Итак, немного географии, чтобы иметь представление, где мы находимся. Социалистическая Республика Вьетнам – государство в Юго-Восточной Азии, растянувшееся в струнку на всем протяжении восточной стороны полуострова Индокитай. На западе граничит с Лаосом и Камбоджей, на севере – с Китаем. С востока омывается Южно-Китайским морем. Но, как рассказал нам наш вьетнамский гид Муэн Минь Донг, в их стране не признают подобное название. Поэтому просто называют это Тихим океаном.
Вьетнам – страна очень густонаселенная, несмотря на свои скромные размеры – 331 210 квадратных километров. Здесь проживает более 90 миллионов человек. В списке стран по численности населения страна стоит на 14-м месте. А плотность населения составляет 273 человека на кв. км. Для сравнения: территория нашей страны – 2 724 902 кв. км, население – почти 17 миллионов человек, а плотность – чуть более 6 человек на кв. км. Во Вьетнаме официально семьям разрешено иметь только двоих детей. Если рождается больше – то родителей облагают налогом.
Само же слово «Вьетнам» происходит от двух составляющих – «вьеты» (наименование нации) и «нам» (юг). Вьеты – это народность, которая изначально является коренным населением этой территории. Государственный язык – вьетнамский. Но население в городах и провинциях, где бывают туристы, может изъясняться на английском, французском и даже русском языках.
Это страна с богатой и достаточно трагичной историей. На протяжении многих лет вьетнамцы все время воевали. В XIX веке к ним вторглись французы, образовав тут свою колонию и оказав огромное влияние на экономику, культуру и даже письменность. После их прихода вьетнамцы изменили свой традиционный иероглифический алфавит на латиницу. В начале ХХ века началась освободительная война. Затем восстание сопротивления, война с японцами, вторжение американцев, о котором большинство уже наслышаны, так как союзниками в этих сражениях у Вьетнама был СССР. Потом война с Китаем. В итоге мир тут установился где-то только к 1980 году.
Сейчас в стране активно развивают туризм. Именно из-за того, что эта страна была многие годы закрыта для посещений, здесь сохранилась нетронутая природа. Что еще привлекает сюда путешественников, это пляжи, круглогодичное лето на юге, культура, архитектура и, конечно же, вьетнамская кухня, богатая морепродуктами и экзотическими фруктами.
Валюта Вьетнама – донги. Поменять деньги тут можно в любом отеле или отделениях банка – курс везде примерно одинаковый. И хотя практически везде тут принимают американские доллары, в местной валюте расплачиваться предпочтительнее и выгоднее. Минимальная купюра в донгах – 1000. Последний раз деноминация в стране происходила еще в 1986 году. 1 доллар США стоит тут примерно 20 тысяч донгов. Вот и считайте, что поменяв даже 50 долларов, вы моментально становитесь вьетнамским миллионером. Интересны тут и сами купюры. Из-за того, что от влажности бумага быстро приходит в негодность, из нее делают только малоходовые купюры в 1000, 2000 и 5000 донгов. Купюры номиналом повыше изготавливают из полимеров, которые не боятся воды.
В стране есть два крупнейших города: столица – Ханой и экономический центр страны Хошимин, куда мы и прибыли. Этот город изначально назывался Сайгон, по названию реки, на которой он стоит. А позже был переименован по имени первого президента независимого Вьетнама, портреты которого висят по всей стране. И хотя переименование произошло уже не один десяток лет назад, местные до сих пор называют свой город Сайгоном.
На 1 апреля 2010 года население Хошимина составляло 8 миллионов жителей. Это те люди, которые постоянно проживают в городе. Еще около 4 миллионов человек постоянно приезжают в город на работу из окрестных районов и других городов страны.
Хошимин – это 24 густонаселенных административных района. Главный вид транспорта города – мопеды. Утром, в обед и вечером эти юркие транспортные средства просто заполоняют улицы. Нам, людям, не привыкшим к такому движению, со стороны кажется, что все происходит в хаотичном беспорядке, без каких-либо правил. Мопедисты безбоязненно приближаются к немногочисленным автомобилям, обгоняют, огибают их, едут им наперерез. Все это похоже на движение гигантского муравейника, особенно в часы пик. Но вокруг не слышно ни сигналов, ни криков. За неделю нашего пребывания в стране мы увидели лишь одну аварию. Зато сколько раз в нашем автобусе проносился возглас ужаса и удивления, когда очередной мопед, как нам казалось, слишком близко приближался к нам или ехал нам наперерез, и казалось, что столкновение неизбежно. Но все обходилось. Популярная во Вьетнаме пословица гласит: «Если ты уступишь кому-нибудь дорогу, тебе самому будет легче по ней идти». Этому нам надо бы у них поучиться… И все же для нас так и осталось загадкой, как миллионы людей двигаются в этом хаосе с таким спокойствием.
