| Обернуться – посмотреть | В судьбе каждого народа есть события славные, героические, есть и трагические, созданные по воле человека и руками его.Такой страшной трагедией для миллионов советских людей стали сталинские репрессии, начало которым было положено 75 лет назад. И в первую (1937г.), и во вторую (начало 1950-х гг.) волну сталинских репрессий уничтожали цвет нации, думающих, образованных, независимых людей. Взамен этому на массовом уровне пришел страх, манипулируя которым легко управлять сознанием масс. Этого добивается любая тоталитарная власть, создавая циничный аппарат подавления, целью которого становится благополучие, безопасность и фальсифицированная реализация себя и своего ближайшего окружения, когда личные амбиции и материальное обогащение подменяют миссию власти – служение народу. Самым опасным рукотворным результатом того времени является уничтожение в сознании людей духовно-нравственных ценностей. Сталинский режим возвел в норму клевету, ложные доносы и лжесвидетельства вместо материальных благ и безопасности, обогащение одних ценой лишения жизни и свободы других. Легкая добыча, не требующая усилий и труда, развращает человека, приводит к вседозволенности и безнаказанности, коррумпирует общество и уничтожает народы. И в этом состоит главная опасность наследия сталинского режима. Об этом сейчас мало говорят, нет научных исследований. И эта тема, которой наша общественная организация уделяет особое внимание, помогает понять важный этап истории становления независимости страны: ведь реальные примеры жизни и судеб граждан, противостоявших сталинским преступлениям, являются яркими примерами борьбы за права человека, гражданина, ученого, противодействия сталинскому режиму. Гражданский долг каждого человека – знать правдивую историю, основанную на реальных фактах, архивных источниках и исторических документах. Издревле наш народ боролся за независимость и свободу. Каюм Мухамедханов, автор Государственного гимна КазССР (1945 г.), так написал текст гимна: «Ер казак ежелден еркіндік ансаган», что означает: «Мужественный казахский народ издревле мечтал о свободе». Мы богаты историей, независимым и мужественным поколением интеллигентов, которое противостояло сталинскому режиму, сохранив то, без чего мы не можем называться народом – историческую правду, науку и культуру. Оттепель 1960-х гг. была обозначена исторической речью Н.С. Хрущева на ХХ съезде партии, когда впервые официально был осужден Сталин и его деяния. Она открыла новую страницу для народов в их реальном освобождении от оков репрессий, физических и моральных. Но прошло уже более 50 лет как прозвучала эта речь. Надо отметить, что в свое время не было дано глубокого и всестороннего объективного анализа тяжелого наследия, оставшегося от этого времени. Но система подавления личности, система, положившая начало террору, вседозволенности и нарушению прав и свобод человека, пустила глубокие корни. Само по себе это пройти не может. Над этим надо работать вдумчиво, целенаправленно в образовании, в культуре. Об этом надо прямо и честно говорить с молодежью, а главное – надо памятью и правдой излечивать эту травму. Повсеместно мы сталкиваемся с отсутствием культуры, необходимого образования, а следовательно, и соответствующих профессиональных и этических качеств. В разных ситуациях жизни до сих пор живуч менторский, командно-административный стиль поведения, суть которого – унижение человеческого достоинства в любых организациях, будь то образование, здравоохранение, армия, соцслужбы и т.д. взамен эффективного управления организациями и разными проектами. И результаты такой деятельности очевидны и всем известны. Ежегодно затрачиваются огромные средства, честное и эффективное использование которых уже давно бы решило и даже искоренило многие проблемы общества, связанные с уязвимыми слоями населения, проблемами качественного и доступного образования, разного рода строительства… Индивидуальная, семейная память является основой для создания и сохранения социальной памяти народа. Знания, основанные на достоверных фактах и реальных событиях сталинских репрессий, необходимы для понимания нашей истории как формы самосознания общества, которому крайне необходимы реальные образцы стойкости человеческого духа, примеры научного, гражданского и человеческого подвига граждан. Меня как педагога всегда волновал вопрос: кто ответственен за те события и преступления? Может ли подобное страшное время повториться в истории? И что каждый человек на своем месте может и должен сделать для того, чтобы уберечь свою страну от повторения былого ужаса? И я все больше и больше убеждаюсь в том, что каждый из нас в ответе за то, что происходило, и за то, что будет происходить с нашей страной, с нашими людьми. Но как обучать этому? Как в юные души внести мысль о недопустимости любого насилия