 | Танцуют все! | Они не волшебники. Но на их занятиях в ритме сальсы, бачаты и меренге начинают в такт двигаться даже те, кто до сих пор считал себя «деревом».
Сама себе хореограф
Именно с этой разновидностью флоры зачастую ассоциируют себя те, кто первый раз звонит в школу танцев для взрослых. Арман Оразбаев, один из организаторов танцевального клуба, как заправский актер, забавно подражает среднестатистическому собеседнику на том конце провода, осмелившемуся-таки набрать номер, чтобы поинтересоваться, действительно ли есть школа танцев для взрослых. После пары-тройки общих вопросов о танцевальных направлениях, цене вопроса и тренерах многие выдают традиционное: «А что, вы действительно можете научить танцевать такое «дерево», как я?» Неуверенность в себе и своем возрасте – основные ошибки тех, кто хочет научиться танцевать. Именно поэтому, когда я поинтересовалась у хореографов, в чем заключается основная сложность для их взрослых учеников, незамедлительно последовал дружный ответ: «В том, чтобы прийти». Это чувство организаторы танцевальной школы испытали сами. Потому что пришли в танцы уже взрослыми. Наталье Трофимовой было 22 года, Арману Оразбаеву – 24. Случилось это в разное время, в разных городах. Наталья с улыбкой вспоминает: – Я вообще в танцы попала случайно, просто с улицы. Тогда для меня был очень непростой период в жизни. Не было ни работы, ни денег, а на руках маленькая дочка. И вдруг подруга увидела объявление о том, что музыкальной группе требуются девушки на подтанцовку. Моя первая реакция была: «Ты что, с ума сошла? Какая подтанцовка? Я же даже двигаться в такт не умею!» Но в итоге пошла. Уговорила меня подруга, мол, попытка – не пытка. Да и тогда это был для меня хоть какой-то выход. Стеснялась своего возраста просто жутко. Но после первой же репетиции поняла – я нашла свое предназначение и то дело, которым буду заниматься в жизни. Девушка буквально напросилась в ученики к танцору, у которого не было своей пары. И раз за разом упорно разучивала нужные движения. Порой даже без перерыва. – Иногда даже казалось, что я могу находиться в танцевальном зале 24 часа в сутки, – улыбается Наталья Трофимова. Сказать, что было легко, будет неправдой. Приходилось прилагать огромные усилия. И не меньшую силу воли. Потому что Наталья уже хотела не просто танцевать, а танцевать профессионально. Как бы нелепо это ни звучало для девушки, не имеющей специального образования. Наверное, уже тогда будущая инициатор школы танцев для взрослых интуитивно знала: чтобы хорошо танцевать, вызывая восторг у зрителей, совсем не обязательно заканчивать хореографические училища и институты культуры. Для начала нужно просто хотеть танцевать. А умение и навыки придут с опытом. И она нарабатывала этот опыт. И с успехом его продемонстрировала, когда ее напарник и учитель не смог из-за сессии провести запланированный мастер-класс. С тех пор и стала преподавать хореографию.
Унесенный балом
Что касается Армана, то если бы кто в юности сказал ему, что он будет преподавать танцы, он бы просто покрутил пальцем у виска. Нет, он с удовольствием смотрел выступления известного некогда в Павлодаре танцевального коллектива «Павлодарочка», когда была такая возможность, искренне восхищался грацией его участниц, но чтобы самому пойти танцевать – об этом не могло быть и речи. У него было другое хобби, которым он занимался с четвертого класса, – баскетбол. После школы поступил на юридический. Получив диплом, стал работать по специальности. Все изменилось после поездки в Казань. Именно там Арман впервые побывал на тематическом балу. – Я как будто перенесся на несколько столетий назад – в Западную Европу 17-го века. Это было незабываемое впечатление, – поделился своими ощущениями более чем десятилетней давности Арман Оразбаев. Вернувшись домой, участник бала решил организовать нечто подобное и в Павлодаре. Нашел единомышленников, прочитал множество литературы, чтобы соответствовать эпохе, и осуществил задумку. Это был первый бал в Павлодаре. Его участники стали пассажирами «экспресс-поезда», путешествующего во времени и в пространстве. Улицы купеческой Москвы времен Пушкина и Баратынского сменялись богатыми поместьями в окрестностях Версаля эпохи кардинала Ришелье. Как могла Наталья, к тому времени уже живущая в Павлодаре и работающая хореографом в ночных клубах и ресторанах, пропустить такую вечеринку! Ведь любой бал подразумевает ее любимые бально-спортивные танцы! Там они и встретились. И Наталья, до сих пор имеющая лишь отдаленное представление об исторических танцах, без памяти влюбилась в это танцевальное направление, неспецифичное для Казахстана. Да и сегодня его еще развивать и развивать. Пока павлодарцы сумели «зажечь», передав свой опыт, лишь ребят из Усть-Каменогорска. Два года назад там тоже появилось отделение исторического танца. Но что такое две школы на весь Казахстан! Капля в море! Вальс, мазурка, полонез, краковяк, контрдансы сплотили двух единомышленников. Так в областном центре и появилось первое в Казахстане отделение исторического танца «Унесенные балом».
