Цены – больной вопрос даже для слабоуязвимых категорий населения. Так или иначе, бьют по всем. Дорожает ли бензин или продукты питания… А удорожание продуктов питания, помимо просто негативной окраски, имеет еще и окраску социально значимую.О возможных приемах, с помощью которых государство могло бы контролировать эти процессы, мы поговорили с директором центра макроэкономических исследований Олжасом Худайбергеновым.
– При рассмотрении причин вмешательства государства в регулирование цен на рынке, на ваш взгляд, на что следует обращать внимание в первую очередь? – Вообще, факторов – великое множество. Есть просто два простых критерия: цены должны быть доступными и стабильными. Все, что вызывает несоответствие цен этим критериям, является предметом работы для государства. И чем больше это отклонение, тем больше масштаб и жесткость принимаемых мер. Есть три основных параметра, которые вызывают рост цен при условии сохранения объема денежной массы. Это рост тарифов монополистов, девальвация валюты при низком уровне внутреннего производства и спекуляция. Есть еще и посредники, но это больше административный вопрос. Например, рост цен на хлеб в конце 2007 года вызван спекуляциями на мировом рынке зерновых фьючерсов. После проблем на ипотечном рынке недвижимости США спекулянты решили переориентироваться на хлеб. Цена стала расти, и, конечно же, казахстанским производителям зерна стало выгоднее продавать его за рубеж. Надо заметить, что рост цен на зерно наблюдался, несмотря на рекордный урожай 2007 года: сборы превысили показатель 2006 года почти на 4 процента, а мировое население выросло всего на 1,3 процента. Так же можно сказать про стоимость жизни, которая резко возросла из-за спекуляций на рынке недвижимости. Именно из-за этого наблюдается феномен, что люди требуют высокую зарплату, несмотря на низкую производительность труда. Поэтому любые спекуляции должны максимально оперативно гаситься. Скажем, спекуляции на рынке недвижимости могут быть подавлены за счет введения налога на скорую продажу или запрета на покупку третьего жилья. По монополистам отдельный вопрос. Каждый раз они жалуются, что не хватает денег на ремонт, и обосновывают все очень логично. Этой логике хочется верить, если допустить отсутствие коррупции. Если бы не этот фактор, то рост тарифов монополистов происходил бы раз в десятилетие. Стоит отметить, что на фоне кризиса монополисты никак не снижали свои тарифы, а теперь, поверив в прекращение кризиса, только лишь за последний год добились повышения стоимости своих услуг на 27 процентов. Что касается девальвации, то она, по идее, не должна задевать тех, у кого тенговые кредиты и доход в тенге. Но в том-то и дело, что 60 процентов кредитов выдано в иностранной валюте и около трети являются валютно-индексированными. Те, у кого были валютные кредиты, были вынуждены компенсировать удорожание долга. Здесь надо сделать так, чтобы те, кто работал на внутреннем рынке, получил кредиты только в тенге безо всякой привязки к зарубежным валютам. – Как вы считаете, с чем связана реакция госорганов (Агентства по защите конкуренции) на подорожание в начале мая 2010-го цен на ГСМ? Как объяснил глава этого ведомства, мера призвана преодолеть прошлогодний дефицит на топливо, а также для уравнения цен с ценами на бензин российского производства и его пропуска на казахстанский рынок. – По рынку ГСМ надо бороться с посредниками, из-за которых не найдешь виноватого. Можно внедрить такую норму, что между НПЗ и заправками не должно быть посредников, если они находятся в одном городе. А если в разных городах, то максимум один посредник, да и то он должен быть официальным дистрибьютором НПЗ. Так можно будет увидеть масштаб накрутки и, соответственно, понять, как снизить ее. Если в итоге НПЗ сговорятся и вместе поднимут цены, то опять же легко будет это увидеть. – Для стабилизации местных цен в Павлодар завезли овощи из Китая. Судя по словам представительницы акимата, подобный шаг заставит местных производителей снизить стоимость своей продукции. Можно ли это рассматривать как попытку ущемления интересов отечественных производителей? – Павлодарский способ применим лишь тактически 1–2 раза. Но в целом города должны создавать вокруг себя продовольственные пояса. И чем он будет шире, тем лучше. Потом надо ставить под контроль овощехранилища, облегчить транспортные потоки и так далее. Кстати, завоз овощей из за рубежа позволит победить лишь рост цен, но он ударит и по производителю. В целом сельскохозяйственный рынок должен быть максимально зарегулирован, как это наблюдается в США и Европе, а также необходимо выделять дотации аграрному сектору в таком размере, чтобы они могли снижать цены на свою продукцию на 50–60 процентов. Идеология свободного рынка именно на рынке сельхозпродукции губительна как для самой отрасли, так и для населения, которое в итоге получит все дорого. Тут еще и Таможенный союз. Простой пример: в наши северные области теперь будет поставляться молоко из Тюмени. Получится ли увидеть обратную тенденцию, мягко говоря, вопрос.
Темир БОЛАТОВ, Алматы | |