| Портреты заговорили | Накануне летнего сезона в Восточно-Казахстанском музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых открылась выставка новых поступлений из фондов музея.На ней сотрудники музея представили итоги собирательской работы последних лет. В экспозиции выставлено более 70 произведений. Безусловно, у каждого произведения изобразительного искусства – своя история. Только уточнение одного названия портрета, который, как было доказано впоследствии сотрудниками научного отдела музея, принадлежит кисти русского художника Николая Шлеина и датируется 1926 годом, привело к интересным сведениям из жизни старейшего в стране города. …На небольшом холсте изображен мужчина средних лет в халате врача. Темные волосы, зачесанные назад, аккуратная борода и усы окаймляют округлое лицо с высоким лбом. Умный, внимательный взгляд и пухлые губы выдают доброго, открытого человека. На взгляд обывателя – обычный портрет. Однако на холсте изображен известный в Семипалатинске врач Михаил Павлов. Портрет появился в музее в 2002 году. Друг и завсегдатай музея Надежда Павлова, внучка Михаила Павлова, подарила его музею. – В собрании музея хранится много портретов различных эпох, но история этого произведения ценна тем, что тесно связана с богатой трехсотлетней историей нашего города, – говорит заместитель директора музея по научно-исследовательской и выставочной работе Светлана Киляоглова. На работе справа внизу значится авторская подпись и год создания: «Н. Шлеин, 1926». По мнению Светланы Киляогловой, для музейщиков это настоящая удача. С волнением сотрудники научного отдела начали исследовательскую работу. – Так как в Семипалатинске не было художника по фамилии Шлеин, мы обратились к архивам семьи доктора. Благодаря документам, бережно хранящимся в архиве семьи Павловых, мы открыли удивительную подвижническую историю человека, связавшего свою жизнь с Казахстаном. В архивах мы нашли переписку с неким Шлеиным из Костромы и начали интенсивную работу по поиску Николая Шлеина через литературные источники и Глобальную сеть. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, чьей кисти принадлежит потрет нашего земляка. Думаю, так можно назвать Михаила Павлова – известного в прошлом врача, – говорит Светлана Рустемовна. Кстати, в Глобальной сети почти сразу музейщиками были найдены не только сведения о Николае Шлеине, но и несколько его работ. А сравнительный анализ работ и произведения музейного собрания показал, что знание анатомии и умение выявить характерные черты модели, особенности композиционного и пластического решения говорят о принадлежности портрета именно кисти русского художника Николая Шлеина. Это был талантливый художник, преемник традиций русской реалистической школы, чье имя незаслуженно забыто в потоке времени. Воспитанник Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Петербургской академии художеств, он учился у таких прославленных русских художников, как Прянишников, Поленов, Серов и Маковский. – О неординарности и живописном даре этого человека говорят некоторые факты его биографии. По окончании художественного училища в качестве программной работы он пишет картину «Неизвестный», которая была удостоена советом училища большой серебряной медали, а автор получил звание классного художника. На выставке к молодому живописцу подошел Левитан и, как сообщает в письме матери сам Шлеин, сказал, что «…ему очень приятно познакомиться со мной и вещь моя ему очень нравится», – рассказывает заместитель директора музея по научно-исследовательской и выставочной работе Светлана Киляоглова. А из архивных документов, сохранившихся у внучки знаменитого губернского доктора Павлова, Надежды Владимировны, стало известно, что врач из Семипалатинска действительно знал семью художника Шлеина, что подтверждают записи в его расчетной книжке Семипалатинского городского общественного банка Артамонова от 1918 года. – Видимо, за ненужностью эта книжка использовалась как записная. В подробном перечне писем обнаружено письмо 1948 года, отправленное сыном врача Шлеиным, и даже указывается костромской адрес художественного училища, основателем и педагогом которого был Николай Павлович Шлеин. К сожалению, содержание письма и интенсивность переписки между Шлеиными и Павловыми установить не удалось, но то, что их связь была многолетней – очевидно, так как портрет написан в 1926 году, – говорит Светлана Киляоглова. Как видите, не без оснований Светлана Рустемовна и сотрудники научного отдела музея, который она возглавляет, утверждают, что, будучи уроженцами Костромы, доктор Павлов и художник Шлеин знали друг друга, учились в одной гимназии или жили по соседству. Возможно, и в годы учебы Павлов и Шлеин встречались в Москве. Создание портрета, скорее всего, тоже состоялось в Костроме, куда доктор из Семипалатинска наезжал навестить родственников и друзей. Так сложилась судьба уроженца Костромы, известного врача Павлова, что вся его сознательная жизнь была связана с Казахстаном. Он родился в семье купцов первой гильдии. Материальное положение семьи и целеустремленность юноши позволили ему получить солидное по тем временам образование. Он окончил медицинский факультет Московского университета и был направлен на работу в Семипалатинск. Это был широко известный, уважаемый человек, врач-профессионал, бескорыстный и преданный своему делу. Второго такого не было во всей Семипалатинской губернии, а позже и во всей области. В 1904–1905 годах в качестве военного врача он принимал участие в Русско-японской войне. Из выписки «Адреса-календаря Семипалатинской области на 1910 год» музейщикам стало известно, что коллежский советник Михаил Павлов работал врачом 1-го участка города Семипалатинска. Михаил Владимирович около 50 лет вел прием больных сначала в больнице, а затем, после нескольких параличей, на дому. Дом Павловых на пересечении улиц Красноармейской и проспекта Комсомола знали многие. Сюда приходили горожане, ехали на верблюдах и лошадях из других городов и аулов. – Научному отделу музея еще предстоит много работы. Остается еще ряд вопросов, связанных с атрибуцией и историей создания портрета Павлова, связавшего навсегда двух выдающихся людей. Хронологически этот портрет является точкой в истории их встречи. Николай Шлеин – один из ведущих мастеров портрета своего времени. В свое время он получал заказы на исполнение портретов императорской семьи, а в советской России писал портреты Горького, Луначарского и Демьяна Бедного, – говорит Светлана Киляоглова. Безусловно, беспрецедентная собирательская и исследовательская работа музея не может не восхищать. Напомним, Восточно-Казахстанский музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых, основанный в 1985 году, хранит одно из самых значительных собраний художественных ценностей в Казахстане. Коллекция насчитывает более 3500 экспонатов, представляющих искусство дореволюционной России, западноевропейскую живопись и гравюру, искусство Казахстана и стран СНГ ХХ века.
Мира МУСТАФИНА,фото из архива музея, Алматы – Семей – Алматы | |
|