| Вместо тысячи слов | Показ короткометражных фильмов для выпускников Академии искусств им. Т. Жургенова стал вдвойне важным событием. Во-первых, ребята представили свои дипломные работы – «Сельский доктор», «Коке» и «Столкновение». Во-вторых, начинающие режиссеры посредством кино показали свое личное отношение к социальным проблемам и кризисам современного общества.– Наше кино не может быть несоциальным, – считает модератор прошедшего в Алматы форума Алишер Тастенов. – Оно обязательно должно отражать какие-то трудности, общественные проблемы. А короткометражки сегодня – это лучшее портфолио для начинающего режиссера. Но, кроме того, «короткий метр» – это очень современный жанр, несмотря на то, что именно с него начинался кинематограф. Сегодня это фильм, позволяющий лаконично заявить о себе, не требующий больших вложений, с глубоким смыслом. Фильмы были представлены в жанрах комедии, мелодрамы и драмы. «Сельский доктор» – комедия режиссера, актера и поэта Антона Митнева. В родное село возвращается парень, выпускник медицинского института, зубной врач. Его очень тепло и радостно встречают всем селом, хвалят за дипломы, но почему-то, когда он открывает свою «стоматологию», к нему никто не идет! Все предпочитают по старинке зайти к полуграмотному соседу и за пакет с подарками подлечить зубы. Но все меняется, когда у самого агашки разболелся зуб! Никто, кроме юного Мухита, не сможет спасти сельского эскулапа. Он мастерски справляется с задачей и снова оказывается в центре внимания аула. Фильм снят очень колоритно: ярко отражена сельская действительность, чувствуется национальный менталитет – отзывчивость, дружелюбие, общительность. Сюжет наверняка найдет отклик у любого молодого человека: героя не принимают без протекции (мать Мухита просила сельского доктора выделить ему каморку), он никому не нужен как специалист, врач работает за мешок с едой, а само общество подвержено стереотипам и страшится нового! Жители села боятся стоматологических инструментов, которых в глаза не видели, их удивляет то, с какой тщательностью главный герой подходит к гигиене и эстетике помещения. О многом говорит отсутствие самостоятельных реплик у главного героя. И помочь здесь может не самореклама, не акции, а лишь радикальные методы, шоковая терапия. Именно такой «терапией» стало избавление сельского доктора от мучений. Остается надеяться, что этот «подвиг» принес Мухиту свой поток клиентов. По словам Антона, для того чтобы помочь актерам добиться реалистичности, он нагружал их физической работой. Это помогло не только вжиться в роль, но и наладить отношения с жителями села, и очень скоро «городские» уже ничем не отличались от «сельских». – По прошествии полугода я вижу недочеты фильма. С тем, что было у меня в воображении, результат расходится процентов на тридцать, – рассказывает Антон. – Конечно, это нормально, ведь кабинетный сценарий и то, что происходит на площадке, – совершенно разные вещи. Какие-то сцены были придуманы прямо там, сходу. Переснимать, конечно, приходилось… Но это дает особый эффект – ты видишь сцену со стороны, есть возможность понять, что сделано не так. Нельзя не отметить музыкальное сопровождение фильма. Музыка настраивает зрителя на легкость, ожидание чего-то комичного, но вместе с тем важного. Музыка была придумана первой, еще до начала съемок, и она постоянно играла на съемочной площадке, задавая определенный ритм актерам и фильму. И действительно, фильм получился очень ритмичным, выдержанным в одном стиле. Драма «К˜ке» молодого режиссера Айнур Исмаиловой с первых секунд поражает недетским, серьезным взглядом. Мальчик потерял отца, и эта потеря слишком трудна для него – рушится его привычный мир, он огрызается на родных и знакомых, прячется в курятнике… Машинально вытащив теплое, свежее яйцо из-под курицы, мальчик через некоторое время пытается его вернуть обратно, чтобы