Новые Пушкин, Лермонтов, Сологуб…
Они хотели сделать еще один бал. Сегодня их на счету уже 12. Вслед за самым первым «Ориент-экспресс» последовали танцы в Двенадцати Дубах, где юная и дерзкая Скарлетт О’Хара кокетничала с близнецами Тарлтонами; в богатом замке мистера Бингли, где миссис Беннет всеми силами пыталась подыскать хорошие партии для пяти своих дочерей – Джейн, Элизабет, Мэри, Китти и Лидии; в доме графа Воронцова-Дашкова, где Лермонтов то и дело в вихре танца с хозяйкой бала ускользал от августейших особ. При этом, как уже говорилось, Наталья и Арман очень ответственно подходят к каждой тематической вечеринке. У них не бывает мелочей. Все продумано – от деталей костюмов до сценария бала. Каждому отводится своя роль, под стать характеру. Зачастую репетиции исторических танцев, особенно перед балами, превращаются в увлекательные уроки истории, и ученики открывают для себя нового Лермонтова, Пушкина, Сологуба, Столыпина, Дюма. Эти имена каждому знакомы со школьной скамьи, но много ли о них могут рассказать как об индивидуумах? Вообще, ученики Армана и Натальи – как одна большая семья. Они не только танцуют и по ходу дела изучают историю и характеры исторических персонажей, они вместе шьют по выкройкам костюмы, организовывают внутренние конкурсы, устраивают вечерние кинопросмотры, общие танцевальные вечеринки, где одни демонстрируют свое мастерство в хастле, другие – в сальсе или бачате, третьи – в ирландских танцах. О последних – разговор особый.
Ирландские на бис!
Наталья Трофимова и Арман Оразбаев, который, кстати, уже несколько лет как бросил юриспруденцию и полностью посвятил себя танцам, – частые участники российских мастер-классов. Да и крупные соревнования они по возможности стараются не пропускать (и, к слову, всегда привозят «золото» и «серебро»). А в России, наряду с уже упоминавшимися историческими танцами, очень развиты ирландские танцы. Почти в каждом городе проходят базовые организованные соревнования на определение уровня исполнения ирландских танцев и их соответствия формальным требованиям, так называемые феши. Хореограф по призванию решила освоить это танцевальное направление. А вскоре набрала сначала одну детскую группу, а затем вторую. В них – малыши начиная с трех лет. Кстати, методику преподавания для столь юных учеников Наталье пришлось разрабатывать самостоятельно. Даже в России никто не берется за обучение ирландским танцам трехлетних детей. Павлодарка не только взялась, но и значительно в этом преуспела. На первый феш они поехали просто в качестве зрителей, но «взорвали» весь зал. – Чемпионаты по ирландским танцам – один из немногих видов соревнований, где царит доброжелательность ко всем участникам, – отмечает Наталья, – здесь все болеют за всех. Павлодарское танцевальное объединение «Территория танца» входит во Всемирную ассоциацию ирландского танца (WIDA). Регистрация в подобных организациях (всего их в мире насчитывается 14) – обязательное условие. Потому как все соревнования по ирландским танцам проводятся под эгидой главенствующей комиссии. И участвовать в них могут только те школы, которые в ней зарегистрированы. Павлодарцы участвовали в трех фешах. С последнего, который проходил в Новосибирске в прошлом году, привезли девять золотых медалей. Сейчас готовятся к участию в четвертом феше. Кстати, впервые в этом году Наталья Трофимова добилась результатов, соответствующих наивысшему уровню (процесс обучения сольным ирландским танцам идет по нарастающей от начального уровня Beginners Level до наивысшего Open Level). Но, пожалуй, самой большой популярностью среди учеников Натальи и Армана, а их сегодня насчитывается около двухсот человек, пользуются социальные танцы. Во-первых, потому что они просты в исполнении. В них нет длинных и сложных схем. А во-вторых, в них можно импровизировать. Потому что это танец двоих. Мужчины и женщины. Их танцуют ради своего удовольствия и удовольствия того, кто в твоих объятиях. – Здесь не важны ни возраст, ни физическая форма, – говорит Наталья. – Главное, чтобы хотелось танцевать. А Арман приводит в пример XIX век, когда французский лорд мог запросто закружить в вальсе русскую барышню, а пани могла свободно принять приглашение уроженца Чехии станцевать польку. Речь идет о танцах, которые умеют танцевать все. Поэтому они и называются социальными. Организаторы павлодарской школы для взрослых выбрали латиноамериканский соушел, включающий в себя три вида танца. Это сальса, бачата и меренге. Танцы латиноамериканских дискотек и улиц. Танцы, объединяющие продавцов и риэлторов, строителей и работников творческих профессий. Танцы, дарящие яркие, чувственные, захватывающие эмоции, которых так не хватает в повседневности. Впрочем, Наталья и Арман уверены – радость приносит любой танец. И свою цель видят в том, чтобы научить людей всех возрастов и специальностей получать удовольствие от танца, удовольствие от жизни. Поэтому и называют себя не преподавателями танцев, а социальными работниками.
Ирина ВОЛКОВА, Павлодар | |
|