| До первой звезды! | «Нет праздника больше Рождества, нет гнезда выше орлиного», – говорят в католическом и протестантском мире, где Рождество Христово считают самым главным праздником в году. Это большой праздник и для православных.Хотя по значимости в православной церкви больше выделяют Пасху, ибо духовное возрождение считают важнее земного рождения. Но и те, и другие отмечают Рождество в один и тот же день – 25 декабря. Только католики и протестанты – по григорианскому календарю, а православные христиане – по юлианскому. Лишь в армянской церкви, как в древней церкви, Рождество Христово празднуют 6 января, в один день с Крещением Господним.
Рождение Спасителя
По преданию, Иисус Христос родился у Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей империи, к которой относилась тогда и Палестина, где родился Иисус. Мария и Иосиф должны были идти в Вифлеем, чтобы внести и свои имена в список подданных. В городских гостиницах Вифлеема они не нашли ни одного свободного места. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного места жительства в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился младенец Иисус. Весть о его рождении услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Перед ними появился ангел, который сказал о рождении Христа. Они первыми удостоились чести поклониться ему. Кроме них, о появлении на свет Спасителя мира волхвам-звездословцам сообщила звезда, которая указала им и путь к месту рождения младенца. В честь рождения Иисуса Христа христианская церковь установила праздник.
«Вот уже пришла полнота времен…»
В Римско-католической и в большинстве протестантских церквей предрождественское время называют адвентом. Адвент же – каждое из четырех последних воскресений перед Рождеством: первый адвент, второй адвент, третий, четвертый. Его символ – зеленый венок из еловых веток, обвитый золотыми или красными лентами с четырьмя свечами, зажигающимися последовательно в течение четырех недель каждый воскресный вечер. В сочельник горят уже все четыре свечи. У верующих, отмечающих Рождество по григорианскому календарю, есть обычай – в первое воскресенье адвента начинать сооружать ясли. Потому что принято устанавливать постепенно в каждое воскресенье одну часть яслей за другой: сначала только хлев со мхом и деревьями, затем одно животное за другим, овец и лесных зверей, далее – пастухов с их собаками. Наконец, устанавливают все Святое Семейство, в сочельник – быка и осла, младенца Христа и ангела. А 6 января (день крещения Христа, в праздник трех Королей, завершающий рождественский цикл) к ним присоединяют Трех святых волхвов с их верблюдами и конями.
Знаете ли вы…
…Рождественские ясли впервые стали устанавливать в 1223 году в церкви святого Франциска Ассизского. И хотя с XI века уже в монастырях и церквах имелись простые изображения рождения Христа, Франциск устроил все в новой форме: в пещере была расположена восковая статуя младенца Христа в настоящих яслях, поставлены вол и осел, пещера была освещена свечами, и соседи совершали паломничество к яслям, как когда-то пастухи Вифлеема. Ныне самые знаменитые ясли находятся в музеях Баварии и Италии, но и сегодня на всех крупных рождественских базарах можно купить красиво вырезанные фигуры для этой сцены. Рождественские ясли повсюду украшают и обустраивают по-разному. Но в большинстве семей имеются фигурки, которые передаются по наследству. Сердцевиной передаваемых из поколения в поколение установленных сцен являются Моления пастухов и Моления трех волхвов. Вокруг них группируются Благовещение, Поиски приюта, Вифлеемское избиение младенцев, Бегство в Египет, Иисус в доме плотника Иосифа, Свадьба в Кане. Одежда и жесты основных фигур канонизированы: Мария принимает смиренное молитвенное положение, в синем плаще она стоит на коленях рядом с яслями, а с плеч ее свисает платок. Иосифа изображают старцем: к его реквизитам относятся старая шляпа и длинный посох. Один из пастухов обычно несет на плече ягненка, которого он дарит младенцу Иисусу. Три волхва, Ирод, его солдаты, фарисеи отданы на волю фантазии. Они появляются в «римских» костюмах театра барокко или в восточных одеждах – тюрбанах и шароварах. Иногда ясли показывают и вход в Иерусалим, Тайную вечерю, пленение, допрос Пилата, этапы крестного пути, распятие и Священную могилу. Зачастую ясли для семейного праздника обустраивают дети из собственноручно слепленных или смастеренных фигур. Не менее интересны и ясельные представления. Раньше сцены из Святого Евангелия демонстрировали только в церквах и монастырях. Теперь же их можно посмотреть в школах, а также во многих семьях. В сочельник ясли переносят из комнаты, где они были во время адвента, и устанавливают под елкой. За каждую любезность и доброе дело, которое дети совершают во время адвента, например, беспрекословно помогают по хозяйству, не ссорятся с братьями и сестрами, помогают старым соседям – им разрешают класть в ясли по одной соломинке. И чем больше соломинок, тем мягче будет лежать младенцу Иисусу. Этот обычай взращивает в детях любовь к ближнему и учит их добру. В этот же день (накануне Рождества) верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня – «Вот уже пришла полнота времен, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчеркивает значение наступающего праздника. 6 января, в день крещения Христа, в последний раз зажигают огни на рождественской елке, после чего ее разбирают. В церкви к этому дню святят воду, соль и мел, дом и двор окуривают, чтобы изгнать нечистую силу, на дверях и воротах освященным мелом пишут три начальные буквы имен Трех Королей: С+М+В (Каспар, Мельхиор, Бальтазар) с крестами и окропляют дом и двор святой водой. Раньше освященную соль клали в маслобойку против колдовства, в суп от болезней, в корм скоту. На ужин должны были подаваться непременно три блюда: овсяное, ржаное и молочное. Вечером повсеместно мальчики, одетые обычно в белые балахоны с золотыми коронами на головах, ходили от дома к дому и пели. Они изображали Трех Королей: у одного из них (Бальтазара) лицо было вымазано сажей и он нес звезду на длинной палке. Прежде эту звезду изнутри подсвечивала свеча, а теперь для этого используют батарейку с лампочкой. Каспар и Мельхиор сопровождали Бальтазара, так как несущий звезду возглавлял группу.
Милости просим к столу!
В то время когда католики и протестанты завершают рождественский цикл, православные христиане, живущие по юлианскому календарю, только готовятся к светлому празднику. По заведенному обычаю люди в рождественский сочельник – шестого января – постятся до позднего вечера, именно до появления звезды. Перед самым началом трапезы хозяева дома зажигают лампаду у образов, ставят перед ними восковые свечи, читают вслух молитвы и затем всей семьей, заключив молитву добрыми пожеланиями друг другу, садятся за стол. Непосредственно перед праздником больше месяца длится Рождественский пост. После церковной службы в Рождество наступает время разговения. Рождественский стол украшается по-особому: под скатерть обычно кладут немного сена или соломы (в воспоминание о яслях маленького Иисуса). В морозном небе появляется рождественская первая звезда. Вся семья собирается за столом. Гостей угощают по-особенному: всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и студнем (холодцом). Трудно представить рождественскую трапезу без запеченного гуся с яблоками. Жареная птица – главное украшение рождественского стола. При этом курицу подают холодной, гуся или утку – горячими. Холодную птицу гарнируют солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую – жареным картофелем и отдельно подают салаты из огурцов, помидоров, капусты, свежие и соленые огурцы, моченые яблоки и бруснику. Раньше на Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по своей форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать.
Подготовила Ирина ВОЛКОВА, Павлодар
| |
|