Сегодня страна встречает Старый Новый год. Свежи в памяти вчерашние застолья и веселья в честь Нового года.Тогда к праздничному столу постаралась и наша газета, представив на суд читателя список антикризисных «блюд», составленных из «ингредиентов» – мер по выходу страны из кризиса и стимулированию роста отечественной экономики.«ЛИТЕР-Неделя» в честь сегодняшнего праздника предлагает очередную порцию «яств» и «напитков», которые, как нам кажется, придутся по вкусу истинным гурманам.
Меню от Хадыра Бергенова, заведующего отделом мониторинга социально-экономических программ Алматинского городского филиала НДП «Нур Отан»:
– Для создания антикризисного блюда подходят все существующие «ингредиенты», которые способны стимулировать развитие отечественной экономики.
Наше блюдо назовем «бешбармаком». Для приготовления «бешбармака» используют разные сорта мяса: баранину, говядину, конину и разные части вырезок, такие как жая, казы, карын и т.д. А это – создание новых производств, снижение налогового бремени, создание условий для активизации банковской системы. В состав блюда входит тесто для смягчения вкуса, и, конечно же, бульонно-луковый соус со специями.
«Бешбармак» является основным нашим национальным традиционным блюдом, и без такого компонента, как мясо, обойтись нельзя. Точно так же ни одна антикризисная государственная экономическая политика не обходится без всех этих ингредиентов. Для приготовления этого блюда необходимо время. Но мы уже постепенно выходим из экономического и финансового кризиса. По прогнозам финансовых аналитиков, выход из кризиса предвидится через три с половиной года.
Для выхода из финансового и экономического кризиса нужно одновременно развивать все отрасли экономики. Возрождать сельское хозяйство, развивать сферу услуг, поднимать производство за счет внедрения новых технологий, созданных учеными нашей республики и зарубежными специалистами, повышать уровень преподавания в высших учебных заведениях, развивать банковскую сферу и поддерживать МСБ.
Развивать банковскую систему необходимо до уровня международных финансовых институтов. Провести в банковской системе необходимые реформы, выйти на новый уровень развития и конкурировать с зарубежными финансовыми институтами. В двухуровневой банковской системе вместе с государством необходимо выпускать новые ценные бумаги, подкрепленные золотом, таким образом увеличивая ликвидность. На данном этапе проводится реструктуризация займов, а параметры и условия устанавливает сам банк второго уровня при строгом контроле надзорных организаций.
Развивать малый и средний бизнес надо за счет снижения налогового бремени (минимум, на 5 лет) и льготного кредитования. Очень важно поддержать МСБ, так как экономика любого экономически развитого государства развивается и держится за счет среднего слоя населения. А к такому классу общества относятся как раз те граждане, которые задействованы в среднем и малом бизнесе. Наше государство пока является сырьевым придатком, и доходы бюджета пополняются за счет нефтедолларов. А бюджет должен состоять из поступления налогов от МСБ и выручки от экспорта продукции сельского хозяйства, услуг в сфере туризма. Доходы же от продажи нефти должны будут восполнять недостачу в бюджете. Например, американский политик, бывший президент Рейган снизил налоги для МСБ, и экономика отреагировала на это ростом своих показателей.
Президентом Казахстана, председателем НДП «Нур Отан» Нурсултаном Назарбаевым определены приоритетные направления развития экономики и промышленности. Но для создания новых производств необходимы наличные деньги, которые сейчас в большом дефиците. Бюджетных средств недостаточно, и есть острая необходимость в проведении очередной амнистии капиталов отечественных бизнесменов для дальнейшего развития перерабатывающего, машиностроительного, туристического, сельскохозяйственного секторов экономики.