курица высидела цыпленка, но курица уже не садится в гнездо. Эти попытки все исправить вызывают ощущение невозвратности… Фильм снят на казахском языке, но понятен и без слов – траурные белые ткани; бегают женщины, готовят поминальные блюда, отгоняют соседских мальчишек; мулла, читающий молитву перед склоненными головами тех, кто пришел проводить своего соседа в последний путь. И когда мулла начинает читать последние слова, мальчик складывает руки в молитве, по щекам его текут слезы… А после вскакивает и убегает прочь, в степь. Что на самом деле происходит в душе человека, мы понимаем далеко не всегда. Фильм заставляет задуматься, вызывает глубокое сочувствие мальчику. Но в последней сцене мы видим, как из яйца проклевывается новое существо. Это символическое осознание и понимание какой-то части мира, принятие своего горя и рождение нового мировоззрения мальчика. «К˜ке» заслуженно получил Гран-при на международном кинофестивале студенческих фильмов «Бастау». Лирическая драма «Столкновение», режиссер – Аида Ахметова. Фильм о том, что происходит на границе между жизнью и смертью. Молодые люди таинственным образом оказываются заперты в подвале, в котором происходят странные вещи. Сначала все развивается очень прозаично – девушка с большими амбициями требует отпустить ее, грозит папой-олигархом, кричит, что все это дурацкая шутка, которую надо немедленно прекратить. Парень развязывает ее, но достается и ему. Девушка пытается уйти, но ничего не получается! Она возвращается в тот же подвал. Нам показывают флэшбэки – вставки о прошлой жизни героев. И мы узнаем, что парень – карьерист и трудоголик, а у девушки большие проблемы в семье, и работают они в одной компании. Постепенно их поначалу холодные отношения налаживаются, и они обещают не оставлять друг друга здесь, если появится хотя бы какая-то надежда на освобождение. Они разговаривают о жизни, о том, как много упускают в суматохе дней. Фильм заставляет обратиться к тем вещам, которые так актуальны сегодня, – семья, близкие люди, комплексы, хроническая занятость на работе… В круге проблем мы совершенно забываем, что можем не успеть сказать человеку, как он нужен и дорог. Финал удивляет – девушка исчезает из подвала и просыпается на больничной койке. Она попала в аварию, ее машина столкнулась с машиной какого-то парня, и девушка впала в кому. Ширма отодвигается, девушка узнает в парне рядом своего собеседника и понимает: то, что она видела, – это чистилище, место, в котором души находятся, пока решается их судьба – жить или умереть. Героиня мысленно зовет парня, погружаясь обратно в кому; она говорит о том, что вытащит его и не бросит. Последняя сцена – парень и девушка идут по свежей зеленой траве. Им удалось. Они спасли друг друга. На форуме, где прошла презентация этих фильмов, присутствовали казахстанские кинокритики, научные деятели, журналисты… Показ также посетил Олег Борецкий, он подробно проанализировал каждый фильм, отметив их достоинства и недостатки. Критика должна быть такой, чтобы было понятно, что и где нужно исправлять, считает он. Проекты поддержали Фонд Первого президента и «Казахфильм», выделив гранты на съемки. Всего было выделено четыре гранта, однако один из фильмов был забракован жюри. Финансирование выводит работы на новый уровень, создает условия для творчества. Это очень важно для молодых режиссеров – так они приобретают опыт профессиональной, а не «кустарной» съемки. К сожалению, казахстанские зрители не воспринимают отечественные кинофильмы. Они стереотипно удивляются: «Разве это интересно? О чем вы можете нам рассказать?». Но «короткий метр» снимают тогда, когда есть что сказать. Даже если это будет сыро и непрофессионально, это очень важный жанр, он неподвластен конъюнктуре, зависит лишь от взглядов автора, режиссера, которому необходимо выговориться, выразиться, ощутить катарсис.
Вера БАБЕНКО, Алматы | |
|