| Под козырек | Правоохранительные органы оперативно отреагировали на выступление главы государства на совещании по вопросу реформирования правоохранительных органов.Хотя, конечно же, задача была поставлена раньше, в январском послании президента народу Казахстана. Проблеме реформирования правоохранительной системы был посвящен раздел «Внутриполитическая стабильность – надежный фундамент реализации стратегического плана-2020». Сегодня министр внутренних дел Серик Баймаганбетов комментирует «Литеру» предложения президента страны по поводу структурных реформ в ведомстве. В частности, по его словам, благодаря новому подходу в системе МВД может появиться больше работников за счет освобождения органов внутренних дел от несвойственных функций. Также, по расчетам министерства, в 2011 году каждое третье преступление будет расследоваться в упрощенном порядке, то есть при наличии неопровержимых доказательств и признании вины подозреваемыми дела могут передаваться через прокурора в суд в 10-дневный срок. Если система заработает, можно будет ожидать большей ее эффективности.
В Казахстане стартовала реформа правоохранительных структур, которая предусматривает не только повышение эффективности работы «стражей закона», но и профилактику преступности в обществе, защиту конституционных прав и свобод граждан, а также гуманизацию системы наказания. Какой станет полиция будущего? Ответ на этот и другие вопросы сегодня газете «Литер» дает министр внутренних дел Серик Баймаганбетов. – На днях в Акорде состоялось совещание с участием главы государства по вопросу реформирования правоохранительных органов. Какие задачи были поставлены перед вами? – Президент страны Нурсултан Назарбаев определил стратегические направления дальнейшей реформы правоохранительной системы и обозначил основные приоритеты деятельности органов внутренних дел. Одним из важнейших направлений деятельности казахстанской полиции было названо повышение эффективности работы. В связи с этим предусматривается освобождение органов внутренних дел от несвойственных функций. Сегодня 17 тыс. сотрудников специализированной службы охраны заняты на полутора тысячах объектов. Практически они несут посменную работу и не участвуют в обеспечении правопорядка. В то же время на рынке охранных услуг уже работают свыше трех с половиной тысяч субъектов с общей численностью более 82 тыс. охранников. Поэтому передача в конкурентную среду наших охранных функций, за исключением защиты особо важных стратегических объектов, позволит высвободить значительную численность сотрудников и укрепить силы охраны общественного порядка. Этому также будет способствовать передача медицинских вытрезвителей системе здравоохранения и центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних – в ведение органов образования. – Что предусматривается в рамках реформ правоохранительной системы для профилактики правонарушений? – Одна из важнейших составляющих проводимой реформы – это повышение эффективности профилактики правонарушений. К сожалению, самостоятельно полиция не в состоянии решать многие вопросы в этой сфере. Следует отметить, что 75 процентов преступлений совершается безработными, основная масса несовершеннолетних преступников – дети из неблагополучных семей. Поэтому передача местным органам власти функций социальной адаптации и реабилитации ранее судимых лиц, разработка соответствующих региональных программ и привлечение институтов гражданского общества, безусловно, позитивно отразятся на криминогенной обстановке в республике. – Проблема незаконной миграции набила оскомину, она влияет как на уровень преступности, так и на рынок труда в Казахстане. В связи с чем президент поручил правительству создать в структуре МВД Комитет миграционной полиции. Насколько это повысит КПД правоохранительных структур в борьбе с нелегальной миграцией? – Экономический рост и общественно-политическая стабильность привлекают в Казахстан все большее число мигрантов. Это закономерное явление, с которым сегодня сталкиваются буквально все развитые страны. В 2010 году в Казахстан уже прибыло около 700 тыс. (+5 процентов) иностранцев. Ожидается, что дополнительным катализатором миграционных процессов выступит Таможенный союз. Ведь общий рынок предполагает свободное перемещение не только товаров и капиталов, но и рабочей силы. В то же время действующая система миграционного контроля явно недостаточна. Одна из причин – это большое количество государственных органов, осуществляющих миграционный контроль. В настоящее время их восемь, и при этом в Казахстане растет число выявленных органами внутренних дел нарушений миграционного законодательства. В этом году в административном порядке наказаны почти 100 тыс. иностранцев (+13 процентов), 12 тыс. из них были выдворены из страны. Кроме того, за незаконное использование иностранной рабочей силы к ответственности привлечены 1,5 тыс. работодателей. В целом же гражданами других стран ежегодно совершается до 2,5 тыс. преступлений. Создание в МВД Комитета миграционной полиции, безусловно, повысит эффективность государственного регулирования в этой сфере, тем более что в Министерстве внутренних дел и в областных департаментах уже имеются подразделения миграционной полиции. Но они пока малочисленны и нуждаются в материально-техническом и кадровом укреплении. – Другая проблема Казахстана, которая часто фигурирует в криминальной сводке, это нелегальный оборот наркотиков. Что предпримет ваше ведомство для усиления противодействия этой угрозе обществу? – В соответствии с установками главы государства, одним из приоритетов в работе нашего министерства является борьба с незаконным оборотом наркотиков. Разработана и реализуется программа борьбы с наркоманией и наркобизнесом на 2009–2011 годы, утвержденная в мае текущего года. Это очень сбалансированный и серьезный документ. Особенностью программы является ее значительное финансовое обеспечение. Основная доля средств выделяется на перекрытие южных границ для пресечения контрабанды афганских опиатов через территорию страны. Речь идет об оснащении таможенных