2010-й. В стране вступает в силу закон об увеличении казахстанского содержания в закупках иностранных компаний. Безусловно, инвесторы за годы независимости пополняли государственный бюджет.Но это лишь малая часть из тех средств, которые были вывезены из страны под предлогом обеспечения нужд производства. При этом до последнего времени практически игнорировалось все казахстанское, будь то трудовые ресурсы, различные товары и услуги. 2015-й. К этому времени в рамках запланированной диверсификации Казахстан должен повысить конкурентоспособность своей экономики, одновременно в разы увеличив ВВП. Решение этого вопроса видится в замещении импорта, во многом зависящего от развития местного содержания. О секретах достижения данной цели читателям «Литера» рассказывает Канатбек Сафинов, ответственный секретарь Министерства энергетики и минеральных ресурсов (МЭМР).
– Как получилось, что крупные добывающие компании оказались по сути хозяевами казахстанской экономики, диктуя свои правила игры? – С изменением статуса одной из великих и могучих республик на суверенное государство Казахстану необходимо было нарабатывать практические навыки, осваивая премудрости рыночной экономики, отличавшейся от советской плановой. Все, что может быть сделано, должно быть сделано… В силу неукоснительного следования императивам рыночного механизма была сформирована прослойка предпринимателей, создана национальная валюта. Однако в отношении пришедших в наши сырьевые секторы зарубежных «матерых менеджеров», владеющих таинством биржевых сделок и свободно манипулирующих правилами международного бизнеса и права, с нашей стороны обнаруживалось простодушие степных кочевников. Но, как говорится, бизнес есть бизнес, и сантименты доверчивости здесь чреваты последующими проблемами. Тогда, в 1990-х, на этапе становления, наблюдалось снижение валовых капиталовложений, падение производства во многих отраслях промышленности, росла безработица. Требовались скорые деньги транснациональных нефтяных корпораций, которые тогда помогли Казахстану избежать статуса «неработающего государства». Экстремальное социально-экономическое положение обеспечило инвесторам крайне либеральный режим при создании экономических и правовых условий, отличавшийся от международной практики. На протяжении многих лет законодательно была закреплена налоговая стабильность по контрактам на недропользование. Правда, этой привилегией на практике могли воспользоваться только иностранные компании. Нашим такие многомиллионные подряды тогда были попросту не под силу. – В этой ситуации наверняка было непросто выстраивать политику в пользу отечественного производителя? – Наши природные ресурсы являются огромным богатством. Но, как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами, не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных. Это слова президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, сказанные еще двенадцать лет назад в 1997 году. «Ресурсное богатство» может обратиться в «сырьевое проклятие». Не изменив ситуацию, мы можем надолго оказаться загнаны в нишу стран сырьевой специализации. Сегодня требования времени для нашей страны другие. Чтобы жить и действовать в новых условиях, необходимы иное мышление и иной образ действий. Год назад глава государства в своем выступлении на международной конференции «Социальная ответственность бизнеса. Казахстанская модель» обозначил ориентиры политики государства: «Нам необходима собственная, казахстанская модель социально ответственного бизнеса, основанная на лучших мировых достижениях и одновременно учитывающая специфику развития нашей экономики, сложившихся общественных отношений. …Эта модель должна включать в себя реальное партнерство бизнеса и власти, принципы социально ответственной деловой практики построения социального диалога бизнес-сообщества с государством, институтами гражданского общества, основанного на взаимном уважении интересов, ценностей и позиций заинтересованных сторон». Казахстан намерен использовать успешный опыт стран-лидеров в этом вопросе. Сложившаяся мировая практика такова, что ответственность за благосостояние своего народа несет не только политическое руководство, как это было ранее, его разделяют и глобальные корпорации. – Какие меры стали приниматься, чтобы повернуть недропользователя лицом к отечественному производителю? – В 2007 году казахстанская сторона начала кампанию по ревизии всех контрактов в области недропользования с целью диверсификации интересов и уточнения содержания обязательств недропользователей, ранее обозначенных как принцип. Ведь тогда, более десяти лет назад, когда заключались некоторые контракты, такого понятия, как казахстанское содержание, попросту не существовало. Сейчас, безусловно, необходимо внести коррективы. В вышедшем на днях в свет законе о казахстанском содержании есть, к примеру, поправка, предусматривающая внесение во все ранее заключенные контракты пунктов, касающихся мониторинга казахстанского содержания и закупочного процесса. Это позволит максимализировать прозрачность этих процессов. Ведь для создания инфраструктуры добывающего комплекса тратятся очень большие суммы. И в данной ситуации логично рассчитывать, что большая часть этих денег должна быть направлена на развитие современного промышленного производства, на создание рабочих мест в Казахстане. Это с одной стороны. С другой, к сожалению, как показывает практика, большая часть инвестиций работает не на экономику Казахстана, а уходит за рубеж, продолжая развивать высокотехнологический промышленный комплекс иностранной