Сельское хозяйство и животноводство нужно выводить на новый уровень развития. Необходимо вспомнить и возродить традиционное ремесло и вывести на прежний уровень сельское хозяйство. То есть когда мы выполняли и перевыполняли планы по заготовке мяса, шерсти, кожи, зерна, свеклы и других сельхозпродуктов. И начать самим обеспечивать себя продуктами питания, при этом создавая новые рабочие места. Нужно вспомнить программу главы государства «Переселение сельского населения в более плодородные земли». Здесь также хочу отметить неэффективную работу Министерства сельского хозяйства (МСХ). В этом году из-за их плохого менеджмента огромное количество зерна осталось под снегом, а ведь весь мир находится в финансовом и экономическом кризисе. Необходимо модернизировать сельское хозяйство, улучшить работу МСХ, то есть на руководящие должности ставить компетентных специалистов, чтобы обеспечить продовольственную безопасность.
В январе 2010 года начал свою работу Таможенный союз (ТС) Казахстана, России и Беларуси. Что является предтечей для вступления в ВТО. ТС является экономическим блоком трех стран, который будет хорошим подспорьем в экономически трудный период при вступлении в ВТО. С нашим экономическим блоком будут считаться и прислушиваться к его мнению все экономически развитые государства. Отечественная продукция, ориентированная на экспорт, не будет ущемлена и лимитирована. Благодаря ТС мы будем иметь право голоса при принятии каких-либо законов, которые будут развивать торговые отношения. Благодаря ТС не будет налогов, предшествующих росту цен на товары, проходящие через границу, а таможенные сборы будут ограничены до минимума.
Нашим соусом в рамках антикризисной программы является необходимость принятия и детальной разработки закона о «Банкротстве физических лиц» для разрешения вопроса списывания долгов по ипотеке, то есть для тех слоев населения, у которых это единственное жилье.
Еще одной антикризисной мерой могло бы стать развитие малых городов на основе новых производств. Например, таких, как тепличное хозяйство или капельное орошение в засушливых регионах нашего государства.
Следуя политике, проводимой президентом РК и председателем НДП «Нур Отан» Нурсултаном Назарбаевым, необходимо поднимать заработную плату всем сотрудникам бюджетных организаций и коммерческих предприятий за счет роста производства и развития сферы услуг.
Сейчас полным ходом осуществляется работа по антикризисной программе «Дорожная карта» и «Народная платформа» НДП «Нур Отан». Глава государства на 22-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов сообщил о том, что скоро будет завершена работа над стратегией 2020 года, которая определит ключевые направления развития Казахстана на следующее десятилетие. Заканчивается работа над проектом пятилетней программы по форсированному индустриально-инновационному развитию экономики страны, к реализации которой Казахстан приступает уже с этого года.
Меню от Айгуль Тулембаевой, доктора экономических наук, профессора КазНУ имени Аль-Фараби:
– В качестве аперитива – кадровые перестановки. Переправу мы уже проехали, поэтому коней нужно менять. Новая кровь, как легкое спиртное на голодный желудок, вызовет интерес к основному меню экономических изменений.
Закуски:
– рыбное ассорти – набор мер стимулирования финансового сектора. Важно, чтобы они эффективно работали и при небольшой марже;
– мясное ассорти – набор мер стимулирования малого и среднего бизнеса. Необходимо максимально поддерживать инициативных предпринимателей. В этом секторе однозначно действует закон Парето «20 на 80»: 20 процентов предприятий дают 80 процентов эффекта для экономики и наоборот. Но чтобы получить эти самые 20 процентов суперэффективных предприятий, помогать надо всем 100 процентам. Ждать, что и оставшиеся 80 процентов будут эффективными, – бесполезно;
– конское ассорти – набор мер активного регулирования сырьевых секторов экономики. Они были, есть и будут главными в экономике, и их роль необходимо усилить в плане содействия развитию других секторов и сфер деятельности;
– русская закуска – набор мер по адаптации к Таможенному союзу. Население начнет остро чувствовать изменение цен на импортные товары, и необходимо принимать какие-то контрмеры (повышение зарплат бюджетникам и др.).
