| Без ложной скромности | Дорогу осилит идущий. Эта мудрость веков весьма применима к тому, что пришлось преодолеть трем алматинским студентам – Бахтияру Садвокасову, Нуркену Дюйсембекову и Павлу Гребенникову, чтобы выбиться из серой массы студенчества и пойти не проторенной тропой, а через тернии к звездам.Идея о создании собственного бизнеса давно не давала ребятам спокойно спать по ночам. Призраки Рокфеллера и Билла Гейтса, начавших свое дело с юных лет, не отпускали. А сомнения и трудности создания бизнеса в Казахстане подтачивали уверенность. Однако благодаря их упорству в Алматы появилась новая городская достопримечательность – трамвай-кафе, которое вот уже месяц работает строго по графику и не сбивается с указанного маршрута. Каждый день, когда солнце скрывается где-то в Заилийском Алатау, окружающем Алматы, в центре города появляется… нет, не призрак, а трамвай-кафе. Курсирует кофейня по маршруту: от перекрестка улиц Шевченко–Кунаева до пересечения улиц Байтурсынова–Макатаева и обратно. Работает кафе с 20.30 и до 4 утра, шесть дней в неделю – со вторника по воскресенье. Всего за месяц работы кофейня обрела такую популярность и любовь среди горожан, что забронировать столик можно только за месяц вперед. Однако чтобы кофейня стала достоянием общественности, ее создателям пришлось пройти массу испытаний и столкнуться с серьезными проблемами, которые заставили студентов очень быстро повзрослеть и возмужать. Но все по порядку. – Однажды мы пришли к выводу, что пришло время что-то менять в себе, в людях, в городе. Долго нас мучило желание чем-то заняться, направить куда-то свою энергию. Додумались до открытия кофейни, но не обычной гламурной, а особенной уютной, в которой будет хорошо нам, нашему узкому кругу друзей. Перебирая все возможные варианты, нас вдруг осенило: трамвайчик-кофейня. Оказалось, что такие уже есть в Мельбурне и Сан-Франциско. И эти кофейни являются ни много, ни мало городскими достопримечательностями, – рассказывает один из создателей кафе на рельсах Бахтияр Садвокасов. Молодые люди были уверены, что между моментом принятия решения и открытием кофейни пройдет в худшем случае 3 месяца. Но на осуществление мечты им понадобился год. – Если бы тогда нам показали список всех проблем, с которыми мы в результате столкнулись, наверное, мы бы не взялись. Но мы двигались, как котята в темноте, на ощупь, решая проблемы по мере их поступления, – говорит партнер Нуркен Дюйсембеков. Первой весьма серьезной проблемой стало приобретение трамвая. За ним ребята отправились в Алматинское депо, где их встретили с явным непониманием. Следующие три месяца Бахтияр, Нуркен и Павел штурмовали городского депо. – Очень тяжело было получить разрешение на переоборудование и использование данного вида транспорта не по назначению. Все-таки трамвай – это вид городского муниципального транспорта. Мы на практике узнали, что к каждому должностному лицу нужно найти индивидуальный подход. И мы все же получили разрешение, – повествует Бахтияр. Однако проект предстояло еще защитить перед местными органами власти. То ли студенты оказались весьма обаятельными, то ли чиновники вспомнили себя в молодости, но проект был утвержден. В итоге ребятам достался в лизинг с последующим выкупом трамвай 1976 года выпуска, который колесил по рельсам Германии до 2004 года, а затем был выкуплен Алматинским депо. Потом он был успешно списан на металлолом и у нас. На капитальный ремонт трамвайной коробки было затрачено полгода. – Мы стали плохими студентами, – смеются молодые предприниматели, – но научились работать руками. Порядка 70 процентов работ в этом трамвае мы сделали своими руками, без помощи специалистов. Мы крепили потолки, ставили шумоизоляцию, проводили электрику, утепляли, крепили облицовку. Бывало и такое, что студенты сутки напролет проводили в трамвае, валились с ног от усталости, ночевали прямо на полу. Иногда позволяли себе роскошь отдохнуть. Однажды три недели подряд провели за кофе и игрой в шахматы. – Часто нас посещало ощущение, что мы уже близки к цели. Но вдруг возникала новая проблема, которая отбрасывала нас назад. Одна из самых серьезных проблем, с которой мы столкнулись – электричество. Трамвай – это 600 вольт постоянного тока. А нам нужно было переделать в 220 переменного. Мы сломали голову над этой проблемой. Не знали, с какой стороны подступиться, – восклицает Бахтияр. Еще одна немаловажная проблема – это деньги. Оказалось, что студенты смогли обойтись своими силами, без кредитов. Так, например, Бахтияр вкладывал в проект все деньги, которые должны были пойти на оплату обучения. Для этого взял академический отпуск. А третьему партнеру, Павлу Гребенникову, серьезную финансовую поддержку оказали родители. – Не могу сказать общую стоимость проекта, но он оказался гораздо дешевле, чем открытие обычного ресторана или кофейни, – отмечает Бахтияр. Студенты-предприниматели признаются, что в нашей стране очень тяжело начинать какой-то проект и слишком мало возможностей реализовать свою идею. – Массу полезной информации мы почерпнули из бизнес-литературы, изучали опыт известных в мире предпринимателей, которые, так же как и мы, начинали с нуля. Все шутили, что вот откроем кафе и сразу появятся красивые девушки, машины и много денег. Но пока, видимо, до этого не доросли. Сейчас люди засыпают нас сообщениями, звонками, места забронированы на две недели вперед. И каждый, кто к нам приходит, становится нашим другом, – смеется Нуркен. К слову сказать, в среде алматинской молодежи Бахтияр, Нуркен и Павел – не единственные, кому в голову пришла однажды такая идея. Так, Республиканская детская библиотека им. Бегалина не первый год пытается создать библиотеку на колесах из автобуса. Но безуспешно. Наши герои первые и пока единственные, кто смог сломать существующие стереотипы.
Алина БЕКИРОВА, Алматы | |
|