Абсолютно все первые этажи зданий в центре Хошимина заняты под магазины и лавочки, кафе и салоны красоты. Используется каждый квадратный сантиметр пригодной площади под торговлю: Азия есть Азия. Причем салон автомобилей класса люкс может соседствовать с двух сторон с маленькой лапшичной и магазином дешевой обуви, а лавочка торгового оборудования – с магазином одежды или косметики с мировым именем.
Вот уж точно, Сайгон – город контрастов. Здесь можно найти все что угодно: роскошные отели или ультрабюджетные пансионы, классические рестораны или закуски из уличных киосков, дизайнерские бутики или шумные рынки.
Первое место, которое мы посетили в Хошимине, это Дворец независимости или воссоединения. Это бывшая резиденция правителей Южного Вьетнама в те времена, когда столица еще располагалась в Сайгоне. Дворец построили в городе в конце XIX века еще французские колонизаторы. Несмотря на то что в 1963 году он был значительно поврежден в результате бомбежек, уже спустя три года его полностью восстановили. Затем, до 1975 года, дворец был местом жительства президентов проамериканского правительства, и после освобождения Южного Вьетнама стал называться Дворцом воссоединения. По словам нашего гида Муэн Минь Донга, несмотря на то что здесь сейчас располагается музей, некоторые залы дворца до сих пор используются для заседаний верхушки коммунистической партии Вьетнама. Надо сказать, лидеры этой страны мало в чем себе отказывали, как, впрочем, и везде. Комнаты для приемов и заседаний богато обставлены и отделаны. Внутри дворца, а также вокруг него разбиты сады. Под землей, на трех нижних уровнях дворца, располагается президентский бункер – вот уж образец аскетизма по сравнению с верхними этажами. Длинный коридор с ответвлениями под штабы, комнаты связи, электроснабжение, тут же места для отдыха и сна, все без дверей. Ну и, конечно, какие же правители без автомобилей. В гараже дворца до сих пор на радость туристам сохранили белоснежный президентский «Мерседес».
Еще одна достопримечательность Хошимина – это католический собор Нотр-Дам-де-Сайгон на Парижской площади, построенный французами по точному образу и подобию своего собрата в Европе. Первоначально на этом месте было решено построить деревянный собор. Различными архитекторами было предложено много вариантов зданий. Но из них ни один не был выбран. И французы приняли решение построить в Юго-Восточной Азии точную копию Нотр-Дам-де-Пари.
– Всех рабочих, все материалы привезли из Франции, а именно из Марселя, – поведал нам Муэн Минь Донг. – Этот Нотр-Дам построили в 1880 году. Изначально высота его башен составляла 37 метров, а позже их достроили до 57 метров.
Напротив собора стоит еще один действующий архитектурный памятник времен французских колонистов – главпочтамт Хошимина, построенный в 1891 году.
Сайгон знаменит не только своей архитектурой, но и своими рынками, где можно купить все, начиная от традиционных сувениров, одежды и обуви до экзотических фруктов, морепродуктов и кофе. Это рай для любителей поторговаться. Ведь при умелом торге цену можно снизить даже наполовину. В городе также есть огромный зоопарк и парк аттракционов, различные музеи и открытые для посещений мастерские традиционных ремесленников. Но если хочется острых ощущений, то вам прямая дорога в Ку Чи.
Ку Чи – это один из 24 районов Хошимина на северо-западе от центра города. Именно здесь находится уникальный исторический памятник – партизанские подземные туннели. Их вырыли местные жители еще во времена освободительной войны с французами. Это более 200 километров подземных многоуровневых туннелей, расположенных от 3 до 15 метров под землей.
– Первые, самые неглубокие уровни туннелей были выкопаны местными жителями для того, чтобы хранить продукты питания, вооружение и боеприпасы для борьбы с французами примерно в 1946–1948 годах, – рассказывает наш гид Донг.
По его словам, поначалу каждая семья в отдельности строила себе подобные убежища. И лишь позже их объединили в единую сеть, которая стала легендарной в 1960-х годах во время войны с Америкой благодаря своей роли в обеспечении контроля вьетконга (сокращенно от «вьетнам конг шан» – вьетнамский коммунист) за большим сельским районом, находящимся всего лишь в 30–40 километрах от Сайгона. В период своего расцвета туннельная система простиралась от столицы Южного Вьетнама до камбоджийской границы. Эта сеть, находящаяся на нескольких уровнях глубины, включает бесчисленные тайные входы, специально построенные жилые помещения, склады, оружейные мастерские, полевые госпитали, центры управления и пункты питания.