Салаты:
– греческий салат – комплекс мероприятий по максимальному использованию положительных аспектов председательствования в ОБСЕ, которое перешло нам после Греции. Это хорошая возможность усилить инвестиционную политику, шире раскрыть мировому экономическому сообществу наш несырьевой потенциал;
– «Цезарь» – комплекс мер по реализации планового развития экономики, усилению государственного регулирования во многих секторах, и в первую очередь в финансовом, сырьевом, аграрном;
– винегрет – комплекс мер по стимулированию агропромышленного сектора. Это позволит снизить проблему безработицы, усилит конкурентные позиции отечественных пищевиков, особенно в условиях функционирования Таможенного союза.
Первое
Шурпа – действия правительства по обеспечению энергобезопасности. Этот вопрос откладывать нельзя, чтобы не допустить энергетического коллапса, ведь 70 процентов сетей изношены до предела.
Второе
Манты – действия правительства по созданию рабочих мест. Необходимо создавать пакеты предложений для безработных, которые бы, как «манты», включали в себя разные составляющие.
Фирменное банкетное блюдо
Стратегия бешбармака – готовится не менее двух раз в год, эффектно преподносится, на вид достаточно привлекателен, при употреблении нуждается в опытном мастере нарезания мяса. Как правило, такого профи найти сложно, поэтому все крупные куски мяса достаются аффилированным с хозяином стола людям, остальные доедают лук, а наиболее шустрые – тесто.
Десерт
Фруктовое ассорти – набор мер по усилению идеологического и культурного влияния на общественное сознание. Наше национальное единство – это фруктовница, сохранить баланс разных вкусов очень тяжело. Необходимо более целенаправленно подходить к вопросам идеологии, поскольку кислые фрукты явно начинают преобладать.
Напитки
Обычная столовая вода – комплекс мер по снижению затрат и переходу на экономный режим везде. Время кока-колы прошло, к тому же она подпортила нам здоровье. Лучше жить скромнее, но дольше.
Спиртное
Водка (не бутылка, макс. 200 г) – мероприятия по борьбе с коррупцией, с усилением обеззараживающего и антивирусного эффекта. Но так, чтобы голова потом не болела.
Подарок от составителя
Кальян – неожиданные проявления чуда. Вдруг резкое повышение цен на нефть или повышение спроса на наше зерно. Кайф будет иллюзорным и недолгим, но воспоминания останутся радостными.
Меню от Талгата Доскенова, президента Казахстанской ассоциации предпринимателей:
– Для того чтобы определить антикризисное блюдо, нужно абрисно описать причины «несварения желудка», дизентерии мировой экономики. «Понос» глобальной финансовой системы имеет три главные причины и его характеристики:
1. Саморазрушение пирамиды ипотечных и других долговых обязательств в США: температура приготовления и жажда проглотить больше, чем можешь.
2. Виртуальный характер финансовых операций, выражающийся в отрыве финансового рынка от реального сектора экономики: все равно что жарить колбасу по телевизору, а это невозможно.
3. Процесс обесценения финансового капитала в условиях структурного кризиса ведущих экономик мира, связанный с исчерпанием внутренних возможностей экономического роста на основе дальнейшего научно-технического прогресса и нового технологического уклада. На каждом этапе развития есть ограничения: профессиональные, финансовые, прежде всего технические. Приготовленное на костре блюдо для первоклассного ресторана не подходит.
В результате получился несъедобный компот: огромное сжатие, уварка значительной части финансового мирового и регионального капитала, девальвация доллара и утрата им монопольной роли. При этом кризисные процессы, вероятно, будут продолжаться, изменяя подходы в госрегулировании, а также меняя структуру рынка, всю американскую и мировую экономику в целом. Это будут новые специи.
Произойдет переток инвестиций в производство реальных, а не виртуальных котлет, основанное на знаниях и новых технологиях, структурная перестройка мировой экономики, сопровождающаяся изменением в ней состава шеф-поваров ведущих стран, корпораций и управленческих технологий.