индустрии. Например, объемы импорта в прошлом году в сфере недропользования превысили долю отечественной продукции в 10 раз! Это вопрос национальной экономической безопасности, и прибыль от эксплуатации углеводородных ресурсов, которые принадлежат народу Казахстана, должна идти во благо всех граждан страны, а не отдельных лиц и корпораций. Agip, BG, BP/Statoil, Eni, Mobil, Shell, Chevron, Total, INPEKS, Philips, ЛУКОЙЛ и ряд других гигантов могли бы выступить на нефтеносном шельфе Прикаспийского региона в роли тех линейных крейсеров, в фарватере которых казахстанская экономика могла бы значительно ускорить индустриально-инновационный прорыв на рынке технологий и продукции с высокой добавленной стоимостью. Компании, которым предоставлена возможность вести работы и реализовывать свои планы и проекты, на тех же месторождениях, как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, осознавали свою социальную ответственность, оказывая поддержку экономического и социального развития с учетом интересов граждан и бизнес-сообщества. Благодаря этому государство сможет диверсифицировать экономику за счет трансферта новых технологий, инфраструктурной модернизации, подготовки и обучения персонала и т.д. – Что подсказывает практика зарубежных стран относительно задачи по увеличению казахстанского содержания? – Мы изучали опыт многих государств по развитию замещения импорта. В качестве яркого примера можно вспомнить норвежский путь развития экономики. Будучи бедной территорией Европы, Норвегия менее чем за четыре десятка лет благодаря развитию нефтегазового комплекса сегодня занимает одно из лидирующих мест в мире по индексу человеческого развития, который определяется по продолжительности жизни, образованности и материальному уровню жизни. Для осуществления «норвежской мечты» требовались политическая воля, привлечение мировых нефтяных и газовых лидеров в страну, получение передовых научно-технических знаний, создание соответствующей материальной базы в сфере нефтегазодобычи, наработка практических навыков, то есть заимствование всех необходимых для развития ресурсов. Была создана система государственного управления и контроля над всеми видами деятельности в нефтяной отрасли, кроме того, созданы условия для развития новых отраслей промышленности на основе нефти, объединенные с норвежской индустрией. За довольно короткий промежуток времени в Норвегии сформировалась мощная нефтегазовая промышленность, которая, с одной стороны, обеспечивает благоприятные условия для привлечения инвестиций, а с другой – учитывает и сохраняет национальные интересы. Доля местного содержания, благодаря запросам нефтяной отрасли, здесь неуклонно росла, сформировав собственную сервисную индустрию. На сегодняшний день из чуть более 4,5 миллиона жителей королевства около 140 тысяч задействованы в бизнесе, так или иначе связанном с нефтедобычей. – А в чем секрет Норвегии? – Некоторые эксперты отмечают, что развитие системы снабжения местными конкурентными товарами и услугами, востребованными в нефтяной индустрии Норвегии, вовсе не предполагает их беспорядочное навязывание. В соответствии со статьей 54 королевского указа правительство Норвегии добивается обеспечения того, чтобы норвежские товары и услуги имели преимущество. Но только лишь в том случае, если они становятся конкурентоспособными по цене, качеству, объему и сроку выполнения работ. В последующем реализация данных указаний создала условия для проведения политики преференций норвежским товарам и услугам наряду с созданием инфраструктуры для обмена знаниями и осуществления совместных научных исследований. Норвежцы и сегодня придерживаются пути, который они выбрали однажды. Один из сотрудников Института Нансена как-то очень точно выразился: «Прошло то время, когда нефтяная компания могла просто заявить, что их дело найти и произвести нефть, а затем просто убраться с ней восвояси». Они верны своей основной стратегии государственного контроля над добычей нефти и газа, защиты национального суверенитета в отношении нефтегазодобывающей промышленности. Поскольку именно она является, по сути, фундаментом норвежской экономики, которая тянет за собой динамичное развитие значительной части промышленности этой страны. – Насколько реально в Казахстане перенять данный опыт? Вообще, каким путем пойдет наша страна в решении данного вопроса? – В ближайшей перспективе для Казахстана добывающий сектор также будет оказывать на развитие собственной экономики высокое влияние. Этот ресурс мы и намерены использовать для создания условий опережающего развития производства конкурентоспособной продукции с более высокой долей добавленной стоимости. Институт «казахстанского содержания» должен выступить той дорожной картой, которая должна быть использована при восстановлении нарушаемого действиями недропользователя баланса экономических интересов по контракту. – Кстати, могут ли возникать сложности при отслеживании обеспечения производства в крупных компаниях товарами и услугами казахстанских производителей? – В мировой практике уже накоплен достаточно большой опыт по раскрытию обходных схем при продвижении местного содержания. Коррупционные действия под видом материально-технического снабжения и продвижения отечественного контента напрямую связаны с откровенной слабостью управленческого менеджмента и надзором со стороны контролирующих органов. Данная тенденция пышным цветом расцветает там, где исполнительные органы держат в тепличных условиях национальные ресурсодобывающие компании. Другая сторона вопроса сопряжена с