Сейчас Ку Чи – туристическая достопримечательность Хошимина. Каждый день тут бывают до полутора тысяч туристов. А несколько десятков лет назад тут шли ожесточенные бои с американцами.
Система тоннелей доставляла множество хлопот американским войскам во время войны и сильно раздражала генералов-захватчиков. Карательные операции оказывались безуспешными, выкурить вьетконговцев из туннеля при помощи газа тоже не удавалось – хитрая система ходов и воздуховодов была оборудована так, что далеко газ просто не проникал. Единственной проблемой для партизан были «туннельные крысы» — специально обученные низкорослые и худощавые военные, так как «стандартный» пехотинец не мог протиснуться в туннель. Не мудрено, ведь даже расширенные специально для туристов ходы не превышают 90 сантиметров в высоту и 60 в ширину.
По территории Ку Чи нас провожал местный гид, и, пока мы рассматривали окрестности, он разгреб листву под деревом, где оказался потайной вход в туннель, прикрытый сверху деревянной крышкой. Открыв ее, он ловко прыгнул в маленький лаз, вновь накидал на крышку листьев, поднял ее над головой, прикрыл вход и исчез… Если бы это не случилось на наших глазах, мы бы никогда не подумали, что тут может быть вход в туннели. В длину отверстие не превышало 40 сантиметров, в ширину – 30. Протиснуться туда может только очень маленький человек. Многие туристы с удовольствием пробуют это проделать «на себе».
В разное время в тоннелях Ку Чи находилось до 16 тысяч вьетконговцев. Их активно поддерживало местное население. Здесь же, на территории музея, представлены многие смертельные ловушки, которые расставляли вьетконговцы для своих врагов. А также на манекенах показан быт партизан, которые буквально «разделывали» американские бомбы, изготавливая из металла крюки для тех же ловушек, а из использованных автомобильных покрышек шили обувь, хоть и не отличавшуюся легкостью и изяществом, но все же пригодную для носки. И сейчас в такие резиновые сандалии одеты все служащие Ку Чи, их предлагают купить и туристам.
Особую атмосферу в районе туннелей создают выстрелы. Сначала мы думали, что это просто звуковой эффект, потом выяснилось, что на территории парка есть тир, где за небольшую плату можно пострелять из нескольких видов оружия, как американского, так и советского.
Прямо рядом с тиром, больше похожим на полномасштабный полигон для стрельб, есть сувенирная лавка, где, кроме всего прочего, продают изделия из использованных гильз. Как мы заметили, машинки, самолетики, брелоки и зажигалки из них пользуются популярностью у туристов. Но брать их все же мы не советуем. Из собственного опыта: в аэропорту Вьетнама на обратной дороге у нас все эти вещицы просто изъяли. Причем как из ручной клади, так и из багажа.
Но, конечно, не только и не столько Хошимин привлекает туристов в эту страну. Путешественников манят морские пляжи, протяженность которых составляет около 1700 километров, с многочисленными отелями, выстроенными вдоль береговой линии. Понимая, что все их объехать просто невозможно, мы побывали на одном из самых популярных курортов Вьетнама – Фантьете.
200 километров пути (4–5 часов) и мы у моря! Здесь круглый год лето. С марта по август здесь стоит тихая безветренная погода, море становится прозрачным и теплым. С сентября температура воздуха понижается до 27 градусов выше нуля, поднимается сильный устойчивый ветер, что привлекает в эти места огромное количество серферов и катеров. Здесь же, на побережье, есть обучающие этим видам спорта школы и фирмы по прокату необходимого оборудования.
Здесь есть все условия для тихого семейного отдыха. Многочисленные отели обычно стоят на первой береговой линии, а через дорогу от них – многочисленные кафе, рестораны, магазины, спа-салоны, туристические фирмы, которые предлагают многочисленные экскурсии для тех, кто устал просто нежиться на пляже или около бассейна.