В этих условиях у Казахстана есть шанс занять свое достойное место в мировой экономике на очередной «длинной волне» роста. Предстоит прежде всего наиболее четко и тесно согласовать меры по блокированию и снятию в Казахстане пены глобального финансового кризиса и сформировать новую стратегию социально-экономического развития Казахстана до 2020–2030 годов.
Если экономика и росла при валютной либерализации в Казахстане в 2000–2008 годы, то внутренние источники и механизмы ее финансирования остались слабыми. Зарабатываемые ею ресурсы «стерилизовались» и размещались в иностранных инструментах.
Отсюда следует важный вывод о том, что для сокращения внешних рисков необходимы прочные внутренние источники ликвидности и финансирования экономического роста. Сейчас наступило самое время для формирования новых подходов, которые позволят нам по-настоящему укрепить базу будущего развития страны.
При уходе части внешних инвесторов цены акций компаний, естественно, снизятся, но при наличии адекватного фондирования из внутренних источников национальные компании могут в ближайшее время занять на рынке ведущие позиции. Поэтому нужны меры по усилению национального компонента фондового рынка.
Но самая главная задача заключается в том, чтобы поступающие в финансовую систему ресурсы затем поступили в реальный сектор экономики, а не оставались в самой этой системе в качестве страхового средства для собственной ликвидности. Сейчас, к сожалению, банки предпочитают их удерживать, не рискуя кредитовать производство. Для этого можно использовать различные нормативы и стимулы по управлению финансовыми потоками, устанавливая эффективную структуру инвестиционного портфеля с участием банков, пенсионных фондов и других кризисных инвесторов, которые отвечают приоритетам государственной экономической политики. При этом оказание финансовой господдержки нужно осуществлять при встречных обязательствах банков и фондов в отношении конкретных направлений использования средств.
Нормативы нужно задействовать таким образом, чтобы создавать более благоприятный режим использования национальной валюты в сравнении с иностранными. Как в Японии, Китае. К сожалению, меры, предпринимаемые нашими властями по преодолению кризиса, ориентированы на решение краткосрочных задач стабилизации финансового рынка, реального сектора экономики и носят несистемный характер. Поэтому они недостаточно эффективны и не лишены коррупциогенности. Если их должным образом не скорректировать и не дополнить другими мерами, то значительная часть выделенных государством средств может попасть в различные хитроумные «черные» и «серые» схемы разворовывания. В конечном счете это приведет к разгону инфляции.
Такая горячая картошка «в мундире», что обжигает руки, необходима для нейтрализации опьяняющих успехов чиновника, а для этого нужно обильно посыпать соль на раны – неприятно, но быстрее заживет.
Мы бы в новом году вручили торты «Надежда» по новым рецептам мечты предпринимателей. Правительству – за то, чтобы в новом году изменения в законодательстве не приводили к негативным экономическим, правовым последствиям прежде всего для малого и среднего бизнеса. Помните: лжепредпринимательство, табакокурение, винно-водочные изделия, программа СОНО… обменные пункты…
Вручить торты можно:
премьер-министру – если реализуется концепция новой разрешительной системы и за то, чтобы в городах и районах страны были утверждены классификаторы целевого назначения объектов, за исключением Алматы, чтобы предприниматели не бегали, согласовывая по нескольку лет, изменяя однотипный бизнес из парикмахерской в косметический салон и т.д.;
министру юстиции – если он передаст в конкурентную среду техническую инвентаризацию объектов; за взимание платы за авторское право только за коммерческое прослушивание музыки в диско-барах и танцполах; отмену заверения подписей предпринимателя в департаментах юстиции при продлении коммерческого кредита в банке;
министру индустрии – за решение вопросов технического регулирования; внедрение современных стандартов удаления твердых бытовых отходов хотя бы в городах; отмену обязательных платных курсов повышения квалификации для строителей с 30-летним стажем в аффилированных организациях;
министру здравоохранения – за внесение в закон о здоровье четкого определения, что такое общественное место… Нигде нельзя курить, пить пиво… Даже в ресторанах, предприниматели просто не успели, а некоторые просто не могут этого сделать… нет отдельных помещений. Вентиляция не в счет;
министру энергетики – за внесение изменений в закон об энергетике. До 50 процентов возрастает тариф для бизнеса с нового года. Хотели как лучше, получилось как всегда;
министру транспорта – за возвращение почтово-багажных вагонов в пассажирских поездах дальнего следования по СНГ, России. Окольными дорогами, как могут, предприниматели доставляют запчасти, компоненты, из-за которых останавливается производство.