и пограничных служб современной досмотровой техникой в пунктах пропуска через границу, а также ее периметра. Кроме того, в программе существенно усилены «социальные» направления – первичная профилактика, лечение наркозависимых и антинаркотическая пропаганда. Для усиления борьбы с наркобизнесом и пресечения каналов поставок наркотиков в 2010 году за счет перераспределения внутренних кадров Министерством внутренних дел было создано два специализированных управления с дислокацией в Шымкенте и Караганде. Они напрямую подчинены Комитету по борьбе с наркобизнесом министерства. Кроме того, действуют еще два межрегиональных управления по борьбе с организованной преступностью. Подобная вертикаль подчинения непосредственно профильным службам МВД исключает местное влияние на разработку организованных преступных групп, позволяет сконцентрировать усилия комитета на борьбе с крупными сбытчиками наркотиков и пресечении каналов наркотрафика. Передача в исключительную подследственность органов внутренних дел всех наркопреступлений и система вертикальной подчиненности комитету МВД территориальных подразделений по борьбе с наркобизнесом кардинально повысят ее результативность и устранят дублирование в деятельности правоохранительных органов. – Одной из причин роста ДТП на дорогах выступает не только человеческий фактор, но и техника. Большинство автолюбителей в Казахстане, – это владельцы подержанных машин. В связи с этим глава государства распорядился передать функции техосмотра в конкурентную среду, т.е. в частный сектор. Насколько такая мера способна повысить безопасность на дорогах? – Важным направлением работы полиции было и остается обеспечение дорожной безопасности. Как вы правильно заметили, одна из основных причин аварийности – это неудовлетворительное техническое состояние автотранспорта. К сожалению, дорожная полиция сегодня не располагает необходимой базой для диагностики автотранспорта. В ее распоряжении имеется всего 7 станций технической диагностики, в т.ч. 6 на условиях аренды, и 22 передвижные лаборатории. Развитие этой базы в структуре министерства требует значительных финансовых затрат. При этом автопарк республики ежегодно растет и уже достиг отметки в 3,3 млн автомашин. Поэтому передача функций диагностики и технического осмотра автотранспорта в конкурентную среду, с одной стороны, повысит качество услуг, с другой – позволит сконцентрировать усилия дорожной полиции непосредственно на контроле за безопасностью на дорогах. – Глава государства также говорил о необходимости гуманизации системы наказания. В конце концов, не суровость наказания способствует снижению преступности, а ее неотвратимость. Что предпринимает ваше ведомство в данном направлении? – В последние годы растет число лиц, подвергнутых судами административному аресту. В значительной степени это связано с декриминализацией отдельных составов преступлений. При этом хочу заметить, что число арестованных правонарушителей возросло с 27 тыс. в 2007 году до 50 тыс. в 2009-м. В текущем году их количество достигло уже 30 тыс. человек. Все они содержатся в специальных приемниках органов внутренних дел, которые для этого не приспособлены. Между тем речь идет об исполнении назначенных судом наказаний – это прямая задача органов Министерства юстиции. Поэтому поэтапная передача им этой функции будет отвечать международным стандартам и положениям концепции правовой политики, утвержденной указом Нурсултана Назарбаева. – Глава государства говорил об оптимизации и упрощении работы системы правоохранительных органов. Что предпринимает МВД? – С января текущего года действует разработанный по инициативе МВД закон об упрощенной форме досудебного производства. Речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые прежде расследовались месяцами. Теперь при наличии неопровержимых доказательств и признания вины подозреваемыми дела могут передаваться через прокурора в суд в 10-дневный срок. В таком порядке уже завершено производством свыше 6 тыс. дел, это около 15 процентов от числа направленных в суд уголовных дел. По нашим прогнозам, в упрощенном порядке в 2011 году будет расследоваться каждое третье преступление. Распространение такой формы производства на очевидные тяжкие преступления даст возможность сосредоточить усилия полиции на раскрытии неочевидных тяжких преступлений. Такой подход приблизит нас к международным стандартам. – Процесс оптимизации предусматривает не только сокращение времени расследования уголовных дел и последующую передачу их в суд, но и появление компактного и профессионального аппарата, сокращение расходов… – Вы правы. Наше министерство продолжает сокращение управленческих звеньев и численности обеспечивающих служб как в центральных органах, так и в областных департаментах. Подобные меры укрепят низовые городские и районные органы внутренних дел – основное звено в системе МВД. Этому будет способствовать и решение о централизации управления системой транспортной полиции в одном департаменте. Главой государства поставлена перед полицией задача повышения уровня доверия со стороны населения, обеспечения реальной, а не показной защиты конституционных прав и свобод граждан. Все это становится основным критерием в оценке нашей работы. Для этого мы ужесточили учетно-регистрационную дисциплину, ввели электронную систему регистраций заявлений, активизировали работу по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых в общественных местах. Это повлекло определенный рост зарегистрированных преступлений в основном за счет мелких краж, грабежей и хулиганства, которые прежде зачастую укрывались. Полная регистрация преступлений – это палка о двух концах, так как от роста уровня преступности напрямую зависела оценка деятельности полиции. Поэтому установки президента страны по пересмотру и корректировке основных критериев оценки работы правоохранительных органов исключат стимулы к укрытию преступлений и манипуляции статистикой. В завершение хотелось бы отметить, что Министерство внутренних дел готово к решению поставленных главой государства задач. | |
|