| Авто себе дороже | Таможенный союз в перспективе, конечно, сулит многие выгоды, но пока непонимание некоторых его положений влечет лишь проблемы. На днях министерство по экономическому развитию и торговле подняло одну из них.Дело в том, что комитет таможенного контроля министерства финансов неверно изложил разъяснение по поводу льготного ввоза автомобилей со сроком эксплуатации от 3 до 10 лет своим региональным департаментам. В результате сотни казахстанцев не смогли оформить авто. Сейчас этот вопрос нашел свое решение. Тем не менее кое-где на местах руководствуются распоряжением двухнедельной давности по сей день.Одновременно продолжаются разногласия внутри самого таможенного союза. Третий его участник – Республика Беларусь, по-прежнему, стоит в позе. И уже не понятно, чем это закончится.
На текущей неделе правительственные адреса электронной почты, а равно и блоги министров буквально заполонили письма с жалобами на действия таможенников. Дело в том, что с этого месяца был введен в действие новый Таможенный кодекс Таможенного союза. Но, видимо, отдельные пункты, как водится, в спешке прописать понятно не успели. А потому вышла неразбериха. «Я 10 июля приобрела машину в Германии. Она 2006 года выпуска, хотела растаможить ее по льготной ставке, но в таможне столкнулась с такой проблемой: потребовали «шапку» в 500 долларов. Получается, мне нужно заплатить в кассу 1000 евро и еще 500 долларов сверху», – жалуется на блоге жительница Алматы. «В июне 2010 года были официально объявлены ставки по льготному таможенному режиму. Сборы, акциз и НДС на импорт новых авто и авто до 3 лет с момента выпуска будет ставка 0,75 евро за куб. Но позже, второго июля, опубликовали постановление, где говорится, что льготы действуют только на авто более 3 лет с момента выпуска. Наш автомобиль 2009 года выпуска куплен за 24500 долларов. Вместе со всеми расходами цена должна была сложиться на 30000 долларов. Но вышло больше. А у нас нет такой громадной суммы», – говорится в другом письме в адрес Министерства по экономическому развитию и торговле. «При попытке продать автомобиль я с толкнулся с проблемой: в таможенном управлении города Атырау мне не разрешают осуществить продажу автомашины, ставят печать на моей таможенной декларации «БЕЗ ПРАВА ОТЧУЖДЕНИЯ». При этом не указывая срок действия данной печати. Ссылаются на некое письмо Таможенного комитета (которое мне не показывают, что дает мне право сомневаться в его существовании). Неужели и в техпаспорте поставят тот же самый штамп?» – вопрошает еще один казахстанец. И так далее. Ежедневно в комитет таможенного контроля Министерства финансов поступает до сотни таких обращений. Что стало причиной такого ажиотаж, попытался разобраться «Литер». Перво-наперво на блоге самого Министерства по экономическому развитию и торговле пояснили, что, когда говорилось о введении льготного режима, это являлось переговорной позицией Казахстана. Однако по результатам переговоров, учитывая, что наши страны занимаются проектами в сфере автомобилестроения, была достигнута договоренность о введении льготного режима только в отношении легковых автомобилей со сроком эксплуатации от трех до десяти лет. Данный льготный платеж включает в себя как импортную таможенную пошлину, так и все необходимые к уплате налоги (НДС, акциз). Все остальные легковые автомобили ввозятся по ставкам ввозных таможенных пошлин, зафиксированных в Едином таможенном тарифе. В одном из департаментов таможенного контроля нам в отношении происходящего пояснили несколько иное. – А какие могут быть претензии к таможенникам? – возмутился руководитель Департамента таможенного контроля по Алматинской области Курманбек Артыкбаев. – Если, допустим, вы приобрели новый автомобиль по цене пятьдесят тысяч долларов, растаможка вам, в соответствии с Единым таможенным тарифом, обойдется в сорок две тысячи долларов. Льготная растаможка распространяется в данном случае только на машины со сроком службы от трех до десяти лет. Без права отчуждения в течение пяти лет. Такой вот недвусмысленный ответ. Кстати, то же самое мы услышали и еще в нескольких региональных департаментах таможенного контроля. То есть изначально всем им, надо полагать, была дана неправильная установка. Между тем, когда на Министерство по экономическому развитию и торговле под руководством госпожи Айтжановой обрушился поток жалоб, оно вынуждено было оперативно отреагировать. – Мы буквально на днях направили соответствующее письмо в Комитет таможенного контроля с разъяснением нового закона о ввозе, – пояснил нам генеральный директор АО «Центр развития торговой политики при Министерстве по экономическому развитию и торговле» Руслан Султанов. – В частности, мы запретили ставить штампы «Без права отчуждения». Гражданин Казахстана может ввезти автомобиль 3–10 лет эксплуатации по льготной таможенной ставке. Однако при этом в течение пяти лет он не сможет его продать гражданину Российской Федерации.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы
| |
|