В новом году нужно критически переоценить свои подходы. Для этого антикризисные усилия должны быть перенацелены с воспроизводства сложившейся спекулятивной модели финансового рынка на формирование современной инвестиционной системы с использованием конкретных мер:
1. Требуется осуществлять эмиссию тенге не столько с целью покупки иностранной валюты, но главным образом с целью обеспечения предложения денег исходя из спроса на них со стороны отечественных заемщиков – хозяйствующих субъектов и личных хозяйств. Соответственно, следует рефинансировать коммерческие банки под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора экономики, и прежде всего работающих на перспективных направлениях становления и развития нового технологического уклада, а также развернуть мониторинг по финансовому состоянию предприятий, получивших кредит под залог векселей. Кроме того, нужно перейти от административного планирования денежной массы к регулированию денежного предложения при помощи ставки рефинансирования Национального банка.
2. В связи с кризисом обусловить начатое предоставление коммерческим банкам государственных кредитных ресурсов целевым использованием этих средств рефинансирования предприятия реального сектора экономики. При этом для пресечения коррупции и злоупотреблений целесообразно внести регулирование процентных ставок с таким расчетом, чтобы банковская маржа по операциям с такими ресурсами была не более 1 процента.
3. Последовательно расширять внешние торговые расчеты в тенге, включая продажу углеводородных и других сырьевых товаров. Номинировать в тенге новые контракты по экспорту товаров и услуг, одновременно по необходимости предоставляя государствам- импортерам тенговые стабилизационные кредиты.
4. Осуществлять замещение тех иностранных кредитов, в которых отказано, казахстанскими кредитами в тенге, выделенными Национальным банком Казахстана, по тем же ранее оговоренным процентным ставкам.
5. Прекратить вывоз нефтегазовых доходов за рубеж, преобразовать Национальный фонд РК в бюджет развития РК и обеспечить при этом сбалансированность республиканского бюджета без профицита. Необходимую часть накопленных валютных поступлений использовать для субсидирования импорта новых технологий, а также патентования отечественных изобретений за рубежом, приобретения зарубежных активов для достройки технологических цепочек и организации международной кооперации и интеграции в производстве нового технологического уклада.
6. Повышать эффективность валютных резервов последовательным снижением доли американского доллара и английского фунта и увеличением удельноговеса золота и других благородных металлов в структуре государственных валютных резервов.
7. Усилить валютный контроль с целью ограничения вывоза капитала в иностранной валюте. Восстановить госмонополию на экспорт золота, платины, палладия и редкоземельных металлов. Возвратить в страну и использовать для нормализации системы расчетов, для рефинансирования реального сектора и решения острейших социальных проблем размещенные за рубежом госактивы.
8. Создать инновационный сегмент финансового рынка, работающий с ценными бумагами компаний, специализированный на инновациях.
9. Расширить финансирование институтов развития, госкорпорации и венчурных фондов при условии исключительно целевого использования выделяемых средств.
С таким пониманием, с таким подходом нужно согласиться. И на «горяченькое» подать новое блюдо. Выбросить устаревшие вещи. Неиспользованные остатки из холодильника – в мусор. Купить новые ингредиенты, побольше специй.
И получится суп завтрашнего дня, в котором достаточно много новизны. Приятного аппетита!
Асан КУАНОВ, Алматы
|