Одна из достопримечательностей Фантьета – это чамские башни, построенные примерно в VII веке н.э. Это культурный памятник индуистской религии народности чамов, которые издавна проживали на этих территориях. Архитектурный ансамбль включает в себя три башни, вернее, индуистских храма, которые до наших дней сохранили тайну кладки на внутренних стенах, толщина которых составляет 1 метр! Ученые до сих пор гадают, как же именно были возведены эти башни. Храмы священной коровы, солнца и принцессы Пошану действуют до сих пор. В них приходят молиться представители теперь уже малочисленной народности чамов. Причем делают они это здесь исключительно лежа. Интересен алтарь в самом большом храме (храм чамской принцессы Пошану), изображающий два человеческих начала – мужское и женское. Сама принцесса, дочь одного из чамских королей, стала столь популярна у народа из-за своей благотворительной деятельности. Подняться к этим башням стоит даже только из-за чудесного вида, который открывается отсюда на побережье.
Фантьет – город рыбаков. А какой же рыбак без божества! Здесь таким объектом поклонения стали киты, которым даже воздвигли свой храм. Как рассказал нам Донг, для местных рыбаков кит всегда был животным священным. Вообще-то в южных морях киты не обитают. Но периодически на эти берега выбрасывало их мертвые туши. В 1758 году на берег выбросило тело гигантского млекопитающего 22 метров длиной и весом 65 тонн. Этот кит был сначала похоронен с почестями, а потом, в 1762 году, его скелет установили на постамент, а вокруг построили храм. С тех пор здесь в специальном реликвариуме хранятся кости всех выброшенных на берег в этих местах китов. А моряки перед выходом в море приходят поклониться земному воплощению кита, чтобы им благоприятствовала погода и была удачной рыбная ловля.
Кстати, наисвежайшие морепродукты здесь представлены во всем разнообразии. Прямо возле многочисленных ресторанов и кафе их можно приобрести по очень доступным ценам, а местные повара их тут же вам приготовят.
Еще одна местная достопримечательность – это разноцветные дюны. Розовые и белые, названные так по цвету песка. Зрелище это незабываемое по красоте. Поднявшись на возвышенности, можно увидеть великолепную панораму бухты. А местные жители предлагают туристам скатиться с дюн, как со снежных горок, на кусках пластика. Едут сюда путешественники и для того, чтобы посетить живописное озеро Транк, на поверхности которого круглый год цветут розовые лотосы.
В общем, во Вьетнаме везде есть на что посмотреть. За необычными впечатлениями сюда приезжают туристы со всех концов света. Для казахстанцев же Вьетнам пока остается страной экзотической. И дело тут совсем не в цене на местные отели, они как раз таки очень доступны. Все упирается в стоимость перелета. На сегодняшний день из нашей страны нет прямых рейсов до Хошимина или Ханоя. Но уже в конце года эта проблема будет решена.
По словам регионального директора «Эйр Астаны» по Дальнему Востоку и Австралии Данвантри Гунетиллеке, уже в конце этого года будет открыт регулярный рейс из Алматы в Хошимин через Бангкок. А через какое-то время компания откроет и прямой беспосадочный рейс в самый крупный город Вьетнама.
– В конце декабря – начале января «Эйр Астана» планирует открыть новый рейс между Казахстаном и Вьетнамом, – рассказал он. – Мы будем летать в город Хошимин два раза в неделю на комфортабельном самолете «Боинг-757». Рейсы будут осуществляться в четверг и субботу. В первое время мы будем летать через Бангкок. Пассажиры будут вылетать ночью из Алматы, рано утром прилетать в Бангкок, а к обеду – в Хошимин. Примерно через год рейсы во Вьетнам уже будут прямые.
Как обещает национальный авиаперевозчик, цены на билеты будут от 500 долларов США на полет в оба конца.
Местные туроператоры уже готовы к встрече гостей из Казахстана. Эта маленькая, но очень гостеприимная страна готова предложить уже избалованным отдыхом в Турции и Таиланде туристам пополнить копилку своих впечатлений.
– Уже сейчас страну посещает достаточное число туристов из России и Центральной Азии, в том числе и из Казахстана, – рассказала Тонг Тхи Тхань Ле, представитель компании «СайгонТурист». – Мы работаем с несколькими туроператорами в Алматы. Несколько лет назад к нам из Казахстана приезжало очень много туристов. Потом поток немного уменьшился. Мы считаем, это произошло из-за неудобных перелетов. Ведь до сих пор не было открыто прямых рейсов из Алматы в Хошимин или Ханой. Но я надеюсь, что с открытием прямых перелетов из Казахстана число туристов из вашей страны увеличится намного.
Тонг Тхи Тхань Ле отметила также, что туристы из Казахстана и России – категория особенная. Они очень интересуются историей разных стран, посещают много музеев, памятников архитектуры.
Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, Алматы – Хошимин – Алматы |