| Чужой среди своих | Легкая промышленность, являясь социальным сектором экономики, требует особенного внимания со стороны государства, поскольку позволяет решить проблемы в системообразующих областях.Между тем в Казахстане этот сектор экономики до сих пор находится в зачаточном состоянии и вынужден постоянно бороться за существование... на собственном рынке. Конкуренцию составляют дешевые и низкопробные товары из Киргизии и Китая. Продукция, созданная на отечественных предприятиях, отличается высоким уровнем качества, произведена по новейшим технологиям в соответствии с международными стандартами. Но для казахстанского потребителя определяющим фактором является цена продукта. В связи с этим отечественным производителям проще освоить внешние рынки, чем бороться за признание и поддержку на внутреннем. К слову сказать, казахстанский товар пользуется популярностью за границей.
Принятая в стране Программа развития легкой промышленности РК на 2010–2014 годы провозгласила легкую промышленность любой страны как важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики. Однако на сегодняшний день отечественная легкая промышленность по-прежнему борется за выживание и ищет поддержки на зарубежных рынках, но не на внутреннем, казахстанском. Особенное положение легкой промышленности в экономике любой страны объясняется следующими факторами: во-первых, в данной индустрии, как правило, сконцентрировано самое большое количество рабочих мест, легкая промышленность является единственным выходом снизить безработицу в регионах, во-вторых, легкая промышленность занимает второе место по уровню потребления продукции после продовольственных товаров, в-третьих, она отличается мобильностью в части расширения ассортимента выпускаемой продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка продукции или изменения линии производства, а потому данный сектор наиболее удобен для внедрения инноваций. Принятая два года назад программа была призвана решить все проблемы отрасли, которая фактически перестала существовать. Так, по некоторым данным, если в 2000 году объем производства отрасли в ВВП составлял 2,3 процента, то в конце 2010 года этот показатель снизился до 0,5 процента. Проблем в казахстанской легкой индустрии скопилось много. Абсолютное большинство предприятий относится к категории малого и среднего бизнеса, которому труднодоступны дорогие кредитные ресурсы. Износ оборудования составил фактически 100 процентов. Остро стоит кадровый вопрос. Дефицит специалистов ощущается на всех уровнях. Отечественная продукция не может конкурировать с импортируемой из Китая и Киргизии, поскольку уступает в вопросах цены. Стимул для развития легкой промышленности появился с запуском «Дорожной карты бизнеса – 2020», благодаря которой предприятиям стали доступны кредиты по низкой процентной ставке. Это позволило казахстанским предприятиям заняться модернизацией производства и улучшением качества производимой продукции. Творческий энтузиазм и годами сдерживаемая фантазия художника довершили начатое дело: отечественные производители очень быстро смогли выйти на уровень европейских стандартов. – Мы представляем продукцию хорошего уровня. Мы используем в производстве натуральное сырье типа хлопка и шерсти, натуральные виды тканей, дышащие и умные ткани, что сегодня является нашим конкурентным преимуществом на внешних рынках, – сообщила Любовь Худова, президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана, в ходе прошедшей в Алматы встречи казахстанских предпринимателей и их коллег из стран Европейского союза. Главной темой встречи стало обсуждение перспектив сотрудничества компаний Европейского союза и казахстанских производителей. В диалоге приняли участие такие ассоциации, как Эллинская ассоциация швейной промышленности, Международная федерация одежды, Палата коммерции и индустрии Болгарии, Ассоциация легкой промышленности РК, Палата коммерции и индустрии Узбекистана, Текстильный союз Кыргызстана. Как оказалось, казахстанские предприятия установили довольно тесное сотрудничество с компаниями ближнего и дальнего зарубежья. – Наша задача – войти в торговые сети мировых брендов. В прошлом году был обучающий тур в Нидерланды, Грецию и Болгарию. Осенью нам предстоит поездка в Португалию, где наши компании будут представлять свою продукцию для того, чтобы заинтересовать потенциальных европейских партнеров. Наши предприятия экспортируют в Россию, Украину, страны Европы. И хочу отметить, что наша продукция на этих рынках востребована, – рассказала Любовь Худова. – У иностранных партнеров есть намерение размещать заказы на наших производственных базах. Мы же со своей стороны имеем ресурсы для увеличения мощностей производства. Это доказывает рост экспортного потенциала отечественной легкой промышленности и конкурентоспособность наших производителей на внешних рынках. По информации Л. Худовой, в Казахстане существует растущее производство хлопка, шерсти, шкур. Также существуют швейные, трикотажные, обувные компании, способные производить различную продукцию как для внутреннего, так и для внешнего рынка. Наши предприятия прошли полную модернизацию своих производственных баз, внедряют новые технологии. Однако казахстанская продукция фактически не представлена на отечественном рынке. Им выгодней экспортировать продукцию, чем поставлять ее на внутренний рынок. – Трудно сегодня компаниям выживать на внутреннем рынке, потому что неравные экономические условия созданы для казахстанских товаропроизводителей, – подчеркнула глава Ассоциации предприятий легкой промышленности РК. – Большие объемы продукции из Китая и Кыргызстана завозятся на наш рынок в недекларированном и несертифицированном виде и реализуется по бросовым ценам. В связи с этим мы не представляем интереса для казахстанского среднестатистического потребителя. Одновременно с этим государство требует от казахстанских производителей декларирования и сертифицирования своей продукции, внедрения международных стандартов производства. Ведь на каждое наименование требуется отдельный сертификат качества и соответствия. А это все требует серьезных финансовых вложений. И это существенно тормозит развитие легкой промышленности в Казахстане. Потому казахстанские предприятия легкой промышленности расценивают и позиционируют себя как поставщиков товаров на уровне европейских компаний, т.е. для более высокого класса потребителей, а не для широких масс. По этим же причинам казахстанские предприятия не могут расширять свое производство. В этом нет смысла. – Наши швейные предприятия работают всего в одну смену и используют лишь 30 процентов своих мощностей. Так будет до тех пор, пока наш рынок будет заполнен дешевой и некачественной продукцией. Мы готовы конкурировать. Но не с такой продукцией, у которой единственная сильная характеристика – это низкая цена. И она затмевает высокое качество нашего товара, – отметила Любовь Худова. На самом деле некачественные товары легкой промышленности – это огромная проблема для нашего рынка. Например, никогда раньше не допускалось использование детского белья и одежды, в состав которых входит синтетика. Но сейчас на нашем рынке достаточно трудно найти товар из натуральных тканей без синтетики. При этом в стране не ведется пропаганда, что дешевая продукция небезопасна для здоровья. Хотя этот аспект очень важен.
Алина БЕКИРОВА, Алматы
| |
|