над человеческой жизнью – физического, нравственного, психологического? Думаю, убедительнее любых слов могут стать примеры жизни и судеб граждан, достойные подражания, свидетельства Карлага, свидетельства мужества в сохранении себя как личности. Но что пишут об этом наши учебники? Используем ли мы конкретные примеры нашей истории в школах, вузах, в учебниках социально-гуманитарного направления, в экспозициях для воспитания человечности и гражданственности у молодежи? Обсуждаем ли мы эти проблемы с молодежью на занятиях? Хочу привести такой пример: после проведения занятий по теме репрессий студенты стали искать документы, материалы, спрашивать своих родителей и дедов и впервые узнали о своей семейной истории репрессий. А если бы этого не случилось: как определить тот урон, моральную потерю для отдельного человека, для всего общества? Пример есть и в моей семье. Мой дед, сподвижник алашевцев Мухамедхан Сейткулов, был расстрелян в 1937 году в городе Семипалатинске. Ни одной фотографии его не сохранилось. Место захоронения неизвестно. Реабилитирован посмертно. До сих пор я не могу прийти и поклониться праху его. Как можно жить с таким чувством, с таким сознанием? Мухамедхан Сейткулов (1870–1937) был ярким представителем духовной элиты казахского народа рубежа XIX и XX веков. Он давал уроки ислама в мечети Тыныбай, а впоследствии служил имамом в мечети № 6, известной как мечеть Ахмета Ризы. Гостеприимный дом Сейткулова был всегда открыт для встреч и дискуссий о прошлом, настоящем и будущем народа. Дед поддерживал отношения с писателями и издателями того времени. Сейткулов слыл меценатом. Он был одним из немногих, кто финансировал журнал «Абай», выходивший под редакцией Ж.Аймауытова и М.Ауэзова, и газету «Сары-Арка». Он сделал много добрых дел, для того чтобы не оборвалась духовная связь времен. В 1937 году Мухамедхан Сейткулов был арестован и расстрелян органами НКВД. Отцу было уготовано пройти судьбой деда. Каюм Мухамедханов (05.01.1916–30.06.2004) – выдающийся ученый, основоположник научного абаеведения, текстолог, сподвижник М.Ауэзова, член Союза писателей СССР с 1940 года, основатель музея Абая в Семипалатинске (1940 г.), автор текста первого Государственного гимна Казахской ССР 1945 года (музыка М.Тулебаева), общественный деятель, писатель, поэт, драматург, переводчик, педагог. По значимости для своей страны сравним с такими великими людьми России, как Дмитрий Лихачев, Лев Гумилев и Сергей Михалков. Начиная с конца 1930-х гг. Каюм Мухамедханов работал над темой о литературной школе Абая под научным руководством М.О.Ауэзова. Молодой ученый по крупицам устанавливал все имена, биографии и все произведения учеников Абая. Он сам создал источниковедческую базу для создания нового в науке направления – школы учеников Абая. Будучи репрессированным в начале 1950-х, пережив все круги ада физических и моральных пыток НКВД и лагерей Карлага, Каюм Мухамедханов не отказался от школы учеников и последователей Абая в то время, когда единственной школой признавалась только школа марксизма-ленинизма. Под руководством Ауэзова Мухамедханов основал научное абаеведение. С 1940-х по 1990-е годы он сохранил оригинальное слово Абая методом текстологического анализа, написал научные комментарии ко всем стихотворениям и поэмам Абая, исправил ошибки и искажения абаевских текстов, имевших место во многих изданиях и продолжавшихся десятилетиями, нашел более тридцати ранее неизвестных стихотворений Абая и доказал их принадлежность великому мыслителю. Титанический труд, бесценный вклад в науку и культуру Казахстана! Кроме того, он – текстолог Бухар жырау, Кабанбай батыра, Богенбай батыра, Махамбета, Шакарима. И, конечно, всем известно гражданское мужество Мухамедханова в реабилитации имени и творчества Шакарима. Весома его заслуга в реабилитации творчества алашевской интеллигенции: Букейханова, Дулатова, Байтурсынова, Тынышпаева, Аймаутова: нахождение им ранее неизвестных работ алашевцев, написание научных комментариев, перевод с арабской графики на графику современного казахского языка, подготовка к печати. Каюм, вернувшись из Карлага, читал студентам лекции о Шакариме, об алашевцах, когда многие боялись произносить даже их имена. И все это на фоне беспрестанной борьбы за реабилитацию и своего имени, возвращения ученых степеней, трудового стажа, жилплощади. Достойные примеры жизни и борьбы репрессированных граждан за идеи и ценности независимости должны быть умело интегрированы в образование, они необходимы для избавления от последствий сталинского режима во имя прогресса и духовного возрождения общества. Одного дня, одного часа памяти явно недостаточно. Память – вещь, не терпящая временных ограничений. Это вечная ценность.
Дина МУХАМЕДХАН, профессор, директор общественного фонда «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова» | |
|