 | В пику традициям | Своеобразный клуб для людей, интересующихся современным искусством, теперь есть и в южной столице.Контемпорари арт, как еще величают в мировом пространстве современное искусство, представляет собой зону творчества, отвергающую по большому счету все когда-то «нажитое непосильным трудом» культурное наследие великих гениев. Сегодня это творческая площадка для свободных и абсолютно раскованных в своих идеях и желаниях личностей. Многих представителей данного культурного направления тяготит все, что сжимает их свободомыслие, в том числе и принадлежность к какому-либо народу. Название, которое получил недавно открывшийся в Алматы культурный центр, – истинное подтверждение всему выше написанному. Теоретическая площадка, потенциально полезная в первую очередь для современных художников, имеет очень характерное и сугубо концептуальное для современного искусства название – Креольский культурный центр. Как известно, креолы – потомки европейских колонизаторов, родившиеся в испанских, португальских и французских колониях Америки. На островах Вест-Индии и в Бразилии они являются потомками негров-рабов. Русские поселенцы на Аляске называли креолами потомков от браков русских с индейцами, эскимосами и алеутами. Таким образом, креолы – люди мира, без четкой и конкретной национальной принадлежности. Создатель Креольского культурного центра в Алматы Руслан Гетманчук, именуемый его эрзац-директором, идентифицирует креолов с сообществом художников, работающих в жанре современного искусства. Концептуально узаконенное название в пространстве контемпорари арт – первая ступень к успеху и признанию, в общем как и все, что связано с современной жизнью с экономическими и рыночными отношениями. Стоит отметить, что в пространстве L.E.S. (Local Experimental Society), где состоялась презентация культурного центра, собралось довольно много народу. Организаторы даже не ожидали такого наплыва. Руслан Гетманчук, представившийся ищущим себя художником, очень долго, витиевато, но красиво попытался донести до слушателей идею и цель создания своего детища. Гетманчука, как начитанного человека, имеющего биологическое образование и научный склад ума, было чрезвычайно интересно слушать. Он успел поведать заинтересованным посетителям много исторических, философских и даже энциклопедических знаний. В дальнейшем идейный вдохновитель центра планирует продолжить встречи по средам и посвятить их просмотру разнообразных видеоматериалов, обсуждению самых различных тем, так или иначе имеющих отношение к современному искусству. В процессе осведомленности людей о креолах герой встречи не раз останавливался на «вопросе о самоидентичности, который так волнует любого творческого человека». – Художника не существует в сферическом вакууме, он существует исключительно в традиции, – отметил Руслан Гетманчук. – Я не разделяю утверждение о том, что у человека есть сущность, которая принадлежит к какой-то этнической группе, и от этой сущности никуда не деться. В целом, все его убеждения были достойны внимания и являются очень актуальными для нас, казахстанцев, которые, живя в многонациональной стране, живут традициями не только своей национальности, но и всеми другими, окружающими нас. Но вот только современное искусство, порой отображающее абсолютный, непозволительный для настоящего времени примитивизм, далеко не всегда умело стирает пережитый и наработанный багаж традиций прежних лет.
Юлия МИЛЕНЬКАЯ, фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы | |
|