обслуживающими нефтяной сектор сервисными фирмами. Вместо привлечения местной рабочей силы некоторые иностранные корпорации и казахстанские компании, за которыми зачастую стоят все те же экспаты, не стесняются завозить в нашу страну собственных рабочих и управленцев, производят закупки за рубежом по завышенным ценам у аффилированных компаний, намеренно исключая возможность участия в конкурсах казахстанских поставщиков товаров, работ и услуг. Нетрудно заметить, что эти манипуляции напрямую противоречат изначальному смыслу «местного содержания», нацеленного на достижение конкурентных преимуществ за счет внедрения передовых технологий и ноу-хау в индустриальный сектор, а также подготовку специалистов из среды местного населения. Вместо того чтобы выступить локомотивом по продвижению и реализации проектов по освоению трудовых навыков мирового уровня и передовой высокотехнологичной культуры, что в первую очередь и подразумевает стратегия отечественного контента, инициатива по «казахстанскому содержанию» рискует погрязнуть в атмосфере бюрократии и равнодушия. А подрядчики, уж поверьте, сполна окупают свои затраты. В Казахстане практика свидетельствует о том, что существует низкий контроль над расходами в инфраструктурной модернизации, нередко фиксируется несоответствие объемов подрядных работ принятым международным стандартам, и этот список можно продолжать. В современных условиях, направленных на развитие экономики страны, приоритет должен быть отдан развитию и применению «местного содержания», а не разовому платежу в порядке компенсации. – Вы отметили, что в Норвегии продвижение товаров и услуг местных производителей не было навязчивым. Какой подход необходим в Казахстане? – Чтобы не стать провальным экспериментом в попытке внедрения «местного содержания» в добывающие сектора республики, необходим нетрадиционный подход к институциональной основе отечественного контента. С помощью создания Норвежского совета по нефти, имеющего статус совещательного и рекомендательного органа, был достигнут консенсус по вопросам сотрудничества между государственными чиновниками и менеджерами пришедших в Норвегию компаний и досконально проработаны вопросы долгосрочной политики в нефтяном секторе. Эффективность осуществления требований по местному содержанию прослеживается в Норвегии на основе вертикального взаимодействия между отечественными производителями и прямыми иностранными инвестициями в разведку и добычу со стороны транснациональных компаний. Для усиления политики в данном направлении министерство энергетики Норвегии организовало службу по товарам и услугам в качестве ревизионного органа по контролю и мониторингу материально-технического обеспечения и подрядных работ в международных нефтяных компаниях. Данная служба отслеживает методы осуществления закупок и тесно сотрудничает с международными операторами в целях совершенствования местного энергетического сектора услуг (в Республике Казахстан аналогичную работу проводит Казахстанское контрактное агентство). Эти и ряд других шагов прямого вмешательства государства позволили констатировать к 2007 году, что не только увеличение добычи нефти, но и «трансферт технологий и знания транснациональных компаний явились ключом к реализации национальных нефтяных потенциалов» Норвегии. – Как в перспективе, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация с обеспечением роста потребности в казахстанских товарах и услугах? – Казахстан – нефтяная страна, и мы сознательно желаем развивать как эту отрасль, так и сопутствующие ей производства, а также сервисный рынок услуг и работ для данного сектора экономики. Наша республика приняла курс на форсированную индустриализацию и отход от сырьевой направленности экономики за кратчайшие сроки, определенные главой государства. Говоря о развитии экономики, нужно отдать должное той политике, которую Нурсултан Назарбаев продолжает вести, направляя все усилия на поддержку реального сектора экономики и социальных программ, несмотря на условия мирового финансового кризиса. Республика будет действовать правовыми методами, сохраняя стабильность заключенных в конце прошлого века контрактов до тех пор, пока сам недропользователь не поставит вопрос о пересмотре условий заключенных контрактов в связи с общей либерализацией налогового режима в республике. В этом случае принимающая сторона пойдет на улучшение показателей недропользователя по контракту, но уже с учетом изменившихся запросов республики, то есть на основе соблюдения баланса экономических интересов партнеров. Нельзя упускать из вида и тот факт, что поскольку гарантии стабильности условий контрактов не распространялись на изменение законодательства в области национальной безопасности, вполне оправданной и не нарушающей интересы инвесторов законодательной инициативой явилось бы уточнение (корректировка) уже существующих положений по ранее заключенным контрактам в отношении казахстанского содержания. Ряд положений современной международной легислативной базы также предусматривает возможность оптимизации права в пользу местного содержания. Для Казахстана, до последнего двадцатилетия пребывавшего в тисках традиционализма и периферийной зависимости, реализация стратегии «местного содержания» и есть тот шанс пробить брешь «ресурсного проклятия», когда с помощью зарубежных партнеров страна cможет встать в ряд 50 конкурентоспособных государств, обогнув на виражах технологическую отсталость. Как совсем недавно отметил Нурсултан Назарбаев: «Наше будущее – в наших руках, победа будет за нами!»
Асан КУАНОВ, Алматы | |