Важнейшим подтверждением успешности казахстанского председательства является решение о проведении саммита организации. К нему можно относиться по-разному, но факт остается фактом: 55 государств – членов ОБСЕ сказали свое «да» в ответ на предложение нашей страны. В этой ситуации более чем странно выглядят попытки отдельных «правозащитников» подорвать доверие к действующему председателю, вплоть до призывов отменить саммит. Но как можно сопоставлять столь несопоставимые вещи – проблемы, зачастую гиперболизированные, Казахстана и вопросы безопасности на всем пространстве от Ванкувера до Владивостока. Саммит, безусловно, нужен Казахстану – хотя бы с позиций повышения имиджа, информированности международного сообщества о процессах, протекающих в нашей стране. И в этом отношении даже оппоненты, сами не желая того, льют воду на нашу мельницу, поскольку известно: плохой рекламы не бывает. Элементарно, после показа фильма «Борат» значительно возрос туристический поток, проходящий через Казахстан. И туристы, открывая для себя совсем другую страну, не имеющую ничего общего с творчеством Саши Барона Коуэна, не расстраивались, поскольку нам действительно есть что показать миру. А тут только на саммит приедут около 1,5 тысячи журналистов, большое число политиков. Повышенное внимание к нашей стране, соответственно, будет способствовать привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест, окажет мультипликативный эффект на развитие экономики. На этом фоне попытки оппонентов дискредитировать казахстанское председательство, саму идею проведения встречи в верхах выглядят неубедительно. Да и по сути их замечания наталкивают на мысль о верхоглядстве. Взять, к примеру, дискуссии, которые ведутся относительно декриминализации клеветы. Это излюбленная тема правозащитников в контексте продвижения свободы слова на пространстве ответственности ОБСЕ. Безусловно, за клевету в Казахстане могут привлечь к уголовной ответственности. Это вопрос внутреннего законодательства Казахстана, которое в одночасье не изменить. Но почему-то не учитывается тот факт, что в августе этого года президент РК Нурсултан Назарбаев инициировал проведение реформы правоохранительной системы республики. Суть ее состоит в либерализации уголовного законодательства и декриминализации преступлений, не представ-ляющих большой общественной опасности, совершенствовании и упрощении судопроизводства в целях защиты прав и законных интересов граждан. Звучали замечания и по закону об Интернете, который был принят в Казахстане в прошлом году и, по мнению некоторых экспертов, препятствует свободе выражения мнения в Сети. Однако эксперты почему-то не упоминают о том, что закон разрабатывался при содействии экспертов ОБСЕ. Напротив, утверждается, что он противоречит международным нормам. Так, например, высказывались опасения, что закон насильственно придает авторам блогов и замечаний в чатах статус журналиста со всеми вытекающими последствиями. Сегодня в Казахстане интернет-ресурсы действительно отнесены к числу СМИ. Но при этом на них не распространяются требования о постановке на учет, получении лицензии, нет запретов на распространение сведений. Запрет может быть наложен только в том случае, если сведения противоречат требованиям законодательства. Да и то только по решению суда. А теперь скажите, разве в нормальных цивилизованных странах отношения власти и интернет-сообщества выстраиваются как-то по-другому? Назовите мне страну, где официально разрешены призывы к межнациональной розни? Напротив, воспрепятствование подобным явлениям – одна из задач ОБСЕ в рамках третьей корзины. Так что Казахстан вполне адекватно реагирует на вызовы глобализации. Собственно, председательство в ОБСЕ во многом продиктовано именно желанием обезопасить границы на пространстве ответственности организации от деструктивного влияния различных сил. Наша задача – обеспечить стабильность по всем трем измерениям безопасности, поскольку только в этих условиях можно обеспечить устойчивое развитие. Безусловно, мы преследуем вполне прагматичную цель – привлекаем внимание организации к проблемам Цент-ральной Азии. Но в этом заинтересована и Европа. Как сказал президент Нурсултан Назарбаев, речь идет о том, что сегодня обеспечить прочную европейскую безопасность, не учитывая азиатское измерение безопасности, в принципе невозможно. Безопасность наших государств неотделима от безопасности соседей, даже если они не входят в ОБСЕ. В этой связи Казахстан, как действующий председатель, прилагает максимум усилий по противодействию новым вызовам на пространстве ОБСЕ и является коспонсором ряда важных проектов в сфере борьбы с терроризмом, различными видами трафика и укрепления границ. Впрочем, вернемся к третьей корзине. Правы те, кто желает максимально ускорить процесс демократических реформ в Казахстане. Но в данном случае спешка – не лучший союзник. Революционное нетерпение, как показывает опыт соседних с Казахстаном стран, приводит к весьма печальным последствиям. В качестве примера может служить Кыргызстан, который до сих пор не выбрался из экономического коллапса в результате совсем не демократической революции. Предстоящий саммит ОБСЕ и есть та самая площадка, на которой будет решаться судьба организации. Для обсуждения на ней выносятся действительно значимые и актуальные вопросы международной жизни, в первую очередь построение единой архитектуры безопасности, реализация «процесса Корфу», реабилитация и помощь Афганистану и многие другие. Успешное проведение саммита глав государств обещает стать символом возрождения духа Хельсинки в новых исторических условиях. И Казахстан приложит все свои усилия, чтобы этот процесс продвигался далее в духе Астаны, в духе сближения мусульманской и христианской цивилизаций, углубления понимания между Востоком и Западом.
Александра ХЕ, Астана | |