| Непобедимый Казахстан – Казахстан сплоченный… | Последние операции по выявлению и уничтожению боевиков- экстремистов наглядно свидетельствуют, что только силовые методы в борьбе с религиозным экстремизмом малоэффективны, если они не будут подкрепляться идеологической составляющей.В борьбе против религиозно-радикальной идеологии государству требуется собственная притягательная и внятная государственная идеология. Наш собеседник – директор казахстанского Института национальных исследований Бурихан Нурмухамедов.
ЛИТЕР-Неделя: Бурихан Жолбарысулы, пожалуй, самая обсуждаемая новость в последнее время – это смена премьер-министра. Приход Серика Ахметова. Что вы ожидаете от следующего премьера? Есть какое-то представление о нем? Б.Н.: В первую очередь, конечно, хочется поздравить Серика Ахметова с назначением. Чего я от него жду? Во-первых, я с удовольствием отмечаю, что перемены уже начались. Я сторонник того, чтобы правительство постоянно обновлялось, дабы не терять динамичность движения. Чем сильнее движение замедляется, тем больше рождается в обществе негативных тенденций. Думаю, у Серика Ахметова свое видение того пути, по которому мы пойдем. Есть и блок, который будет озвучен и уже озвучен самим президентом в предыдущих его посланиях народу и программах. Думаю, что все эти направления он сможет взять за основу своей деятельности. Будучи первым вице-премьером, Ахметов поднял тему эффективности использования земельных ресурсов, вопросы, касающиеся структуры обеспечения водой. Это очень важное направление, которому государству необходимо уделить особое внимание. На следующий год правительство внесет новый уточненный бюджет. И как он будет освоен, здесь тоже многое будет зависеть от Серика Ахметова. Также следует исходить из того, что у нас все-таки президентская форма правления. И в рамках этой системы премьер в большей степени выступает как управленец или главный менеджер. И в меньшей степени – как политическая фигура. Хотя каждый премьер вносит всегда свой вклад, свой почерк в вопросы политики. ЛИТЕР-Неделя: И здесь ребром встает вопрос идеологии. У любого государства должна быть своя идеология. Б.Н.: Вопрос идеологии всегда очень важен. Он придает осмысленность существованию и движению всей страны. Но пока неизвестно, какая идеология наиболее необходима и соответствует нам и нашему обществу. Главенствующая в стране идеология, на мой взгляд, и ее лозунги должны звучать так: «Как нам обустроить Казахстан?». В обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях, в сфере идеологии, духовности существует очень большой ряд проблем, требующих немедленного разрешения. И многие из этих проблем можно было бы решить в рамках идеи совместного обустройства Казахстана. Когда все почувствуют ответственность в вопросах развития Казахстана, ощутят свою сплоченность, тогда и появится определенная идеология. ЛИТЕР-Неделя: Я спрашиваю об идеологии не случайно. Экономический блок у нас всегда был впереди, на первом месте. Но сегодня мы видим, что появляются экстремистские группировки, ставящие во главу угла определенную идеологию. Религиозную. Им противостоят национал-патриоты со своей идеологией и своей системой ценностей. А государство, на мой взгляд, оказалось в идеологическом плане разоруженным. Поэтому этот вопрос тоже будет выходить на первый план. Политика у нас должна быть на первом месте. Нет подобного ощущения? Б.Н.: Политика у нас в стране всегда шла наравне с экономикой. Я к ним отношусь как к очень тесным, связанным между собой сферам. Вопрос идеологии очень принципиальный в этом отношении. Другой вопрос в том, почему у нас есть некий разрыв. Он связан с тем, что существуют объективные тренды в социально-экономическом развитии, может быть, даже диктуемые глобальными тенденциями. Это в первую очередь касается социально-экономической сферы. В идеологической, духовной сфере данные вопросы не проработаны. Из-за этого и происходит разрыв. ЛИТЕР-Неделя: Мы задаемся вопросом: «Как нам обустроить Казахстан?» Какую модель мы тем самым подразумеваем? Есть западная модель – светская, есть мусульманская. Какой формат нам выбрать? Б.Н.: Я больше всего ориентируюсь на турецкую модель. Ибо она нам ближе всего по духу, по крови. Безусловно, наше государство должно быть светским. Должны быть современная цивилизация, современные достижения с развитием инноваций и технологий. Вместе с тем должна быть привязка к местным особенностям менталитета в плане обеспечения связки между традициями и инновациями. Мы не можем забывать того, что социум в провинции достаточно традиционен. Социум скорее опирается на исторический опыт, на традиции и обычаи, чем на какие-то глобальные изменения. Поэтому, я думаю, соединение этих двух ветвей – традиций и инноваций – верный путь решения проблемы формирования государственной идеологии. ЛИТЕР-Неделя: Когда мы говорим: «турецкая модель», не подразумевает ли это в равной степени японскую, малайзийскую и южнокорейскую модель развития? Они схожи между собой. Фундаментом выступают традиции. Но в то же время большой упор сделан на развитие в светском и инновационном плане. Этот путь уже пройден, и неплохо бы было перенять данный опыт. Б.Н.: Здесь возникает другой, довольно-таки принципиальный вопрос… На какую форму этики мы опираемся? В Казахстане очень серьезные проблемы в вопросе этики. Если взять японскую или корейскую модель, то становится понятно, какая у них этика. Непроработанность вопросов этики, будь-то государственная или морально-нравственная, является основой разрыва и попадания социума в некую ловушку или яму, из которой очень сложно выбраться. Какую этику мы могли бы взять в качестве основы? На что опираться? Этика – стержень всякой идеологии. Она дает установки на поведение общества. Есть ли у нас, к примеру, опыт религиозной этики, которая была бы внедрена глубоко в наше сознание? Нет. Когда-то у нас была некая этика, связанная с построением коммунизма. В 60-х годах даже был принят кодекс строителей коммунизма. Это была тоже своего рода идеология, построенная на некой коммунистической этике. Сейчас она уже разрушена и не подходит нам. Какова этика предпринимательского, торгового, рыночного слоя? Является ли она всеобъемлющей, способной повлиять на все общество? Я думаю, нет. Не имея основ религиозной, коммунистической или любой другой этики, мы находимся в некоей ловушке. Без выработки вопросов этики, без фундамента всякая идеология будет обречена на неудачу. Только когда у нас будет отработан вопрос религиозной этики, мы сможем выстроить свою религиозную составляющую государственной идеологии. ЛИТЕР-Неделя: Сегодня существует огромное множество всяких религиозных течений. У них своя идеология, свои цели борьбы. Не вступим ли мы с ними в жесткую конфронтацию в момент проработки своей религиозной этики? Б.Н.: В момент, когда мы проработаем свою этику и придем к определенной идеологии, мы вступим в конфронтацию не только c ними. Когда мы проработаем вопросы этики с точки зрения религиозных основ, но с учетом цивилизованности и светскости, противники у нас появятся со всех сторон. Если в Китае и Америке есть трудовая этика, то у нас она совершенно не наблюдается. Общество не настроено на трудовую деятельность. Давайте возьмем, к примеру, такую проблему, как коррупция в системе управления. И с изменением морально-нравственной, трудовой этики мы рискуем вступить в конфронтацию и с такими вот коррупционными элементами.
Беседовал Серик МАЛЕЕВ, Алматы | |
|