большая часть этих людей в городах в силу сложившихся обстоятельств не работает, – рассказал Едил Нусипов. – В системе работают одни и те же люди по 15–20 лет. То есть связи устоялись, наладились отношения финансовые, профессиональные. И при этом большая часть людей остается за бортом, те, кто уже с готовыми проектами. Как считает Едил Нусипов, государству необходимо осуществлять финансирование не только крупных студий, но и мелких, тем самым создавая новые рабочие места. – Те же самые 60–70 тысяч долларов, которые выделяются на создание мультфильма, могут пойти на создание новых анимационных студий, в которых будет занято определенное количество профессионалов. Они могли бы за год-два встать на ноги. Конечно, не все встанут на рельсы, может быть, только половина. Создавая анимационный фильм, создаются дополнительные рабочие места. И это дало бы толчок к развитию нашего телевидения. А этого импульса сейчас нет. Жакен Даненов на это рассказал о том, что наши зарубежные коллеги, в частности россияне, уже столкнулись с такой проблемой. И в этом случае нам лучше поучиться на их опыте. – Система финансирования через одну крупную студию себя оправдывает. Например, у российских аниматоров был опыт, когда средства распределяли через тендер по разным студиям. В итоге получилось, что и фильмов не было, и отвечать некому было за средства. И они сами при встрече с Путиным предложили делать это как-то централизованно, денежные потоки пустить через большую студию, чтобы было с кого спрашивать за государственные деньги. И я считаю, что на данном этапе такая система наиболее правильная, – отметил руководитель ТО Анимационного кино «Казахфильма». – Мы у себя аккумулируем все сценарии, отсылаем запросы по всем студиям. Сценарии рассматриваются у нас на большом худсовете. Я вас уверяю, никакой личной заинтересованности не существует. И если проект интересен, то решают, кого нужно поддержать. Все очень объективно. И при наличии таланта и способности все могут работать. С нами сотрудничают частные анимационные студии, рассеянные по всему Казахстану: в Астане, две студии из Шымкента, Кокшетау, Алматы. – Если обратиться к опыту России, то у них, в отличие от Казахстана, кроме государства есть большой спектр заказчиков, – возражает Едил Нусипов. – И у них нет монополии в этой сфере. Даже небольшие студии получают заказы. А уже благодаря этим заказам студии могут встать на ноги и выходить на коммерческий уровень, то есть не просить деньги у государства. И в этом суть, чтобы государство дало возможность развиться маленьким студиям. Мы сейчас во многом зависим от «Казахфильма», потому что в других местах невозможно найти финансирование на свои проекты. Аниматоры сходятся только в одном: чтобы возродить казахстанский мультфильм, нужно много и упорно работать, и это может быть делом не одного десятка лет. И пока «Казахфильм» восстанавливает свои активы, на арену выходят маленькие студии. – Сейчас все мультипликаторы работают, у всех много проектов, – рассказал руководитель студии Asia Animation Артур Краус. – Аниматоры все при деле. Мы не сидим без работы и делаем сериалы один за другим. Мы сделали сериал по Алдару Косе, 85 серий. Сейчас делаем по казахским сказкам 40 серий. Мы выпускаем диски в продажу. Казахстанские каналы показывают наши мультфильмы. То есть большой объем мультипликации делается. По сравнению с «Казахфильмом» мы делаем по 30–50 фильмов в год. А по поводу безработицы среди казахстанских специалистов, а также о кризисе в мультипликации Артур Краус смог сказать только одно: – Сейчас все при делах. Все, кто умеет, все, кто может, – они все сейчас работают! И с этим трудно поспорить. Период ли застоя или возрождение, главное сейчас то, что наши дети воспитываются на не самых лучших образцах чужой культуры, даже если они и переведены на государственный язык. И если чиновники от культуры не обратят на эту проблему пристального внимания, то еще как минимум пара поколений детей будут учиться жизни и набираться опыта у бакуганов и спанч бобов.
Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
| |
|