| Камера! Мотор! | О том, что наша киноиндустрия переживает настоящий бум, уже известно любому, даже самому далекому от «важнейшего из искусств». Однако ушедший год вскрыл другую проблему, которая, казалось, стоит в слишком далекой перспективе. Как оказалось, далеко не все картины могут в срок попасть на киноэкраны Казахстана, порою годами залеживаясь на полках. Конечно, в первую очередь казахстанские зрители ждут появления на экранах так называемого «долгосъема» – фильмов, которые были закончены год назад или даже более того, но по различным причинам так и не были презентованы. Это «Ликвидатор» Ахана Сатаева, «Возвращение в А» Егора Кончаловского и самая, пожалуй, залежавшаяся картина «Нереальная любовь» Амира Каракулова, о которой «Казахфильм» и вовсе позабыл. В отличие от первых двух перечисленных «долгосъемов» о «Нереальной любви» нет ни слуху ни духу, хотя на официальном сайте киностудии датой его выхода обозначена осень 2010 года. Что ж, остается надеяться, что 2011 год порадует нас этой картиной. Что действительно вызывает большой интерес и любопытство, так это проекты «Меч победы» Аси Сулеевой и Ануара Райбаева и «Сказочный лес» Ахата Ибраева. Эти фильмы должны стать своего рода манифестом возрождения детского кино в нашей стране. Напомним, в 2009 году на экраны вышел фильм «Секер» – в лучших традициях старого советского кино 70-80-х. Однако «Меч победы» и «Сказочный лес» обещают быть совершенно другими. Пожалуй, впервые в нашей стране детские фильмы будут сниматься с огромным количеством спецэффектов и с мировым уровнем комбинированных съемок. Кроме того, «Сказочный лес» открывает новый жанр костюмированных фэнтези-фильмов, которые ранее и не были присущи казахстанскому кино. Эти фильмы должны выйти в прокат весной наступившего года и, по задумке авторов, стать нашим ответом разного рода «Гарри Поттерам». Трудно предугадать реакцию казахстанцев на подобные фильмы, однако здесь как нельзя кстати подходит поговорка: «Все же лучше, чем ничего!». Но если на ниве детского кино долгие годы нашему кинематографу было нечего предъявить, то молодежные фильмы в последнее время для кинематографистов – целина, дающая щедрый урожай. «Кайрат – чемпион. Девственник № 1», «Сказ о розовом зайце» стали самыми удачными кинопремьерами последнего времени, собравшими неплохую кассу. Грех не воспользоваться столь удачной тенденцией. И вот своей очереди в прокате уже ждут две молодежные картины, снимаемые под патронажем «Казахфильма». Первую – «Я хочу», рабочее название «Супербаха», снимает известный кинокритик Тулеген Байтукенов. Эта картина по своему смысловому наполнению является скорее логическим продолжением «Кайрата – чемпиона». Сюжет – излюбленная Голливудом тема превращения затюканного ботаника в супермена. Помнится, в прошлом году «Девственник» произвел настоящий фурор в казахстанском кинематографе, аудитория разделилась на два лагеря: тех, кому картина понравилась, и тех, кто пытался даже запретить ее показ. Что же ждет проект Тулегена Байтукенова, можно только гадать. С одной стороны, новичкам везет, с другой – создавать продукт на паханой ниве не так-то просто. В жанре молодежной драмы в будущем году зрителей ждут картины «Братья» и «Качели». Первая, правда, молодежная лишь отчасти. В «Братьях» история молодых людей пройдет с начала 90-х до наших дней. Да и, судя по эпохе, здесь не обойдется без столь любимого нашими кинематографистами криминала. «Качели», а также фильм «Риелторы» обещают порадовать нас свежими лицами. Из известных актеров в «Качелях» сыграет лишь американский актер Лейн Дэвис – знаменитый Мейсон из сериала «Санта-Барбара». Это будет, пожалуй, единственное узнаваемое лицо в картине, потому как остальные актеры – новички в мире кино. Понятно, что можно упрекать молодых режиссеров в том, что, стараясь сэкономить, они приглашают в фильмы непрофессиональных актеров, но в казахстанском кино это уже общепринятое явление, к которому привыкли почти все. И нужно отметить, что не всегда это получается плохо. Ведь открыл же режиссер Фархат Шарипов, создатель знаменитого «Сказа о розовом зайце», новых актеров-непрофессионалов Ануара Нурпеисова и Максима Акбарова как ярких личностей. Посему здесь приходится полагаться лишь на режиссерское чутье. Но пока режиссеры предпочитают лишь использование проверенных сюжетных ходов. Судя по синопсису «Риелторов», авторам фильма не дают покоя лавры ленты «Мы из будущего». Перевоспитывать плохих парней, отправляя их на поле боя в прошлое, – сомнительная сюжетная почва для успеха, так как обвинения в плагиате можно получить еще на стадии препродакшна. Безусловно, одной из самых ярких премьер года может стать и дилогия «Два пистолета» от создателей «Кайрата – чемпиона» Дениса Куклина и Льва Мариупольского. Это тоже своего рода новшество для нашего кинематографа, ибо жанр черной комедии, столь привлекательный в Голливуде, никогда не экранизировался у нас. В фильме ожидается участие российских актеров: Дмитрия Нагиева, Юрия Стоянова, Анны Старшенбаум. Вполне вероятно, что «Два пистолета» не оставят равнодушными радетелей народной нравственности, так как предыдущая работа создателей картины долго не давала спать депутату мажилиса Бекболату Тлеухану, который прославился своими инициативами запрещать неугодные фильмы и пригвождать к столбу позора в лучших традициях совдеповской пропаганды. Правда, если это случится, лучшей рекламы фильму просто не сыскать. А вот в жанре романтической комедии нас снова ожидает встреча с Жераром-ага, как уже успели окрестить отечественные СМИ известного француза. И надо признать, Жерар Депардье в последнее время зачастил в Казахстан. Фильм «Мой грешный ангел», где он сыграл не главную роль, обещает стать громкой премьерой года. Тем более что сделан он, как оказалось, в очень любимом казахстанцами жанре «история Золушки». Остается надеяться, что участие крепкого профессионала-режиссера Талгата Теменова даст зрителям право ожидать качественного продукта, на порядок превосходящего фильмы типа «Коктейля для звезды». Экранизация громких преступлений прошлого – новый вид фильмов, который, как оказалось, очень интересует казахстанских кинематографистов. В 2011 году мы увидим две такие картины – «Семь майских дней» Ермека Турсунова (дело банды Мухлисова) и «Груз «001» Игоря Вовнянко (история уничтожения Казахстаном своего ядерного вооружения). Подобный жанр стал очень востребован после фильма «Прыжок афалины», который сегодня собирает награду за наградой. Однако о восприятии таких фильмов говорить сложно, ибо продукции пока очень мало. Отдельно нужно сказать и о «мыльном» жанре, так как уходящий год подарил нам несколько весьма успешных сериалов. Это и «Астана – любовь моя», и «Жаным», и «Асель, друзья и подруги». Кроме того, силами продюсера Абая Карпыкова в скором времени в производство будут запущены еще два телесериала, которые наверняка найдут своего зрителя, ибо успех «Жаным» показал, насколько наш народ нуждается в своей «фабрике слез». Зрительские предпочтения в Казахстане настолько широки, что делать какие-либо предсказания или прогнозы касательно фильмов – дело крайне неблагодарное. Любой, даже самый бюджетный, интересный с точки зрения сценария фильм может быть воспринят аудиторией весьма прохладно. Как и обратно: склепанная левой ногой картина может быть искренне любима зрителями. Увы, и такое встречается весьма часто.
Константин КОЗЛОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|